Краткосрочная дополнительная
Общеобразовательная общеразвивающая программа
“Олимпиадная химия. 8 класс”
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 32 часа
Автор-составитель:
Александрова Светлана Евгеньевна
учитель химии высшей категории
2021год
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Олимпиадная химия 8 класс» (продвинутый уровень) разработана и направлена на формирование познавательного мировоззрения у детей в процессе изучения многообразия веществ, их строения, превращений в ходе химических реакций и создания новых свойств. Программа предназначена для обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций, заинтересованных в углубленном изучении предмета химии и понимании олимпиадных задач практического и теоретического характера.
Программа разработана в соответствии с документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
Письмо Министерства образования науки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ;
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №118 от 21.06.2016 г. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
Устав ОГБН ОО «Центр выявления и поддержки одарённых детей в Ульяновской области «Алые паруса»;
Локальные нормативные акты Учреждения ОГБН ОО «Центр выявления и поддержки одарённых детей в Ульяновской области «Алые паруса».
Направленность программы - естественно-научная.
Предметная область программы – комплекс химических наук. Решение качественных и расчётных задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала. Изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных химических задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у обучающихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Главным назначением данной программы является:
• совершенствование подготовки обучающихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
• сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Программа «Олимпиадная химия 8 класс» дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающегося. В программе определен перечень практических занятий и расчетных задач.
Обоснование выбора программы
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти обучающихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.
Программа включает в себя основы общей и неорганической химии.
Предметная область – комплекс химических наук, а также междисциплинарные направления современного естествознания на стыке физики, химии, математики и биологии.
Новизна - программа основана исключительно на химическом материале, который зачастую малодоступен, но чрезвычайно необходим в работе с мотивированными школьниками.
По степени авторского участия в разработке программа является модифицированной.
Адресат программы
В реализации данной программы участвуют обучающиеся 14 - 15лет.
Объем программы – 28 часов, запланированных на 7 учебных недель.
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Олимпиадная химия 8 класс» (продвинутый уровень) очное, групповое.
Особенности организации образовательного процесса. Обучение по программе предполагается с применением дистанционных технологий.
Дистанционные образовательные технологии в дополнительной общеразвивающей программе «Олимпиадная химия 8 класс» обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных технологиях обучения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программе через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:
Консультация;
Практическое занятие;
Тестирование;
Самостоятельная внеаудиторная работа;
Входная диагностика;
Текущий контроль;
Промежуточная аттестация;
Итоговая аттестация;
Количество обучающихся в группе составляет 20 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю: в очном формате продолжительностью 2 астрономических часа (40 минут занятие, 10 минут перерыв, 40 минут занятие); самостоятельное изучение материалов видео-лекций в удобное для обучающихся время (до следующего очного занятия).
Уровень освоения программы – продвинутый.
1.2 Цель и задачи программы
Целью программы является углубление и расширение теоретических и практических знаний по химии и подготовка обучающихся к успешному решению олимпиадных задач различного уровня.
Задачи программы
Образовательные:
1.Расширить, углубить и конкретизировать химические знания обучающихся по основным разделам предмета;
2.Развитие умений логически и аналитически мыслить;
3.Развитие навыков решения олимпиадных задач практического и теоретического характер.
4. Подготовить обучающихся к химическим олимпиадам.
Развивающие:
Развитие умений и навыков самостоятельной работы;
Развитие рефлексивных умений.
Воспитательные:
1.Развитие учебно-коммуникативных умений;
2.Выявить одарённых учащихся и создать условия для более полного раскрытия их творческих способностей.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ по порядку | Темы занятия | Количество часов по видам занятий | Формы аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. Количество вещества. Расчеты с использованием количества вещества. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос решение олимпиадных заданий |
2 | Растворы. Процентная концентрация | 3 | 1 | 2 |
3 | Плотность и концентрация растворов. | 2 | 1 | 1 |
4 | Расчеты по уравнениям реакций с участием растворов веществ. | 2 | 1 | 1 |
5 | Диагональные схемы в расчетах растворов. | 2 | 1 | 1 |
6 | Основные классы неорганических веществ. Решение задач с помощью эквивалента. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос решение олимпиадных заданий |
7 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек. | 4 | 1 | 3 |
8 | Задачи на расчет состава смеси. | 2 | 1 | 1 |
9 | Нахождение молекулярной формулы вещества. | 2 | 1 | 1 |
10 | Кристаллогидраты. | 2 | 1 | 1 |
11 | Задачи на реакции с участием веществ, содержащих примеси. | 2 | 1 | 1 |
12 | Задачи на пластинки. | 1 | 0 | 1 |
13 | Решение качественных задач. | 4 | 1 | 3 |
14 | Решение комбинированных задач. | 1 | 0 | 1 |
15 | Итоговое тестирование. | 1 | 0 | 1 | Контрольная работа |
ИТОГО: | 32 | 12 | 20 | |
1.4.Содержание учебного плана.
Тема занятия 1 Введение. Количество вещества. Расчеты с использованием количества вещества..
Теория: : совершенствование умений в использовании химических формул , связанных с понятием « моль», закрепление полученных теоретических знаний,
Практика: выполнение олимпиадных заданий по теме.
Контроль. Анализ работ.
Тема занятия 2. Растворы. Процентная концентрация
Теория: определение «раствор», их классификация. Понятие «процентная концентрация». Пошагово рассматривается методика решения задач этого типа. Подобрано большое количество заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы.
Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме
Контроль: устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 3. Плотность и концентрация растворов.
Теория: сформировать представления о взаимосвязи этих величин посредством решения задач.
Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме .
Контроль: устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 4 Расчеты по уравнениям реакций с участием растворов веществ.
Теория: сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.
Практика: анализ условий задачи, нахождение правильного способа решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Контроль: устный опрос, учебные ситуации.
Тема занятия 5. Диагональные схемы в расчетах растворов.
Теория: решение задач методом «креста»
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме .
Тема занятия 6. Основные классы неорганических веществ. Решение задач с помощью эквивалента.
Теория: формирование представления об эквиваленте вещества, на основе закона эквивалентов, умение использовать основные формулы по нахождению эквивалента вещества.
Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме .
Тема занятия 7. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек.
Теория: сформировать навык решения нескольких видов цепочек , записывать уравнения, уметь строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем исходя из генетической связи веществ .Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения,
Практика: анализ условий реакций, нахождение правильного способа решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 8. Задачи на расчет состава смеси.
Теория: рассмотреть понятие « смеси», их многообразие.
Практика: обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать познавательный интерес, используя данные о применении расчетных задач по указанной теме.
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 9. Нахождение молекулярной формулы вещества.
Практика: пользоваться различной техникой решения, производить расчеты , устанавливать причинно – следственные связи.
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 10. Кристаллогидраты.
Теория: Познакомить с составом, названиями и формулами наиболее часто встречающихся кристаллогидратов.
Практика: проводить расчеты по формулам кристаллогидратов.
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 11. Задачи на реакции с участием веществ, содержащих примеси.
Теория: пользоваться формулами, производить расчеты по химическим уравнениям; устанавливать причинно – следственные связи.
Практика: овладеть алгоритмом решения задач по теме .
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 12. Задачи на пластинки.
Теория: Рассмотреть понятие « пластинки» .Изучить характер реакций , протекающий при изменении пластинок.
Практика: записывать уравнения химических реакций, характеризующих процессы ,происходящие на пластинках. Записывать уравнения в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 13. Решение качественных задач.
Теория: сформировать представление о составе и химических свойствах многих неорганических веществ, о качественных реакциях на эти вещества, катионы и анионы, способах лабораторного и промышленного получения.
Практика: умение устанавливать причинно-следственные связи
Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
Тема занятия 14. Решение комбинированных задач
Теория: В комбинированных задачах предусмотрено применение учащимися расчетных действий в различных сочетаниях, проведение расчетов и способов, используемых при решении разных типовых задач.
Тема занятия 15. Итоговое тестирование
Контроль. Анализ работ
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Ожидаемыми результатами являются:
личностное развитие детей;
повышение уровня индивидуальных достижений детей в области химии;
повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
удовлетворенность детей своей деятельностью;
интеллектуальное и творческое обогащение детей;
формирование положительной мотивации к учению у обучающихся.
творческая самореализация обучающихся;
опыт творческо-мыслительной деятельности;
умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета.
Личностные результаты.
Изучение химии в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Олимпиадная химия 9 класс» дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.).
Метапредметные результаты:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Календарный учебный график.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Форма занятий | Форма контроля |
| Введение. Количество вещества. Расчеты с использованием количества вещества. | 1 | | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Растворы. Процентная концентрация. | 3 | | Лекция | Устный опрос |
| Лекция | Устный опрос |
| Практическое занятие | Работа в тетради |
| Плотность и концентрация растворов. | 2 | | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Лекция | Устный опрос |
| Расчеты по уравнениям реакций с участием растворов веществ. | 2 | | Лекция | Устный опрос |
. | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Диагональные схемы в расчетах растворов. | 2 | . | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Лекция | Устный опрос |
| Основные классы неорганических веществ. Решение задач с помощью эквивалента. | 2 | | Лекция | Устный опрос |
| Практическое занятие | Работа в тетради |
| Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек. | 4 | | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Лекция | Устный опрос |
| Задачи на расчет состава смеси. | 2 | | Лекция | Устный опрос |
| Практическое занятие | Работа в тетради |
| Нахождение молекулярной формулы вещества. | 2 | | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Лекция | Устный опрос |
| Кристаллогидраты. | 2 | | Лекция | Устный опрос |
| Практическое занятие | Работа в тетради |
| Задачи на реакции с участием веществ, содержащих примеси. | 2 | | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Лекция | Устный опрос |
| задачи на пластинки. | 2 | | Лекция | Устный опрос |
| Практическое занятие | Работа в тетради |
| Решение качественных задач. | 4 | | Практическое занятие | Работа в тетради |
| Лекция | Устный опрос |
| Решение комбинированных задач | 1 | | Лекция | Устный опрос |
| Итоговое тестирование | 1 | . | Тестирование | Работа в тетради |
ИТОГО: | 32часа | | | |
2.2 Условия реализации программы
При составлении программы учтены возрастные и психофизиологические особенности обучающихся этого возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.
В основе расположения учебного материала в программе положен дидактический принцип доступности: от легкого материала к сложному, от известного к неизвестному.
Программа позволяет вносить изменения, корректировку, исходя из возможностей (потребностей) обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).
Материально-техническое обеспечение
материальная база (кабинет, школьная доска- 1 шт.);
ноутбук или мультимедийная система;
подключение к информационной сети «Интернет».
методическое обеспечение (наличие программы, наглядных пособий, методических разработок, рекомендаций);
По данной программе работает педагог дополнительного образования, учитель химии и биологии первой квалификационной категории.
2.3 Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы используются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования.
Формы предъявления образовательных результатов:
Содержание программы предполагает проведение диагностики (входной, текущей и итоговой).
Цель входной диагностики – выявление уровня подготовленности к решению задач разного уровня сложности.
Цель текущей диагностики – определение эффективности усвоения данной программы.
Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности, усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.
Диагностика обученности (знаний, умений и навыков) по данной программе проводится три раза в год:
1 – входная диагностика (ноябрь);
2– итоговая диагностика (декабрь).
Данные диагностики оформляются в виде таблицы.
Группа | Уровень (низкий, средний, достаточный, высокий) | До обучения | После обучения |
% соотношение детей | % соотношение детей |
| | | |
Таблица заполняется после входной и итоговой диагностики с последующим анализом.
2.4. Список литературы
Основная литература для педагогов
1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с.
2. Справочник по общей химии (Глинка)
3. Современный курс общей химии 1,2-том (Хаускрофт. К., Констебл Э.)
4. Теоретическая и математическая химия (В.В. Еремин)
5. Физическая химия (П. Эткинс) (Physical chemistry (P.Atkins)
6. Всероссийские химические олимпиады (9-10-11 класс,1998-2014)
7. Менделеевская олимпиада 1998-2014гг.
8. Химия.8-11 классы. Региональные олимпиады2000/2002/авт.- сост.О.С.Габриелян, А.Н.Прошлецов.-М.:Дрофа,2015.-287,-(Олимпиады школьников)
9. Школьные олимпиады.Химия.8-11 классы/А.В.Артемов, С.С.Дерябина.-М.:Айрис-пресс.2011.-240с.-(Школьные олимпиады)
10.Предметные олимпиады.8-11 классы. Химия /авт.-сост.Л. П. Бойко, Е. А. Иванова, Н.П. Пильникова.- Волгоград:Учитель.-95 с.
Дополнительная литература для обучающихся и родителей
1. Справочник по общей химии (Глинка)
2. Современный курс общей химии 1,2-том (Хаускрофт. К., Констебл Э.)
3. Теоретическая и математическая химия (В.В. Еремин)
4. Физическая химия (П. Эткинс) (Physical chemistry (P.Atkins))
5. Всероссийские химические олимпиады (9-10-11 класс,1998-2014)
6. Менделеевская олимпиада 1998-2014гг.
7. Химия.8-11 классы. Региональные олимпиады2000/2002/авт.- сост.О.С.Габриелян, А.Н.Прошлецов.-М.:Дрофа,2015.-287,-(Олимпиады школьников)
8. Школьные олимпиады.Химия.8-11 классы/А.В.Артемов, С.С.Дерябина.-М.:Айрис-пресс.2011.-240с.-(Школьные олимпиады)
9. Предметные олимпиады.8-11 классы. Химия /авт.-сост.Л. П. Бойко, Е. А. Иванова, Н.П. Пильникова.- Волгоград:Учитель.-95 с.
Интернет ресурсы:
https://edu.tatar.ru
https://30ahtub-uprobr.edusite.ru
https://myyobr.ucoz.net
https://odardeti.viro33.ru
https://www.ronomal.kaluga.ru
https://center-intellect.ru
https://uo-sormovo.narod.ru
https://www.education-ntura.narod.ru
https://kuo-kr.edusite.ru
https://metodotdel.my1.ru
https://uo-mr-pechora.com.ru
https://olymp.baltinform.ru
https://irorb.ru
https://kabanskoeruo.ru
https://yola.edu12.ru
https://romroo.ucoz.ru
https://www.arkh-edu.ru
https://kem-talant.ru
https://www.eduportal44.ru
https://kurchgmk.ucoz.net
https://rc-buzuluk.ru
https://koopo.ru
https://vesotobr.ru
https://obr71.ru
https://www.anichkov.ru
https://lensky-kray.ru
https://cpod.ippk.ru
https://www.olimpiada48.ru
https://talant55.irooo.ru
https://olympmo.ru
https://edu-nv.ru
https://chao.chiroipk.ru
https://donoyabrsk.yanao.ru
https://gorizont.edusite.ru
https://olimpiada.ru
https://vos.olimpiada.ru
Приложение 1
.Оценочные материалы
Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: 75-100% усвоения материала.
Средний уровень: 50-74% усвоения материала.
Низкий уровень: до 50% усвоения материала.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Высокий уровень – обучающийся освоил весь объем рассматриваемого материала, 75-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные математические термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Средний уровень – у обучающихся объем усвоенных математических знаний составляет 50-74%, сочетает специальную математическую терминологию с бытовой.
Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний предусмотренных программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
Высокий уровень – обучающийся овладел на 75-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно подбирает и работает с методами решения задач и примеров, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.
Средний уровень – у обучающихся объем усвоенных умений и навыков составляет 50-74%, подбирает и работает с методами решения задач и примеров помощью педагога, в основном выполняет задания на основе образца.
Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при решении задач; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результатом промежуточной аттестации является суммарное значение теоретической и практической части программы.
Приложение 2.
Примерный перечень задач.
8 класс. Теоретический тур
1 В США запатентован резиновый матрас, заполняемый один раз в год гелием. Где этот матрас хранит владелец очень маленькой комнаты?
2 Винни-Пух и ослик Иа решили съездить на автомашине «Волга» на рыбалку. Взяли все необходимое, в том числе две одинаковые канистры: одну с кипяченой водой, другую с бензином. Уже подъехав к реке, автомобиль начал «чихать» — кончался бензин, но друзья уже были на берегу. Пух тут же пошел ловить рыбу, аИа решил приготовить хлебный квас и высыпал сахарный песок... в канистру с бензином. Иа тут же понял трагизм ситуации. Ослик знал, что сахар не растворяется в бензине, а находится в нем в виде взвеси. Но на таком сладком бензине двигатель работать не будет. Помогите животным уехать домой. Как в походных условиях быстро (минут за десять) очистить бензин от сахара? Составьте подробный план действий по очистке бензина от сахара.
3. Какие реактивы нужны для получения кислорода в лаборатории? Запишите уравнения реакций получения в лаборатории кислорода из этих реактивов.
4. Два периода в истории человечества получили названия благодаря металлу и его сплаву. Это тяжелый, тугоплавкий металл, довольно мягкий, легко поддается прокатке и вытягиванию, хорошо проводит электрический ток, уступая в этом только серебру. Образует два оксида, отличающихся по составу и цвету. О каком металле и сплаве идет речь? Обоснуйте свой ответ.
5. В простокваше содержится около 1 % молочной кислоты. Рассчитайте, сколько граммов молочной кислоты содержится в одном стакане простокваши, вмещающем 200 мл этого кисломолочного продукта (плотность простокваши 0,98 г/мл).
6. Гемоглобин содержит 0,34 % железа. Вычислите молекулярную массу гемоглобина.
7. Какой объем приходится на 1 атом металлического хрома в его кристаллической решетке, если плотность этого металла р = 7,19 г/см3. Перечислите основные физические свойства этого металла.
8. При взаимодействии смеси металлического цинка и его карбоната с избытком водного раствора соляной кислоты выделяется 13,44 л (н.у.) газа. После полного сжигания образовавшегося газа на воздухе и конденсации водяных паров объем газа уменьшился до 8,96 л. Какова доля цинка (в . % ) в исходной смеси?
8 класс. Практический тур
Описание эксперимента:
1. Имеется четыре стакана с дистиллированной водой. Каждый из них насытили углекислым газом. Получилось четыре стакана с газированной С02 водой.
В каждый стакан добавили по чайной ложке: в 1-й — сахарного песка (С12Н22О11), во 2-й — поваренной соли (NaCl), в 3-й — питьевой соды (NaHCO3), в 4-й — кальцинированной соды (Na2CO3). При этом были получены следующие
результаты:
—прибавление сахара и хлорида натрия не оказывают существенного влияния на выделение газа в 1-м и 2-м стаканах;
—добавление питьевой соды вызывает бурное выделение пузырьков газа в 3-м стакане;
—внесение карбоната натрия в 4-й стакан приводит к уменьшению выделения пузырьков газа.
Объясните происходящие явления. Запишите возможные уравнения реакций.
Решение.
1. Углекислый газ реагирует с водой с образованием угольной кислоты. Образующаяся система находится в состоянии химического равновесия:
СО2 + Н2О=Н2СО3.
Угольная кислота в растворе диссоциирует на ионы:
H2CO3↔Н+ + НСО3 — 1-я ступень,
НСО3↔ Н+ + СO32- — 2-я ступень.
Прибавление сахарного песка С12Н22О11 (молекулярное соединение) и хлорида натрия NaCl (ионное соединение) к газированной воде не влияет на выделение газа, так как не смещает химическое равновесие в системах
а) С12Н22О11 в воде: молекулы С12Н22ОИ среди молекул Н20;
б) NaCl в воде: ионы Na+ и С1- среди молекул Н20.
Добавление к газированной воде питьевой соды проводит к существенному повышению концентрации гидрокарбонат-ионов НСО3~:
NaHCO3 = Na+ + HCO3.
В результате в системе повышается концентрация угольной кислоты Н2СО3. т к реакция обратимая , а угольная кислота очень слабая и распадается, то введение карбоната натрия должо привести к бурному выделению СО2, но этого не происходит, наоборот наблюдается уменьшение выделения СО2, т.к. образуется Na2CO3
2 В четырех склянках без этикеток находятся прозрачные растворы сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия и разбавленной соляной кислоты.
Как, не прибегая к помощи других реактивов и используя минимальное число операций, определить содержимое каждой склянки? Составьте подробный, шаг за шагом, план вашей экспериментальной деятельности (шаг 1, шаг 2, шаг 3...).
Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Укажите признаки протекающих реакций, с помощью которых вы идентифицировали (определили) вещества в растворах.
3 При сжигании газовой смеси, состоящей из сероводорода и кислорода, было получено 200 мл сернистого газа (SO2), a 40 мл кислорода не вступило в реакцию.
Рассчитайте (условия обычные) начальный состав газовой смеси: а) в миллилитрах; б) в объемных долях.
Запишите электронный баланс, укажите процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.
Растворы. Процентная концентрация.
1. Сколько г соли и мл воды нужно взять для приготовления:
а) 200 г 30%-ного раствора;
б) 250 г 2%-ного раствора
в) 50 г 1,5 %-ного раствора?
2. Какова массовая доля соли, полученной растворением 5 г этой соли в 45мл воды?
3. Какой процентной концентрации получится раствор, если:
а) в 80 г воды растворить 20 г соли;
б) в 400 г воды растворить 50 г соли?
4 К 40 г 20%-ного раствора селитры добавили 5 г селитры. Какой
концентрации стал новый раствор?
5 К 20 г 5% раствора сахара добавили 10 г 10% раствора сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе ?
6.Сколько соли нужно растворить в 190 г воды, чтобы получить 5%-ный раствор?
7.В каком объеме воды нужно растворить 40 г соли, чтобы получить ее 20%-ный раствор?
8. Сколько воды по объему нужно добавить к 0,5 г 5% раствора селитры, чтобы получить 2%раствор ее?
9. К 80 г 15%-ного раствора сульфата натрия добавлено 20 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе?
10.Смешаны 500 г 30%-ного и 300 г 20%-ного растворов одного и того же вещества. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
11. К 50 г 30% раствора прилили 150 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе? 12. К 150 г 20% раствора добавлено 50 г соли. Какова массовая доля соли в новом растворе?
Расчет состава смеси
1. После нагревания 80 г смеси кристаллической и кальцинированной соды масса остатка составила 66,5 г. Определить массовую долю кристаллогидрата в смеси.
2. При действии на 9 г смеси, состоящей из металлического алюминия и его оксида, 40%-ным раствором гидроксида натрия (плотность 1,4 г/мл) выделилось 3,36 л газа (н.у.). Определите процентный состав смеси и объем израсходованного раствора щелочи.
3. При действии концентрированной серной кислоты на смесь меди и железа масса смеси уменьшилась на 22%. Нерастворимый остаток отделили и обработали соляной кислотой без доступа воздуха. В результате образовалось 63,5 г соли. Сколько г соли получено при действии на исходную смесь серной кислоты?
4.При действии нитрата серебра на 2,66 г смеси хлоридов натрия и калия получено 5,74 г хлорида серебра. Каковы массовые доли солей в исходной смеси?
5. Для анализа 28 г сплава меди и серебра растворили в концентрированной серной кислоте, раствор выпарили, а остаток после выпаривания прокалили. При прокаливании выделилось 12,32 л газа. Каков состав сплава в %?
6. При нагревании 54,2 г смеси нитратов калия и натрия выделилось 6,72л газа. Каковы массы солей в исходной смеси?
7. При растворении 0,39 г сплава магния и алюминия в 50 г 5%-ной соляной кислоты выделилось 448 мл газа. Вычислите состав исходного сплава и состав полученного раствора
8. Для растворения 1,056 г твердой смеси СаО и СаСО3 требуется 10 мл 2,2 М раствора соляной кислоты. Определите состав исходной смеси в граммах.
9. Масса твердого остатка после восстановления водородом 1,52 г смеси оксидов двухвалентных меди и железа равна 1,2 г. Вычислите массы оксидов в исходной смеси.
10. При нагревании смеси нитратов натрия и свинца (II) образовалось 44,6 г оксида свинца (II) и 13,44 л смеси"газов. Определите состав исходной смеси в %.
11.При действии концентрированной серной кислоты на 3,24 г смеси хлорида и сульфата натрия получено 3,53 г сульфата натрия. Определите состав исходной смеси в %.
12.7,53 г смеси кристаллогидратов шестиводного хлорида кальция и восьмиводного гидроксида бария растворены в воде. К полученному раствору добавлен избыток раствора соды. Осадок отфильтровали, промыли, растворили в соляной кислоте и получили 0,672 л газа. Определите массы веществ в исходной смеси.
Нахождение молекулярной формулы вещества
1. Определите простейшие формулы веществ по следующим данным:
а) медь - 40%, сера - 20%, кислород - 40%
б) водород -2,44%, сера- 39%, кислород- 58,54%
в) магний - 41,4%, кислород -55,2%, водород -3,45%
г) кальций - 38,7%, фосфор - 20%, кислород - 41,3%.
2. Относительная плотность углеводорода по азоту = 2, содержание водорода 14,3% по массе. Определите молекулярную формулу вещества.
3. Углеводород содержит 85,7% углерода по массе, и он в 1,57 раза легче углекислого газа. Определите углеводород.
4. При полном сгорании 7,8 г неизвестного жидкого вещества образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г паров воды. Плотность паров вещества по воздуху = 2,69. Определите вещество.
5. При сжигании 28 мл газа получено 84 мл углекислого газа и 67,5 мг воды. Плотность вещества по водороду ~ 21. Выведите молекулярную формулу сгоревшего вещества.
6. При сгорании 2,3 г вещества получено 4,4 г углекислого газа и 2,7 г воды. Плотность паров вещества по воздуху = 7,59. Определите вещество.
7. Вещество имеет состав: 37,5% С, 50% О, 12,5% Н. Плотность паров его по водороду =16. Определите вещество.
8. При сгорании 4,8 г органического вещества образовалось 3,36 л углекислого газа и 5,4 г воды. Плотность паров вещества по водороду = 16. Определите вещество.
9. При сжигании 0,93 г газа выделилось 0,672 л углекислого газа, 1,35 г воды и азот. Назовите вещество.
10.При сжигании 8,8 г углеводорода образовалось 26,4 г углекислого газа, плотность вещества при и.у. = 1,96 г/л. Определите вещество.
11. Определите вещество, если при сгорании 5,6 л его было получено 16,8 л углекислого газа и 13,5 г воды.