Урок литературы в 6 классе
Тема урока: «Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета» (Слайд 1)
Цель: научиться видеть краски и звуки в пейзажной лирике Фета,
читать выразительно стихи Фета, понимать их.
Задачи:
Обучающие:
Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворения «Ещё майская ночь».
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, формировать чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.
Словарь урока:
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении
Пейзажист
Лирика – род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания
Лирический герой
Пейзажная лирика - показывает отношение автора к природе; чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы, передача лирического настроения происходит через пейзаж
Оборудование: карточки со стихотворением, схема анализа лирического стихотворения, учебные пособия
Методы и приёмы: метод – эвристический, приёмы – беседа и слово учителя, метод – исследовательский, приёмы – анализ, микроисследование текста.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с изобразительным искусством и музыкой.
Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением, картиной, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литература 6 класс». Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, В.П. Полухина
Оборудование: репродукции картин русских художников, карточки, учебник, словарик литературоведческих терминов.
Образовательные ресурсы: аудиозаписи П.И.Чайковского, стихотворения «Ещё майская ночь»; слайды для мультимедийной презентации.
Ход урока
1.Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся. (Слайд 2-портрет Фета)
-Учитель: кто изображён на портрете? ( Известный русский поэт 19 века Афанасий Афанасьевич Фет)
-О чём писал свои стихи поэт Афанасий Афанасьевич Фет? (О природе.
О взаимоотношении человека и природы). (Слайд 3- Словарь урока)
-Как называется описание природы в литературном произведении? (Пейзаж)
-А как называют поэта, описывающего природу в стихотворении? (Поэт-пейзажист).
-Что такое лирика? (Род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).
-Что такое пейзажная лирика? (Пейзажная лирика показывает отношение автора к природе;
чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы,
передача лирического настроения происходит через пейзаж).
-Где ещё можно увидеть описание природы? (На картине, рисунке).
-Кто создаёт картины? (Художник)
-С помощью чего? (С помощью красок).
-Как называют художника, рисующего пейзажи? (Пейзажист)
-А как создаёт свои произведения поэт-пейзажист? (Тоже с помощью красок, только словесных).
2. Давайте подумаем, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(О пейзажной лирике А.А.Фета)
(Слайд 4-высказывания о поэте)
3.Высказывания о творчестве Фета
Учитель: обратите внимание на высказывания о Фете известных людей, современников поэта:
«Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари, переливается в звук …»
А.К.Толстой
«…Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…
… Стихи Фета звучат песенно и романсово ещё до того, как к ним прикоснулся музыкант. Они рвутся со страницы – ввысь, к сердцу. На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Гречанинов и Балакирев и многие другие.
Л.Озеров
«Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония».
А.Дружинин
-Почему Фета считают поэтом-музыкантом? (Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…)
-Учитель: назовите ключевые слова, определяющие творчество Афанасия Афанасьевича Фета (Краски, звуки, песенность)
(Слайд 5) 4.Тема урока: Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета.
Мотивация: для чего
-О чём именно в пейзажной лирике поэта вы хотели бы узнать?
-Чему научиться? (Научиться видеть краски и звуки в пейзажной лирике Фета
Читать выразительно стихи Фета, понимать их)
- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?
Знать:
Уметь:
выразительно читать стихотворение;
отвечать на вопросы;
рисовать словесные картины;
работать самостоятельно и в группах.
5.Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы учителя
1.Беседа о личности поэта
-Что вы узнали о детстве Фета из статьи учебника? (Детство поэта было нерадостным, оставило горькие воспоминания).
- Учитель: рассмотрев основные моменты биографии Фета, а затем, окунувшись в мир его стихов, начинаешь испытывать странное чувство: как практичный, деловой человек, готовый на многое ради достижения жизненного успеха, мог написать такие нежные, красивые, возвышенные стихи.
-Как вы думаете, могли бы горькие детские впечатления испортить характер будущего поэт? (Могли бы, но не испортили)
-Каким, по-вашему, человеком был Афанасий Афанасьевич Фет? (Ответы детей:
Любил природу
Умел видеть красоту природы и описывать её
Очень внимательным
Наблюдательным
Чутким к природе и красоте
Остроумным
Одарённым
Талантливым
Добрым
-А какие стихи он писал? (Очень красивые, мелодичные)
(Слайд 6 - «Бабочка»)
2.Чтение стихотворения «Бабочка»
-Кто хочет прочитать нам стихотворение Фета? (Стихотворение «Бабочка»)
-Слушаем стихотворение «Бабочка»
(Слайд 7 «Одним воздушным очертаньем я так мила»)
-Какие чувства вызывает у нас это стихотворение? (Восторга, восхищения)
-А о чём надо задуматься? (О том, что бабочка очень нежная, хрупкая, поэтому её надо беречь. Любить и беречь всё живое, чтобы нечаянно не погубить)
3.Сравнительный анализ репродукций картин художников-пейзажистов, выявление общей темы со стихотворением Фета «Ещё майская ночь»
(Слайд 8 - репродукции картин )
Учитель: А сейчас я приглашаю вас полюбоваться картинами известных художников-пейзажистов Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи. Рассмотрим репродукции этих картин.
-Что изображено? (Море в лунном свете)
-Какими красками написаны картины? (Несмотря на то, что изображена ночь, краски яркие, сочные, насыщенные).
-Что объединяет эти картины? (Общая тема – ночь)
-Какие чувства вызывают у вас эти произведения искусства? (Восхищения, загадочности, тайны).
- Учитель: действительно, удивительные ночные краски по-новому заставляют увидеть привычный пейзаж. Зеленовато-золотистая палитра освещённого неба и лунной дорожки на фоне окружающей ночной темноты делает этот пейзаж таинственным и завораживающим.
-А знаете, какое время суток было любимым у Фета? (Может быть, ночь?)
- Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет писал:
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней…
Он мог говорить с ней, он обращался к ней, как к живому существу, близкому и родному.
-Как вы думаете, о чём будет следующее стихотворение? (О ночи)
-Правильно. Стихотворение называется «Ещё майская ночь» (Слайд 9)
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Ещё майская ночь» (в исполнении актёра Виктора Бохона).
-Слушаем стихотворение в исполнении актёра Виктора Бохона, постараемся обратить внимание на интонацию.
-Как читается стихотворение? (Мелодично, напевно)
-О чём стихотворение? ( О майской ночи)
-Какова основная мысль? (Восторг лирического героя при виде картин майской ночи)
2.Чтение страницы учебника
-Найдите в учебнике (Страница 205)и прочитайте, как отозвался об этом стихотворении писатель Лев Николаевич Толстой. ( Лев Толстой, прочитав эти строки и испытав огромное душевное волнение, воскликнул: «Прелестно! И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
-Как оценил Толстой стихотворение «Ещё майская ночь»? (Он назвал Фета «великим поэтом»)
3.Чтение с остановками, анализ стихотворения «Ещё майская ночь» (Слайд 10)
-Читаем стихотворение с остановками, анализируем, делаем выводы.
-Прочитаем первые 2 строчки стихотворения.
-Как лирический герой передаёт своё восхищение майской ночью? (Восклицательными предложениями «Какая ночь! На всём какая нега!)
-Что такое «нега»? ( «Блаженство, страстное томление, ласка)
- К кому обращается герой? (К «родному полночному краю»). Зачем обращение? (Чтобы усилить выразительность высказывания).
-Читаем дальше. Как автор показывает изменения в природе? (На смену льду, вьюгам и снегу «вылетает» май – олицетворение)
-Что значит «вылетает»? (Быстро приходит)
-Читаем с остановками 2-й куплет (второе четверостишие). Как он начинается? (Снова с восклицания – указывает на особое эмоциональное отношение лирического героя к предмету речи)
-А как смотрят звёзды? (Тепло и кротко)
-Читаем 3 куплет. Какие поэтические приёмы употребляет автор? (Олицетворения «Берёзы ждут, дрожат», «Лист манит застенчиво», т.е. зовёт, эпитет «Лист полупрозрачный», сравнение - берёзы сравниваются с невестой в свадебном уборе)
-Читаем 4-й куплет:
-Что значит слово «лик»? (Это устаревшее слово означает лицо)
-С чем сравнивается ночной «лик»? (С лицом прекрасного человека - нежным и бестелесным)
-Учитель: действительно, устаревшее слово «лик» - олицетворение всей ночи в целом как живого человека с прекрасным лицом: «Нет, никогда нежней и бестелесней твой лик, о ночь, не мог меня томить!»
-Что значит «томить»? («Томить» - мучить, изнурять)
-Что значит «с невольной песней»? («Невольная песня» - это поэтический порыв, авторское вдохновение).
4.Выбор слов, звучащих в рифму (индивидуальная работа)
-Выберите слова, звучащие в рифму и прочитайте: 1-й вариант – в первом и втором четверостишии,
2-й вариант – в третьем и четвёртом четверостишии.
-Проверим: 1-й в.: (нега – снега, край – май; единой – соловьиной, вновь – любовь;)
2-й в.: полупрозрачной – новобрачной, взор – убор; бестелесней – песней, томить – быть)
-Определите способ рифмовки (Перекрёстная)
-Определите размер стихосложения (Пятистопный ямб с ударением на втором и других чётных слогах)
5.Выразительное чтение стихотворения детьми (на фоне музыки П.И.Чайковского «Май») (по четверостишью, затем более сильный ученик может прочитать полностью текст стихотворения)
-Чьё чтение оказалось наиболее удачным? (Дети отвечают)
5.Закрепление знаний и способов действий (Слайд 11)
1.Работа в парах.
Дети получают листочки с текстом стихотворения. Задания каждой паре: Выбрать (подчеркнуть в тексте)
Все эпитеты (родной полночный край, лист полупрозрачный, невольной песней).
Все олицетворения («Из царства льдов, из царства вьюг и снега …вылетает май», «берёзы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»)
Сравнения (Берёзы сравниваются с девой новобрачной, «лик» ночи с прекрасным человеческим лицом)
Восклицательные предложения («Какая ночь! На всём какая нега!»
Обращения («Родной полночный край», «о ночь»)
Устаревшие книжные слова («дева», «чужд», «лик», «убор»)
2.Проверка: поменяйтесь листочками, проверьте друг друга.
3.Обратите внимание на слайд. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку.
6.Подведение итога урока:
1. Игра «Комплименты»
-Учитель: дети, а вы любите играть? Я предлагаю поиграть в игру «Комплименты». У меня в руках бабочка. Давайте сравним её красоту с красотой пейзажной лирики А.А.Фета (Она так же красива, как и пейзажная лирика Фета).
-А теперь давайте подберём эпитеты (каждый по одному) и похвалим бабочку и стихи Афанасия Фета (Учитель начинает, дети, передавая бабочку друг другу, по цепочке продолжают
-Бабочка, ты такая же нежная, как стихи Фета
-Бабочка, ты такая же красивая, как стихи Фета
-Бабочка, ты такая же изящная, как стихи Фета
-Бабочка, ты такая же восхитительная, как стихи Фета
-Бабочка, ты такая же прекрасная, как стихи Фета
-Бабочка, ты такая же очаровательная, как стихи Фета
-Бабочка, ты такая же чудесная, как стихи Фета).
-Учитель: спасибо, все вы молодцы.
2.Рефлексия
-Что повторяли сегодня на уроке? (Слова из словарика литературоведческих терминов, средства художественной выразительности речи, биографию Афанасия Фета)
-Чему учились на уроке? (Выразительному чтению стихотворения А.А.Фета «Ещё майская ночь», нахождению эпитетов, олицетворений, сравнения, устаревших слов, восклицательных предложений, обращений и других средств выразительности речи)
-Что нового узнали на уроке? (Понятие – «пейзажная лирика «А.А.Фета)
- Для чего вам эти новые знания? Когда они могут пригодиться? (Чтобы быть внимательными к окружающей нас природе, беречь всё живое; охранять природу, не мусорить, убирать за собой)
Уметь видеть красоту окружающей природы;
Чтобы уметь красиво и правильно читать стихи).
-Захотелось ли вам прочитать и другие стихотворения Фета?
7.Домашнее задание: (даётся на выбор)
Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь»
Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь»
Словесное описание картин стихотворения
11