мкоу «среднеахтубинская средняя общеобразовательная школа №3 им. М. горького |
«КРАСНЫЙ ЖЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ» |
методическая разработка сценария внеклассного занятия по ПДД для детей и их родителей |
|
подготовила: Риффель Н. Н., учитель начальных классов |
|
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПДД ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ «КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ»
Учитель: Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые. Сегодня мы собрались в нашем классе, чтобы ещё раз вспомнить правила дорожного движения и понять, как важно их соблюдать.
1. История возникновения дороги.
Учитель: Начнём с загадки:
Куда бежит, сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает.
Споткнётся у порога
Что это?.. (дорога)
– А знаете, откуда возникло это слово?
Было это в стародавние времена, когда ещё на свете не было ни ваших бабушек ни ваших дедушек.
Жили в ту пору наши предки – славяне среди непроходимых лесов. Занимались земледелием, разводили скот, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. В поисках подходящих мест для посева, пробирались они сквозь дремучие леса и топором вырубали заросли. Расчищенное место называлось «дором». На нём и селились. На нём строили избы, сараи, распахивали землю.
Но не мог человек сидеть на своём доре всё время. Надо ведь и на рыбную ловлю ходить, и на охоту, с охоты доставлять туши убитых зверей. Да мало ли по каким делам надо отлучиться из дому.
И вот люди в чащобах стали прорубать проходы-тропинки. Их называли «путиками». А потом путики соединили один двор с другим и назвали путик «дорогой».
– А кто знает, какая разница между улицей и дорогой?
Улица – это дорога, которая идёт мимо домов, вдоль лицевой их части, так сказать «у их лица». Она всегда проходит через города или посёлки. А порядок и на улице, и на дороге должен быть один и тот же.
– Ту часть улицы, по которой едут автомобили, называют как?
(Проезжей частью.)
– А почему?
(Проезжей её называют потому, что по ней ездят автомобили.)
– Её мостят камнями, покрывают асфальтом.
Пешеходы могут лишь переходить проезжую часть, а ходить они обязаны по тротуару.
(На доске появляются слова: «дорога», «тротуар», «улица», «мостовая»).
2. Сценка «У дороги».
(Появляется знак «Движение пешеходов запрещено».)
Учитель: Внимательно послушайте беседу между бабушкой и
внуком и ответьте на заданный вопрос.
Бабушка: Посмотри, внучок, что там написано
(Знак «Движение пешеходов запрещено»)
Внук: По-моему, «Стойте!»
Бабушка: Вот видишь, стало быть, в этом месте дорогу переходить нельзя.
Внук: Не волнуйся, бабушка, я не в первый раз так перехожу, и всё в порядке.
Бабушка: Так делать нельзя!
Внук: Ведь машины близко нет, чего зря стоять?
Учитель: Ребята, прав ли мальчик?
Обсуждение ситуации.
3. Стихи о правилах перехода улицы.
Знак «Пешеходная дорожка»
3. 1 ученик: Вот пешеходная дорожка! –
Будь повнимательней немножко. –
В любое время суток, года
Здесь нет машин,
Есть пешеходы!
Ходить лишь здесь они должны!
Лишь здесь машины не страшны!
«Инспектор» (поясняет действие знака): Вдоль шоссе для безопасности пешеходов проложены пешеходные дорожки. Эти места отмечены особым знаком.
Знак «Переход»
3. 2 ученик: Мой братишка очень мал,
Но о многом он узнал,
И дорогу перейдёт
Только там, где «ПЕРЕХОД»!
– Где бы мне, – кричит, – найти
«Зебру», чтоб по ней идти?
«Инспектор»: В каком же месте можно переходить дорогу?
3.3 ученик: Дорогу так перехожу:
Сначала влево погляжу
И, если нет машины,
Иду до середины.
Потом смотрю внимательно
Направо обязательно
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения.
«Инспектор»: Какое существует правило перехода дороги?
(Надо сначала посмотреть налево и направо и, если нет машин, перейти её до конца).
3.4 ученик: Машины мчат как на пожар!
Чудесно, что есть тротуар!
По тротуару без забот
Шагает быстро пешеход.
В трубу он весело трубит:
«Сюда машинам путь закрыт!»
«Инспектор»: Где должны передвигаться пешеходы по улице?
(Для пешеходов вдоль улиц отведены тротуары. По ним можно ходить, не опасаясь машин).
4. Про Светофор.
Учитель: А сейчас мы узнаем о главном помощнике на наших дорогах.
4.1 ученик: Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
4.2 ученик: Регулирует движенье
Сложное приспособление
Под названьем – СВЕТОФОР.
Светит ярко он нам с вами
Разноцветными огнями,
И про них наш разговор.
«Инспектор»: Днем и ночью,
В дождь и стужу,
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит,
Словно сказочный маяк.
Ждут команды светофора
Пешеходы и шоферы.
И тебе бы не мешало
Знать значенье трех сигналов.
(Выходят три мальчика, одетые в красную, жёлтую и зелёную футболки и бейсболки соответствующих цветов. Они изображают светофор)
Все: Мы три родные брата
И светим с давних пор
В дороге всем ребятам,
Наш домик – СВЕТОФОР.
4.3 ученик: Самый строгий – красный свет,
Если он горит,
СТОП!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
4.4 ученик: Не спеши и стой спокойно,
Слушай мой совет:
ЖДИ!
Коль в светофоре
Желтый загорелся свет.
4.5 ученик: А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
– Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Учитель: А сейчас, когда вы повторили все сигналы светофора, мы поиграем в игру на внимание «Красный, жёлтый, зелёный». Я буду показывать вам карточки трёх цветов по очереди. А вы на каждый цвет будете выполнять определённое задание: красный цвет: стоим по стойке смирно, жёлтый цвет – попрыгаем, а зелёный – идём вперёд.
(После игры дети исполняют песню «Про светофор».)
Если красный свет горит,
Светофор нам говорит:
«Подожди, не спеши,
Пешеходам нет пути!»
Если жёлтый свет горит,
Светофор нам говорит:
«Пропущу скоро вас,
Дам зелёный свет сейчас».
Вот зелёный вспыхнул цвет,
И машинам хода нет.
«Проходи, путь открыт» -
Светофор нам говорит
Учитель: Спасибо, СВЕТОФОР, ты всегда помогаешь на дороге. Но случается и так, что и светофор не может помочь.
5. Тормозной путь транспортных средств.
5.1 ученик: Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.
За барьером можно сразу
Под колёса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.
Учитель: А сейчас наш «инспектор» прочтёт вам письмо одного
мальчика, Жени Краснова в газету «Светофор». Вы внимательно послушайте и скажите, что нарушил мальчик.
«Инспектор» (читает письмо): «…Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить из дома, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Мне надо было перейти дорогу. Подойдя к дороге, я посмотрел налево, направо. Машин, как мне показалось, поблизости не было. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг, пронзительный визг тормозов! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Я испугался и мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился прохожий.
– Ты понял, почему это произошло?
И, хотя я ответил утвердительно, но так ничего и не понял».
– А вы, ребята?
– Почему опасно появляться перед приближающимся транспортом?
– Может ли автомобиль остановиться сразу, как только шофёр нажал на тормоза?
– Что такое тормозной путь? Отчего он зависит?
5.2 ученик: Машина едет еле-еле
Мы перед ней идти хотели.
Но слышим вдруг:
– Скорей назад! На тротуар!
Машина может заслонить
Того, кто мчится во всю прыть!
Машину пропустите,
И лишь потом идите!
6. Где можно играть. Правила езды на велосипеде.
Учитель: А сейчас опять пришла пора поиграть:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
По дорожке, по тропинке,
От берёзки до осинки,
От осинки поворот –
Прямо к … (имя ребёнка)
В огород!
Учитель кидает мяч ученику, который будет читать стихи.
6.1 ученик: Во дворе играют дети.
По дороге транспорт ездит.
Не случилась чтоб беда,
Не ходи играть туда.
И всегда в любой игре
Оставайся во дворе.
На проезжей части
Может быть несчастье.
Проводится игра «Самый ловкий»
Водящий выходит в центр. Отбивая мяч от пола, он проговарива
ет стихи. На последние две строчки подбрасывает мяч и называет имя любого ребёнка из играющих. Вызванный ученик должен успеть поймать мяч, пока он не упал на пол.
«Инспектор»: На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Учитель: Проверим, как хорошо вы знаете, где можно играть. Я буду называть слова, а вы, поднимая руки, будете сигнализировать, что здесь играть можно:
СКВЕР, СТАДИОН, ДОРОГА, СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА, ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, ДВОР.
Учитель: Сейчас на дворе весна, скоро наступит лето – тёплые, весёлые деньки. Вам захочется сесть на велосипед. Но, чтобы неприятность не омрачила ваш отдых, надо знать и выполнять правила езды на велосипеде
6.2 ученик: Подарил мальчишке дед
Скоростной велосипед
И сказал: «Запоминай:
Со двора не выезжай!
Улица не для ребят!»
6.3 ученик (с велосипедом): Знаю! Все так говорят!
Буду ездит осторожно
Только там, где ездить можно!
«Инспектор»: Где можно кататься на велосипеде детям?
6.4 ученик (с велосипедом): Ура! Четырнадцать мне лет!
Возьму-ка я велосипед
И покачу по мостовой
Не остановит постовой
Ещё вчера, в тринадцать,
Не мог я там кататься.
«Инспектор»: В каком возрасте можно кататься на велосипеде по улице?
(Ученик с велосипедом возвращается в класс, на руке повязка, он охает)
Учитель: (имя ребёнка)…, что с твоей рукой?
Где велосипед лихой?
6.3 ученик (с велосипедом) Ох, я врезался в забор!
Это грустный разговор.
Тормоз неисправным был
И совсем не тормозил.
Прежде чем куда-то мчаться,
Проверяйте тормоз братцы!
«Инспектор»: Собираясь на велосипедную прогулку, убедитесь в исправности тормозов.
Учитель: А теперь снова игра. Послушайте стихи. Там, где я остановлюсь, вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Но ,будьте внимательны, эта фраза подходит не ко всем строчкам.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где «Переход»?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель: Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?
Кто на скользкую дорогу
Выбегает в непогоду?
Учитель: Я вижу, что вы хорошо разбираетесь в правилах поведения на дороге.
7 ученик Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать!
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб прыгать, бегать и играть!
Учитель: Наше занятие подходит к концу, и мы все вместе споём песню о дорожных правилах.
Дети выходят, держа в руках дорожные знаки. Исполняется песня:
1 куплет. Движеньем полон город
Бегут машины в ряд
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Припев: Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
2 куплет. И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
Припев: Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
Родители получают памятки с рекомендациями по соблюдению ПДД, а учащиеся – удостоверение юного пешехода
10