СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий аналитический отчет использования информационно-коммуникативных технологий на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий аналитический отчет

использования информационно-коммуникативных технологий на уроках

Асадулаева Зарета Магомедовна,

учитель начальных классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Ирганайская СОШ»

Унцукульского района РД

Просмотр содержимого документа
«Краткий аналитический отчет использования информационно-коммуникативных технологий на уроках.»

Асадулаева Зарета Магомедовна,

учитель начальных классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Ирганайская СОШ»

Унцукульского района РД




Краткий аналитический отчет

использования информационно-коммуникативных технологий на уроках

В ходе преподавания я в своей работе использую информационно-коммуникативную технологию, учитывая следующие виды деятельности:

-Методические приемы использования информационных технологий

-Методические приемы использования мультимедиа на уроках

-Этапы информатизации преподавания предмета

-Метод информационно-коммуникативных проектов


Стараюсь реализовать данную программу по следующим принципам:.

-Здоровье – главный капитал молодого человека, основа будущей счастливой жизни.

-Помощь и доверие.

Провожу работу связанную с воспитанием подрастающего поколения:

-Интеллектуальное воспитание

-Нравственное воспитание

-Военно - патриотическое воспитание

-Экологическое и физическое воспитание.

-Поиск и творчество».

-Трудовое воспитание.

-Эстетическое направление.


При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ бывает проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

-фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;

-индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы:

«сильная» группа


«средняя» группа


«слабая» группа


1. Постановка цели урока - 2 минуты

--------------------------------

------------------------------------

2. Работа за компьютером - 10-12 минут

2. Работа с учебником - 10-12 минут


2. Работа с учителем - 10-12 минут


3. Работа с учебником - 10-12 минут


3. Работа с компьютером - 10-12 минут


3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут


4. Выполнение заданий - 10 - 20 минут


4. Выполнение заданий - 10 - 20 минут

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут


5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут


При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».

В своей работе создаю мультимедийные презентации к урокам.

В сети Интернет, на различных порталах, в методических копилках можно встретить большое количество презентаций. Но, к сожалению, применить их без корректировки не получается. Свой индивидуальный методологический подход к организации урока я воплощаю в авторских презентациях, выполненных в программе Microsoft Office Power Point. Примером могут служить презентации к урокам по темам: «Склонение имён существительных» ( 4 кл.); «Однородные члены предложения» ( 4 кл.); «Дикие и домашние животные»(окружающий мир). С помощью компьютерных технологий я создаю обучающие программы, тренажеры, демонстрирую видеоматериал. Так, например, программа PowerPoint помогает мне организовать презентации для последующего показа во время выступления на уроке-семинаре или конференции, подготовки раздаточного материала для учащихся. Возможности этой программы так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. В школе имеется возможность получить доступ к этим материалам с любого компьютера. Мой опыт работы по созданию мультимедийных презентаций показал, что интерес учащихся к предмету повышается, возникает желание работать творчески, преподносить добываемую информацию в интересной для всех форме.

Свой опыт создания презентаций и мультимедийных технологий, используемых мною на уроках, я представила на семинаре “ Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС ”; при подготовке уроков :Урок –игра «Литературная игра»- русское чтение: «Щиб,щив,щий,щал? абурал суалазе жаваблъун рач1унел раг1аби» урок род.яз; Урок-тренажёр по математике «Таблица умножения и деления на 2,

Классный час «Как общаться с родными» и многие другие уроки.

Урок «Мастер – класс» - Урок-викторина «Путешествие в страну сказок».

Урок «Мастер-класс»-« Сложение и вычитание в пределах 100»

Проектные методы обучения с использованием ИКТ.

В процессе преподавания основное внимание я уделяю методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ.

Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

В процессе разработки проекта учащимися используются различные инструментальные программные средства и приложения:

-подготовки презентаций

-текстовые редакторы

-электронные таблицы

-системы управления базой данных

-средства разработки Web-сайтов и др.


Используя метод проектов в школьной программе, решаю следующие задачи:

-Активизация познавательной деятельности;

-Организация самостоятельной деятельности учащихся;

-Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;

-Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;

-Формирование навыков работы в команде;

-Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного;

-Расширение кругозора учащихся при подборе материалов.

Проектную форму я применяю на уроках, во внеклассной, учебно-исследовательской работе.

Мой опыт работы по созданию мультимедийных презентаций показал, что интерес учащихся к предмету повышается, возникает желание работать творчески, преподносить добываемую информацию в интересной для всех форме.

В своей педагогической практике я использую компьютер по основным трём направлениям:

- компьютер, как средство контроля знаний;

- персональный компьютер, как средство самообразования;

- компьютер, как средство диагностики и результативности обучения.


Считаю, что контроль качества является важным и необходимым компонентом обучения. Компьютер помогает мне на уроке.

Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Скажу сразу, что такие методы работы провожу в четверти один раз,т.к. у меня не компьютерный класс. Тестирование соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе. Преимуществом тестирования как формы контроля усвоения знаний является его объективность и технологичность проверки результатов. Тесты сгруппированы в логически цельные задания и при этом соблюден ряд жестких требований к вводимым неправильным или неполным ответам. Составление ответов к тестам -один из приемов отслеживания результатов.

Цель, преследуемая при тестировании:

1. Широкий набор заданий позволяет автоматизировать контроль знаний, охватывая большой объем теоретического материала.

2. Помочь ученикам при самоконтроле, в закреплении знаний. Начиная с 7-го 8-го класса, такое понятие как самоконтроль и самооценка формируют у учащихся уверенность в своих знаниях. Программы по тестам составляются так, что машина сама в конце работы оценивает результаты учеников, причем выдает максимальное количество возможных баллов и сумму баллов, которую набрал ученик, а он уже сравнивает. На оценку 4 и 5 поставленную учителем реакция положительная и восприятие относительно спокойное. Но реакция на машинную оценку неординарная: ученики хлопают в ладоши, кричат "ура", поднимают руки вверх. Настолько эмоционально идет принятие оценки, выданной машиной. Они горды, когда получают максимальное количество баллов. Цель эксперимента не столько проверить знания по языку , как психологические аспекты проблемы по самооценке. Бывает, что я намеренно в программу ответов вношу один неправильный. Учащиеся, выполняющие задания на компьютере, когда вместо положенных 30-ти баллов получают по 20-ть баллов, то реакция от них следует незамедлительно. Они заявляют, что машина их неправильно оценила, они настолько уверены в себе и предполагают, что в программе ошибка. Т.е. учащиеся уже могут оценить себя сами, проанализировать свой ответ и заранее предполагать желаемый результат . Конечно такие программные задания, тесты сочетаются у меня с традиционными методами контроля и закрепления.

Использую в своей педагогической деятельности элементы современных педагогических технологий: педагогические технологии

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение),

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

а) технология программного обучения,

б) технология проектной деятельности,

в) групповые технологии ( интегрированные уроки, групповой опрос, уроки – путешествия, нетрадиционные уроки, тем более это моя тема по самообразованию ).

Для реализации этих задач анализирую учебно-методическую литературу по предмету, варьирую готовые и разработанные другими методики и программы, использую их и направляю на развитие личности, интеллекта учащихся, внося в них при необходимости коррективы.

Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, проектные работы, нетрадиционные уроки).

Особое внимание уделяю на своих уроках дифференцированной самостоятельной работе учащихся. Для этого использую различные виды самостоятельных работ. Работу, рассчитанную на слабо подготовленных учащихся, ориентирую на достижение ими обязательного уровня подготовки, многие упражнения в таких работах сопровождаю ответами, указаниями, образцами решения, пошаговыми инструкциями. Работу, рассчитанную на среднего ученика, несколько усложняю. Она не только способствует достижению учащимися уровня обязательной подготовки, но и создаёт условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне. Работу для учащихся с хорошей языковой подготовкой составляю таким образом, что упражнения, входящие в неё, требовали не только свободного владения приобретёнными знаниями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности. Эффективным методом при дифференцированном обучении считаю работу в группе.

Все мои ученики участвуют в подготовке и проведении недели родных языков в школе. С ребятами мы готовим мероприятия, викторины, вечера. Учитывая психологические особенности учащихся, стараюсь использовать наглядные и практические методы обучения. Особое внимание уделяю мотивации обучения. Стараюсь, чтобы деятельность учеников носили поисковый, творческо – исследовательский характер. Для этого надо учитывать возможности и интересы каждого ученика. Для вовлечения каждого школьника в учебный процесс использую на уроках индивидуальные и групповые формы работы, устные упражнения, игровые моменты, в среднем звене применяю дидактические игры

Опыт показал, что когда творческая активность у детей повышается, дети становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками учебного процесса и замечательными творцами.

Ведущей идеей моего опыта является активизация интереса у учащихся. В своей работе я стараюсь придерживаться высказывания Яна Каменского: «Следует найти такой метод обучения, при котором учителя меньше бы учили, а ученики меньше бы учились».

Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

В своей работе использую следующие методы и приёмы, позволяющие повысить качество обучения:

проектная деятельность;

дидактические игры - упражнения, цепочка заданий и т.д.);

тестовый контроль знаний;

программированный контроль знаний;

Осознавая важность своей профессии и своего предмета, в работе ставлю перед собой следующие ключевые задачи совершенствования педагогической деятельности:

-выработка у учащихся познавательно-практических умений ();

-развитие мыслительной самостоятельности учащихся;

-развитие способности применять ранее усвоенные знания и умения при выполнении заданий и в межпредметных связях;

-освоение учащимися системы взаимоотношений на основе принципов сотрудничества;

-чёткость и настойчивость в труде;

-стремление к познанию;

-формирование у учащихся прочных знаний по предмету.

Эти технологии позволяют учителю решать следующие задачи:

-Гуманитарные, мировоззренческие: расширение кругозора; формирование понимания роли языка;

-Познавательные, развивающие: развитие интереса к предмету и навыка самостоятельной работы при изучении нового материала; формирование навыков и умений при работе с информацией: подбор, сортировка, представление в виде презентаций;

-Воспитательные, психологические: развитие навыков работы в микрогруппе, настойчивость, организованность, умение принимать коллективное решение, развитие толерантного отношения к взглядам одноклассников.

Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета родного языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером. К тому же, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!