Просмотр содержимого документа
«"Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета"»
МКОУ Коммунаровская оош
Урок литературы в 6 классе
Тема урока :
«Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета»
Учитель русского языка и литературы
Донченко Н.Н.
2017 – 2018 уч.г.
Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам… Л.Озеров
А. А. Фет
Словарь урока
- Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении
- Поэт-пейзажист – поэт, описывающий природу в стихотворении
- Лирика – род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания
- Лирический герой – герой лирического произведения
- Пейзажная лирика - показывает отношение автора к природе; чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы, передача лирического настроения происходит через пейзаж
Высказывания о творчестве Фета
- «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером , где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари , переливается в звук …»
А.К.Толстой
- «…Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…
- … Стихи Фета звучат песенно и романсово ещё до того, как к ним прикоснулся музыкант. Они рвутся со страницы – ввысь, к сердцу. На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Гречанинов и Балакирев и многие другие»
Л.Озеров
- «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония»
- А.Дружинин
Тема урока: « Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета»
- Знать:
- биографию А.А.Фета
- словарь урока
- изобразительно-выразительные средства языка
- Уметь:
- выразительно читать стихотворение
- отвечать на вопросы
- рисовать словесные картины
- работать самостоятельно и в группах
А.А.Фет«Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. 1884
Одним воздушным очертаньем я так мила
Иван Айвазовский
Архип Иванович Куинджи
«Лунная ночь в Крыму»
« Лунная ночь на Днепре»
А.А.Фет «Ещё майская ночь»
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут . Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор .
Они дрожат . Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
Закрепление знаний и способов действий
Выбрать (подчеркнуть в тексте)
- Все эпитеты ( родной полночный край, лист полупрозрачный, невольной песней).
- Все олицетворения («Из царства льдов, из царства вьюг и снега …вылетает май», «берёзы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»)
- Сравнения (Берёзы сравниваются с девой новобрачной, «лик» ночи с прекрасным человеческим лицом)
- Восклицательные предложения («Какая ночь! На всём какая нега!»
- Обращения («Родной полночный край», «о ночь»)
- Устаревшие книжные слова («дева», «взор» «чужд», «убор», «лик»)
рефлексия
- Повторяли : с лова из словарика литературоведческих терминов, средства художественной выразительности речи, биографию Афанасия Фета
- Учились : выразительному чтению стихотворения А.А.Фета «Ещё майская ночь»;
нахождению эпитетов, олицетворений,
сравнения, устаревших слов, восклицательных предложений, обращений и других средств выразительности речи
- Узнали : п онятие – «пейзажная лирика»
- Для чего вам эти знания? Когда они могут пригодиться?
- Захотелось ли вам прочитать и другие стихотворения А.А.Фета?
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь» Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь» Словесное описание картин стихотворения
- Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь»
- Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь»
- Словесное описание картин стихотворения