Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Павлово
Урок- игра
« край родной навек любимый»
Подготовила:
Яшурина Марина Витальевна,
учитель географии,
МБОУ СШ №1 г. Павлово, Нижегородской обл.
г. Павлово
2013
Объяснительная записка.
Раскрытие творческих возможностей человека, особенно ребёнка, наиболее успешно осуществляется в процессе игровой деятельности. В игре активизируются познавательные процессы, формируются взгляды и убеждения, приобретается опыт коллективной и групповой работы, желания самому найти правильный выход из той или иной ситуации, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам и выработать собственное отношение к их разрешению, а также показать свои интеллектуальные способности
Особенно интересно, когда урок проходит в форме игры. Игра состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке.
Область применения методического материала:
На уроках краеведения;
Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;
В процессе реализации Недели Географии в школе;
Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);
Возраст обучающихся: 12-15 лет, учащиеся 7-9 классов.
Цель: создать условия для реализации географических компетенций учащихся, привить любовь к свое малой родине и повысить интерес к предмету география .
Формирование УУД.
Личностные УУД (повысить свою самооценку по предмету).
Коммуникативные УУД (умение общаться в группе, слушать других, высказывать своё мнение).
Формы и методы реализации:
Игра проводится как индивидуально, так и в группах;
Осуществляется работа с картографическим материалом и другими источниками информации.
Средства реализации: географическая и контурная карты Нижегородской области, текст и кроссворды, конверты и карточки с названиями, наборы разрезанных контурных карт - пазлов; компьютер, проектор, музыкальное оформление т.д
Ход урока – Игры:
1.Создание команд (команды формируются произвольно по фрагментам карт, которые получили дети, команда состоит из 5- 6 человек);
2.Подготовка представления команд;
3.Вступительное слово ведущего.
4.Представление команд.
5.Представление жюри.
6.Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
7.Конкурс «Собери карту»
8.Конкурс «Географическая почта»
9.Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
10.Конкурс «Экскурсоводы»
11.Подведение итогов. Работа жюри.
12.Награждение.
13.Рефлексия.
Проведение основных этапов игры:
Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
Команды получают контурные карты. На них обозначены объекты, которые нужно угадать (реки, города, возвышенности, природные памятники и культурные памятники, крупные промышленные предприятия, озера, т.е. географические объекты Нижегородской области).
Командам предлагается за 3минуты на выполнение задания. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильней перечислит необходимые объекты.
Конкурс «Собери карту».
Из разрезанных частей географической карты Нижегородской области – пазлы, собрать целую карту, на скорость.
Конкурс «Географическая почта».
Команды получают конверт с надписями: «зона тайги», « зона смешанных лесов», « степная зона» (3 конверта на команду). Каждой команде раздаются карточки (24) с надписями почв, видов животных, растений произрастающих в данных природных зонах.
почвы | животные | растения |
Торфяно-болотные | Хорёк | Лиственница |
Серые лесные | Жаворонок | Ясень |
Дерново-подзолистые | Глухарь | Ель |
Чернозём | Бурый медведь | Вяз |
| Рысь | Ольха |
| Бобр | Рябина |
| Барсук | Ковыль |
| Ёж | Мятлик |
| Кабан | Жимолость |
| Ястреб | Шиповник |
Задача команды правильно разложить эти карточки по адресам за определённое время – 5 минут.
Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри.
Ключ:
Конверт «Тайга» | Конверт «Смешанные леса» | Конверт «Степная зона» |
Торфяно-болотные | Серые лесные | Чернозём |
Дерново-подзолистые | Барсук | Хорёк |
Глухарь | Ёж | Жаворонок |
Бурый медведь | Кабан | Ястреб |
Рысь | Ясень | Ковыль |
Бобр | Вяз | Мятлик |
Лиственница | Ольха | Жимолость |
Ель | Рябина | Шиповник |
Конкурс-кроссворд, «Какие это реки?»
Командам дается задание разгадать кроссворд о реках Нижегородской области. Разрешается использовать атласы Нижегородской области.
Задания:
Правый приток Волги, протекает по территории Кировской, Костромской, Нижегородской областей и республики Марий Эл.
Крупнейший из правых притоков Волги, берет начало из родника в Орловской области.
Четвертый по длине приток Ветлуги, протекает недалеко от оз.Светлояр, по территории Нижегородской области и республики Марий Эл.
Крупное водохранилище на р.Волге, образовано плотиной Нижегородской ГЭС, maxглубина – 22 метра.
Левый приток реки Сура, протекает на юге территории Нижегородской области и по территории республики Чувашия.
Ключ: Ветлуга; Ока; Люнда; Горьковское; Алатырь.
5.
2.
3.
4.
1.
Конкурс «Экскурсоводы».
Команда должна разработать небольшой туристический маршрут по городу Павлово и представить его. На задание даётся 6 минут + защита 5 мин.
Учитывается:
Значимость маршрута.
Знание объектов маршрута.
Дополнительная информация.
Подведение итогов. Работа жюри.
Для оценки каждого конкурса следует опираться на оценочную таблицу:
Конкурс | Максимальное количество баллов | Время выполнения |
Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?» | За каждый правильно названный объект-1 балл. | 3 мин. . |
Конкурс «Собери карту» | Собранная правильно карта – 6 баллов, за скорость -1 балл дополнительно. | Кто быстрее. |
Конкурс «Географическая почта» | Всего 24 балла команде, если все конверты правильно упакованы. В конверте – 8 баллов. | 5 минут |
Конкурс-кроссворд «Какие это реки?» | 5 баллов, по 1 – за каждый правильный водный объект, + 1 балл за скорость. | Кто быстрее. |
Конкурс «Экскурсоводы». | 1.Значимость маршрута. 2.Знание объектов маршрута. 3.Дополнительная информация. 3 балла | 6 мин+ 5мин. |
В конце игры баллы суммируются, и определяется команда-победитель.
Рефлексия.
В конце игры каждый участник может выразить своё отношение к игре прикрепив кружочки определённого цвета на специальном поле «Моё отношение».
Игра мне понравилась, я узнал(а) много нового. | Мне было интересно | Мне не понравилась игра, ни чего нового я не узнал(а). |
Виды кружочков
Красный - мне понравилось;
Зелёный – было интересно;
Жёлтый - не понравилось.
Таким образом педагог может определить настроение участников игры и сделать свои выводы.
Перечень источников информации.
Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Т.П. и т.д. Заповедные места Нижегородской области.- Н.Новгород, «Волго-Вятское книжное издательство», 1991.
Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – Горький: ГООПО, 1990.
Винокурова Н.Ф., Игнатьева Г.А., Камерилова Г.С. Методика изучения географии Нижегородской области. Методические рекомендации. – Н.Новгород, 1992.
География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты \ авт.-сост. В.Н.Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
Каюмов А.А. Лекарственные растения Нижегородской области и их охрана. – Н.Новгород, 1991.
Отечество моё Нижегородское: Книга для чтения/Сост. Г.С.Камерилова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2009.
Сидоренко М.В. Федоровский Д.Н. Экскурсии в природу Нижегородского Заволжья.- Н.Новгород, 2010.
Ярымов Ю.С. Лысково. История, георафия, культура, экономика, перспективы развития. 264 с.