СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является наглядным сопровождением к уроку литературы в 6 классе на тему "Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета"

Просмотр содержимого документа
«"Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета"»

МКОУ Коммунаровская оош Урок литературы в 6 классе Тема урока : «Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета» Учитель русского языка и литературы Донченко Н.Н. 2017 – 2018 уч.г.

МКОУ Коммунаровская оош

Урок литературы в 6 классе

Тема урока :

«Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета»

Учитель русского языка и литературы

Донченко Н.Н.

2017 – 2018 уч.г.

Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров.  Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…  Л.Озеров  А. А. Фет

Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам… Л.Озеров

А. А. Фет

Словарь урока Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении Поэт-пейзажист – поэт, описывающий природу в стихотворении Лирика – род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания Лирический герой – герой лирического произведения Пейзажная лирика - показывает отношение автора к природе; чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы, передача лирического настроения происходит через пейзаж

Словарь урока

  • Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении
  • Поэт-пейзажист – поэт, описывающий природу в стихотворении
  • Лирика – род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания
  • Лирический герой – герой лирического произведения
  • Пейзажная лирика - показывает отношение автора к природе; чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы, передача лирического настроения происходит через пейзаж
Высказывания о творчестве Фета «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером , где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари , переливается в звук …»  А.К.Толстой «…Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…  …  Стихи Фета звучат песенно и романсово ещё до того, как к ним прикоснулся музыкант. Они рвутся со страницы – ввысь, к сердцу. На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Гречанинов и Балакирев и многие другие»  Л.Озеров «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония»  А.Дружинин

Высказывания о творчестве Фета

  • «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером , где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари , переливается в звук …»

А.К.Толстой

  • «…Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…
  • Стихи Фета звучат песенно и романсово ещё до того, как к ним прикоснулся музыкант. Они рвутся со страницы – ввысь, к сердцу. На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Гречанинов и Балакирев и многие другие»

Л.Озеров

  • «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония»
  • А.Дружинин
Тема урока:  « Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета» Знать: биографию А.А.Фета словарь урока изобразительно-выразительные средства языка Уметь: выразительно читать стихотворение отвечать на вопросы рисовать словесные картины работать самостоятельно и в группах

Тема урока: « Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета»

  • Знать:
  • биографию А.А.Фета
  • словарь урока
  • изобразительно-выразительные средства языка
  • Уметь:
  • выразительно читать стихотворение
  • отвечать на вопросы
  • рисовать словесные картины
  • работать самостоятельно и в группах
А.А.Фет«Бабочка» Ты прав. Одним воздушным очертаньем       Я так мила.  Весь бархат мой с его живым миганьем -       Лишь два крыла.   Не спрашивай: откуда появилась?        Куда спешу?  Здесь на цветок я легкий опустилась        И вот - дышу.   Надолго ли, без цели, без усилья,        Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья        И улечу.   1884  

А.А.Фет«Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем      Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем -      Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась?       Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась       И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья,       Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья       И улечу. 1884  

 Одним воздушным очертаньем я так мила

Одним воздушным очертаньем я так мила

  Иван Айвазовский Архип Иванович Куинджи «Лунная ночь в Крыму» « Лунная ночь на Днепре»  

Иван Айвазовский

Архип Иванович Куинджи

«Лунная ночь в Крыму»

« Лунная ночь на Днепре»

 

А.А.Фет «Ещё майская ночь» Какая ночь! На всем какая нега!  Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.  Березы ждут . Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор . Они дрожат . Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.  Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

А.А.Фет «Ещё майская ночь»

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут . Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор .

Они дрожат . Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной — и последней, может быть.

        Закрепление знаний и способов действий    Выбрать (подчеркнуть в тексте) Все эпитеты ( родной полночный край, лист полупрозрачный, невольной песней). Все олицетворения  («Из царства льдов, из царства вьюг и снега …вылетает май», «берёзы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит») Сравнения  (Берёзы сравниваются с девой новобрачной, «лик» ночи с прекрасным человеческим лицом) Восклицательные предложения («Какая ночь! На всём какая нега!» Обращения  («Родной полночный край», «о ночь»)  Устаревшие книжные  слова  («дева», «взор» «чужд», «убор», «лик»)

Закрепление знаний и способов действий

Выбрать (подчеркнуть в тексте)

  • Все эпитеты ( родной полночный край, лист полупрозрачный, невольной песней).
  • Все олицетворения («Из царства льдов, из царства вьюг и снега …вылетает май», «берёзы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»)
  • Сравнения (Берёзы сравниваются с девой новобрачной, «лик» ночи с прекрасным человеческим лицом)
  • Восклицательные предложения («Какая ночь! На всём какая нега!»
  • Обращения («Родной полночный край», «о ночь»)
  • Устаревшие книжные слова («дева», «взор» «чужд», «убор», «лик»)
рефлексия Повторяли : с лова из словарика литературоведческих терминов, средства художественной выразительности речи, биографию Афанасия Фета Учились : выразительному чтению стихотворения А.А.Фета «Ещё майская ночь»;  нахождению эпитетов, олицетворений,  сравнения, устаревших слов, восклицательных предложений, обращений и других средств выразительности речи Узнали : п онятие – «пейзажная лирика» Для чего вам эти знания? Когда они могут пригодиться? Захотелось ли вам прочитать и другие стихотворения А.А.Фета?

рефлексия

  • Повторяли : с лова из словарика литературоведческих терминов, средства художественной выразительности речи, биографию Афанасия Фета
  • Учились : выразительному чтению стихотворения А.А.Фета «Ещё майская ночь»;

нахождению эпитетов, олицетворений,

сравнения, устаревших слов, восклицательных предложений, обращений и других средств выразительности речи

  • Узнали : п онятие – «пейзажная лирика»
  • Для чего вам эти знания? Когда они могут пригодиться?
  • Захотелось ли вам прочитать и другие стихотворения А.А.Фета?
Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь» Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь» Словесное описание картин стихотворения Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь» Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь» Словесное описание картин стихотворения  

Домашнее задание

  • Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь» Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь» Словесное описание картин стихотворения
  • Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь»
  • Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь»
  • Словесное описание картин стихотворения

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!