СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке содержится анализ стихотворения А.А.Фета "Ещё майская ночь"

Просмотр содержимого документа
««Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета»»

Урок литературы в 6 классе

Тема урока: «Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета» (Слайд 1)

Цель: научиться видеть краски и звуки в пейзажной лирике Фета,

читать выразительно стихи Фета, понимать их.

Задачи:

  1. Обучающие:

Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворения «Ещё майская ночь».

  1. Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.

  1. Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, формировать чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.

Словарь урока:

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении

Пейзажист

Лирика – род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания

Лирический герой

Пейзажная лирика - показывает отношение автора к природе; чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы, передача лирического настроения происходит через пейзаж

Оборудование: карточки со стихотворением, схема анализа лирического стихотворения, учебные пособия

Методы и приёмы: метод – эвристический, приёмы – беседа и слово учителя, метод – исследовательский, приёмы – анализ, микроисследование текста.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с изобразительным искусством и музыкой.

Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением, картиной, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литература 6 класс». Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, В.П. Полухина

Оборудование: репродукции картин русских художников, карточки, учебник, словарик литературоведческих терминов.

Образовательные ресурсы:  аудиозаписи П.И.Чайковского, стихотворения «Ещё майская ночь»; слайды для мультимедийной презентации.

Ход урока

1.Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся. (Слайд 2-портрет Фета)

-Учитель: кто изображён на портрете? ( Известный русский поэт 19 века Афанасий Афанасьевич Фет)

-О чём писал свои стихи поэт Афанасий Афанасьевич Фет? (О природе.

О взаимоотношении человека и природы). (Слайд 3- Словарь урока)

-Как называется описание природы в литературном произведении? (Пейзаж)

-А как называют поэта, описывающего природу в стихотворении? (Поэт-пейзажист).

-Что такое лирика? (Род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).

-Что такое пейзажная лирика? (Пейзажная лирика показывает отношение автора к природе;

чувства, переживания лирического героя показаны через восприятие им картин природы,

передача лирического настроения происходит через пейзаж).

-Где ещё можно увидеть описание природы? (На картине, рисунке).

-Кто создаёт картины? (Художник)

-С помощью чего? (С помощью красок).

-Как называют художника, рисующего пейзажи? (Пейзажист)

-А как создаёт свои произведения поэт-пейзажист? (Тоже с помощью красок, только словесных).

2. Давайте подумаем, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(О пейзажной лирике А.А.Фета)

(Слайд 4-высказывания о поэте)

3.Высказывания о творчестве Фета

Учитель: обратите внимание на высказывания о Фете известных людей, современников поэта:

«Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари, переливается в звук …»

А.К.Толстой

«…Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одарённых мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…

Стихи Фета звучат песенно и романсово ещё до того, как к ним прикоснулся музыкант. Они рвутся со страницы – ввысь, к сердцу. На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Гречанинов и Балакирев и многие другие.

Л.Озеров

«Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония».

А.Дружинин

-Почему Фета считают поэтом-музыкантом? (Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам…)

-Учитель: назовите ключевые слова, определяющие творчество Афанасия Афанасьевича Фета (Краски, звуки, песенность)

(Слайд 5) 4.Тема урока: Краски и звуки в пейзажной лирике Афанасия Афанасьевича Фета.

Мотивация: для чего

-О чём именно в пейзажной лирике поэта вы хотели бы узнать?

-Чему научиться? (Научиться видеть краски и звуки в пейзажной лирике Фета

Читать выразительно стихи Фета, понимать их)

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

Знать:

  • биографию А.А.Фета;

  • словарь урока

  • изобразительно-выразительные средства языка

Уметь:

  • выразительно читать стихотворение;

  • отвечать на вопросы;

  • рисовать словесные картины;

  • работать самостоятельно и в группах.

5.Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы учителя

1.Беседа о личности поэта

-Что вы узнали о детстве Фета из статьи учебника? (Детство поэта было нерадостным, оставило горькие воспоминания).

- Учитель: рассмотрев основные моменты биографии Фета, а затем, окунувшись в мир его стихов, начинаешь испытывать странное чувство: как практичный, деловой человек, готовый на многое ради достижения жизненного успеха, мог написать такие нежные, красивые, возвышенные стихи.

-Как вы думаете, могли бы горькие детские впечатления испортить характер будущего поэт? (Могли бы, но не испортили)

-Каким, по-вашему, человеком был Афанасий Афанасьевич Фет? (Ответы детей:

Любил природу

Умел видеть красоту природы и описывать её

Очень внимательным

Наблюдательным

Чутким к природе и красоте

Остроумным

Одарённым

Талантливым

Добрым

-А какие стихи он писал? (Очень красивые, мелодичные)

(Слайд 6 - «Бабочка»)

2.Чтение стихотворения «Бабочка»

-Кто хочет прочитать нам стихотворение Фета? (Стихотворение «Бабочка»)

-Слушаем стихотворение «Бабочка»

(Слайд 7 «Одним воздушным очертаньем я так мила»)

-Какие чувства вызывает у нас это стихотворение? (Восторга, восхищения)

-А о чём надо задуматься? (О том, что бабочка очень нежная, хрупкая, поэтому её надо беречь. Любить и беречь всё живое, чтобы нечаянно не погубить)

3.Сравнительный анализ репродукций картин художников-пейзажистов, выявление общей темы со стихотворением Фета «Ещё майская ночь»

(Слайд 8 - репродукции картин )

Учитель: А сейчас я приглашаю вас полюбоваться картинами известных художников-пейзажистов Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи. Рассмотрим репродукции этих картин.

-Что изображено? (Море в лунном свете)

-Какими красками написаны картины? (Несмотря на то, что изображена ночь, краски яркие, сочные, насыщенные).

-Что объединяет эти картины? (Общая тема – ночь)

-Какие чувства вызывают у вас эти произведения искусства? (Восхищения, загадочности, тайны).

- Учитель: действительно, удивительные ночные краски по-новому заставляют увидеть привычный пейзаж. Зеленовато-золотистая палитра освещённого неба и лунной дорожки на фоне окружающей ночной темноты делает этот пейзаж таинственным и завораживающим.

-А знаете, какое время суток было любимым у Фета? (Может быть, ночь?)

- Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет писал:

Ночью как-то вольнее дышать мне,

Как-то просторней…

Он мог говорить с ней, он обращался к ней, как к живому существу, близкому и родному.

-Как вы думаете, о чём будет следующее стихотворение? (О ночи)

-Правильно. Стихотворение называется «Ещё майская ночь» (Слайд 9)

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Ещё майская ночь» (в исполнении актёра Виктора Бохона).

-Слушаем стихотворение в исполнении актёра Виктора Бохона, постараемся обратить внимание на интонацию.

-Как читается стихотворение? (Мелодично, напевно)

-О чём стихотворение? ( О майской ночи)

-Какова основная мысль? (Восторг лирического героя при виде картин майской ночи)

2.Чтение страницы учебника

-Найдите в учебнике (Страница 205)и прочитайте, как отозвался об этом стихотворении писатель Лев Николаевич Толстой. ( Лев Толстой, прочитав эти строки и испытав огромное душевное волнение, воскликнул: «Прелестно! И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

-Как оценил Толстой стихотворение «Ещё майская ночь»? (Он назвал Фета «великим поэтом»)

3.Чтение с остановками, анализ стихотворения «Ещё майская ночь» (Слайд 10)

-Читаем стихотворение с остановками, анализируем, делаем выводы.

-Прочитаем первые 2 строчки стихотворения.

-Как лирический герой передаёт своё восхищение майской ночью? (Восклицательными предложениями «Какая ночь! На всём какая нега!)

-Что такое «нега»? ( «Блаженство, страстное томление, ласка)

- К кому обращается герой? (К «родному полночному краю»). Зачем обращение? (Чтобы усилить выразительность высказывания).

-Читаем дальше. Как автор показывает изменения в природе? (На смену льду, вьюгам и снегу «вылетает» май – олицетворение)

-Что значит «вылетает»? (Быстро приходит)

-Читаем с остановками 2-й куплет (второе четверостишие). Как он начинается? (Снова с восклицания – указывает на особое эмоциональное отношение лирического героя к предмету речи)

-А как смотрят звёзды? (Тепло и кротко)

-Читаем 3 куплет. Какие поэтические приёмы употребляет автор? (Олицетворения «Берёзы ждут, дрожат», «Лист манит застенчиво», т.е. зовёт, эпитет «Лист полупрозрачный», сравнение - берёзы сравниваются с невестой в свадебном уборе)

-Читаем 4-й куплет:

-Что значит слово «лик»? (Это устаревшее слово означает лицо)

-С чем сравнивается ночной «лик»? (С лицом прекрасного человека - нежным и бестелесным)

-Учитель: действительно, устаревшее слово «лик» - олицетворение всей ночи в целом как живого человека с прекрасным лицом: «Нет, никогда нежней и бестелесней твой лик, о ночь, не мог меня томить!»

-Что значит «томить»? («Томить» - мучить, изнурять)

-Что значит «с невольной песней»? («Невольная песня» - это поэтический порыв, авторское вдохновение).

4.Выбор слов, звучащих в рифму (индивидуальная работа)

-Выберите слова, звучащие в рифму и прочитайте: 1-й вариант – в первом и втором четверостишии,

2-й вариант – в третьем и четвёртом четверостишии.

-Проверим: 1-й в.: (нега – снега, край – май; единой – соловьиной, вновь – любовь;)

2-й в.: полупрозрачной – новобрачной, взор – убор; бестелесней – песней, томить – быть)

-Определите способ рифмовки (Перекрёстная)

-Определите размер стихосложения (Пятистопный ямб с ударением на втором и других чётных слогах)

5.Выразительное чтение стихотворения детьми (на фоне музыки П.И.Чайковского «Май») (по четверостишью, затем более сильный ученик может прочитать полностью текст стихотворения)

-Чьё чтение оказалось наиболее удачным? (Дети отвечают)

5.Закрепление знаний и способов действий (Слайд 11)

1.Работа в парах.

Дети получают листочки с текстом стихотворения. Задания каждой паре: Выбрать (подчеркнуть в тексте)

  1. Все эпитеты (родной полночный край, лист полупрозрачный, невольной песней).

Все олицетворения («Из царства льдов, из царства вьюг и снега …вылетает май», «берёзы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»)

  1. Сравнения (Берёзы сравниваются с девой новобрачной, «лик» ночи с прекрасным человеческим лицом)

Восклицательные предложения («Какая ночь! На всём какая нега!»

  1. Обращения («Родной полночный край», «о ночь»)

Устаревшие книжные слова («дева», «чужд», «лик», «убор»)


2.Проверка: поменяйтесь листочками, проверьте друг друга.

3.Обратите внимание на слайд. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку.

6.Подведение итога урока:

1. Игра «Комплименты»

-Учитель: дети, а вы любите играть? Я предлагаю поиграть в игру «Комплименты». У меня в руках бабочка. Давайте сравним её красоту с красотой пейзажной лирики А.А.Фета (Она так же красива, как и пейзажная лирика Фета).

-А теперь давайте подберём эпитеты (каждый по одному) и похвалим бабочку и стихи Афанасия Фета (Учитель начинает, дети, передавая бабочку друг другу, по цепочке продолжают

-Бабочка, ты такая же нежная, как стихи Фета

-Бабочка, ты такая же красивая, как стихи Фета

-Бабочка, ты такая же изящная, как стихи Фета

-Бабочка, ты такая же восхитительная, как стихи Фета

-Бабочка, ты такая же прекрасная, как стихи Фета

-Бабочка, ты такая же очаровательная, как стихи Фета

-Бабочка, ты такая же чудесная, как стихи Фета).

-Учитель: спасибо, все вы молодцы.

2.Рефлексия

-Что повторяли сегодня на уроке? (Слова из словарика литературоведческих терминов, средства художественной выразительности речи, биографию Афанасия Фета)

-Чему учились на уроке? (Выразительному чтению стихотворения А.А.Фета «Ещё майская ночь», нахождению эпитетов, олицетворений, сравнения, устаревших слов, восклицательных предложений, обращений и других средств выразительности речи)

-Что нового узнали на уроке? (Понятие – «пейзажная лирика «А.А.Фета)

- Для чего вам эти новые знания? Когда они могут пригодиться? (Чтобы быть внимательными к окружающей нас природе, беречь всё живое; охранять природу, не мусорить, убирать за собой)

Уметь видеть красоту окружающей природы;

Чтобы уметь красиво и правильно читать стихи).

-Захотелось ли вам прочитать и другие стихотворения Фета?

7.Домашнее задание: (даётся на выбор)

    1. Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь»

    2. Выразительные средства речи в стихотворении А.Фета «Ещё майская ночь»

    3. Словесное описание картин стихотворения













11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!