СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочная дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа “Олимпиадная химия. 8 класс”

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Олимпиадная химия 8 класс» (продвинутый уровень) разработана и направлена на формирование познавательного мировоззрения у детей в процессе изучения многообразия веществ, их строения, превращений в ходе химических реакций и создания новых свойств. Программа предназначена для обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций, заинтересованных в углубленном изучении предмета химии и понимании олимпиадных задач практического и теоретического характера.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа “Олимпиадная химия. 8 класс”»










Краткосрочная дополнительная

Общеобразовательная общеразвивающая программа

Олимпиадная химия. 8 класс”



Возраст обучающихся: 14-15 лет


Срок реализации: 32 часа









Автор-составитель:

Александрова Светлана Евгеньевна

учитель химии высшей категории











2021год


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Олимпиадная химия 8 класс» (продвинутый уровень) разработана и направлена на формирование познавательного мировоззрения у детей в процессе изучения многообразия веществ, их строения, превращений в ходе химических реакций и создания новых свойств. Программа предназначена для обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций, заинтересованных в углубленном изучении предмета химии и понимании олимпиадных задач практического и теоретического характера.

Программа разработана в соответствии с документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;

  • Письмо Министерства образования науки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ;

  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №118 от 21.06.2016 г. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);

  • Устав ОГБН ОО «Центр выявления и поддержки одарённых детей в Ульяновской области «Алые паруса»;

  • Локальные нормативные акты Учреждения ОГБН ОО «Центр выявления и поддержки одарённых детей в Ульяновской области «Алые паруса».

Направленность программы - естественно-научная.

Предметная область программы – комплекс химических наук. Решение качественных и расчётных задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала. Изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных химических задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у обучающихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Главным назначением данной программы является:

• совершенствование подготовки обучающихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

• сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Программа «Олимпиадная химия 8 класс» дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающегося. В программе определен перечень практических занятий и расчетных задач.

Обоснование выбора программы

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти обучающихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.

Программа включает в себя основы общей и неорганической химии.

Предметная область – комплекс химических наук, а также междисциплинарные направления современного естествознания на стыке физики, химии, математики и биологии.

Новизна - программа основана исключительно на химическом материале, который зачастую малодоступен, но чрезвычайно необходим в работе с мотивированными школьниками.

По степени авторского участия в разработке программа является модифицированной.

Адресат программы

В реализации данной программы участвуют обучающиеся 14 - 15лет.

Объем программы – 28 часов, запланированных на 7 учебных недель.

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Олимпиадная химия 8 класс» (продвинутый уровень) очное, групповое.

Особенности организации образовательного процесса. Обучение по программе предполагается с применением дистанционных технологий.

Дистанционные образовательные технологии в дополнительной общеразвивающей программе «Олимпиадная химия 8 класс» обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных технологиях обучения.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программе через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:

Консультация;

Практическое занятие;

Тестирование;

Самостоятельная внеаудиторная работа;

Входная диагностика;

Текущий контроль;

Промежуточная аттестация;

Итоговая аттестация;

Количество обучающихся в группе составляет 20 человек.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю: в очном формате продолжительностью 2 астрономических часа (40 минут занятие, 10 минут перерыв, 40 минут занятие); самостоятельное изучение материалов видео-лекций в удобное для обучающихся время (до следующего очного занятия).

Уровень освоения программы – продвинутый.


1.2 Цель и задачи программы

Целью программы является углубление и расширение теоретических и практических знаний по химии и подготовка обучающихся к успешному решению олимпиадных задач различного уровня.

Задачи программы

Образовательные:

1.Расширить, углубить и конкретизировать химические знания обучающихся по основным разделам предмета;

2.Развитие умений логически и аналитически мыслить;

3.Развитие навыков решения олимпиадных задач практического и теоретического характер.

4. Подготовить обучающихся к химическим олимпиадам.

Развивающие:

  1. Развитие умений и навыков самостоятельной работы;

  2. Развитие рефлексивных умений.

Воспитательные:

1.Развитие учебно-коммуникативных умений;

2.Выявить одарённых учащихся и создать условия для более полного раскрытия их творческих способностей.



1.3 Содержание программы


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


№ по порядку

Темы занятия

Количество часов по видам

занятий

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Количество вещества. Расчеты с использованием количества вещества.

2

1

1

Устный опрос решение

олимпиадных заданий

2

Растворы. Процентная концентрация

3

1

2

3

Плотность и концентрация растворов.

2

1

1

4

Расчеты по уравнениям реакций с участием растворов веществ.

2

1

1

5

Диагональные схемы в расчетах растворов.

2

1

1

6

Основные классы неорганических веществ. Решение задач с помощью эквивалента.

2

1

1

Устный опрос решение

олимпиадных заданий

7

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек.

4

1

3

8

Задачи на расчет состава смеси.

2

1

1

9

Нахождение молекулярной формулы вещества.

2

1

1

10

Кристаллогидраты.

2

1

1

11

Задачи на реакции с участием веществ, содержащих примеси.

2

1

1

12

Задачи на пластинки.

1

0

1

13

Решение качественных задач.

4

1

3

14

Решение комбинированных задач.

1

0

1

15

Итоговое тестирование.

1

0

1

Контрольная работа

ИТОГО:

32

12

20





1.4.Содержание учебного плана.


Тема занятия 1 Введение. Количество вещества. Расчеты с использованием количества вещества..

Теория: : совершенствование умений в использовании химических формул , связанных с понятием « моль», закрепление полученных теоретических знаний,

Практика: выполнение олимпиадных заданий по теме.

Контроль. Анализ работ.


Тема занятия 2. Растворы. Процентная концентрация

Теория: определение «раствор», их классификация. Понятие «процентная концентрация». Пошагово рассматривается методика решения задач этого типа. Подобрано большое количество заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы.

Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме

Контроль: устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.




Тема занятия 3. Плотность и концентрация растворов.

Теория: сформировать представления о взаимосвязи этих величин посредством решения задач.

Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме .

Контроль: устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 4 Расчеты по уравнениям реакций с участием растворов веществ.

Теория: сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.

Практика: анализ условий задачи, нахождение правильного способа решения, устанавливать причинно-следственные связи.

Контроль: устный опрос, учебные ситуации.


Тема занятия 5. Диагональные схемы в расчетах растворов.

Теория: решение задач методом «креста»

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.

Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме .




Тема занятия 6. Основные классы неорганических веществ. Решение задач с помощью эквивалента.

Теория: формирование представления об эквиваленте вещества, на основе закона эквивалентов, умение использовать основные формулы по нахождению эквивалента вещества.

Практика: : овладеть алгоритмом решения задач по теме .


Тема занятия 7. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек.

Теория: сформировать навык решения нескольких видов цепочек , записывать уравнения, уметь строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем исходя из генетической связи веществ .Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения,

Практика: анализ условий реакций, нахождение правильного способа решения, устанавливать причинно-следственные связи.

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 8. Задачи на расчет состава смеси.

Теория: рассмотреть понятие « смеси», их многообразие.

Практика: обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать познавательный интерес, используя данные о применении расчетных задач по указанной теме.

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 9. Нахождение молекулярной формулы вещества.

Практика: пользоваться различной техникой решения, производить расчеты , устанавливать причинно – следственные связи.

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 10. Кристаллогидраты.

Теория: Познакомить с составом, названиями и формулами наиболее часто встречающихся кристаллогидратов.

Практика: проводить расчеты по формулам кристаллогидратов.

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 11. Задачи на реакции с участием веществ, содержащих примеси.

Теория: пользоваться формулами, производить расчеты по химическим уравнениям; устанавливать причинно – следственные связи.

Практика: овладеть алгоритмом решения задач по теме .

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 12. Задачи на пластинки.

Теория: Рассмотреть понятие « пластинки» .Изучить характер реакций , протекающий при изменении пластинок.

Практика: записывать уравнения химических реакций, характеризующих процессы ,происходящие на пластинках. Записывать уравнения в ионном и окислительно-восстановительном виде.

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 13. Решение качественных задач.

Теория: сформировать представление о составе и химических свойствах многих неорганических веществ, о качественных реакциях на эти вещества, катионы и анионы, способах лабораторного и промышленного получения.

Практика: умение устанавливать причинно-следственные связи

Контроль. Устный опрос, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.


Тема занятия 14. Решение комбинированных задач

Теория: В комбинированных задачах предусмотрено применение учащимися расчетных действий в различных сочетаниях, проведение расчетов и способов, используемых при решении разных типовых задач.


Тема занятия 15. Итоговое тестирование

Контроль. Анализ работ



    1. Планируемые результаты.

Предметные результаты.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Ожидаемыми результатами являются:

  • личностное развитие детей;

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в области химии;

  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;

  • удовлетворенность детей своей деятельностью;

  • интеллектуальное и творческое обогащение детей;

  • формирование положительной мотивации к учению у обучающихся.

  • творческая самореализация обучающихся;

  • опыт творческо-мыслительной деятельности;

  • умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета.

  • Личностные результаты.

Изучение химии в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Олимпиадная химия 9 класс» дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  • формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

  • понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

  • развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.).

Метапредметные результаты:

  • навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;


  1. Комплекс организационно-педагогических условий.


2.1.Календарный учебный график.

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Форма

занятий

Форма контроля

Введение. Количество вещества. Расчеты с использованием количества вещества.

1


Практическое занятие

Работа в тетради

Растворы. Процентная концентрация.

3


Лекция

Устный опрос


Лекция

Устный опрос


Практическое занятие

Работа в тетради

Плотность и концентрация растворов.

2


Практическое занятие

Работа в тетради


Лекция

Устный опрос

Расчеты по уравнениям реакций с участием растворов веществ.

2


Лекция

Устный опрос

.

Практическое занятие

Работа в тетради

Диагональные схемы в расчетах растворов.

2

.

Практическое занятие

Работа в тетради


Лекция

Устный опрос

Основные классы неорганических веществ. Решение задач с помощью эквивалента.

2


Лекция

Устный опрос


Практическое занятие

Работа в тетради

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек.

4


Практическое занятие

Работа в тетради


Лекция

Устный опрос

Задачи на расчет состава смеси.

2


Лекция

Устный опрос


Практическое занятие

Работа в тетради

Нахождение молекулярной формулы вещества.

2


Практическое занятие

Работа в тетради


Лекция

Устный опрос

Кристаллогидраты.

2


Лекция

Устный опрос


Практическое занятие

Работа в тетради

Задачи на реакции с участием веществ, содержащих примеси.

2


Практическое занятие

Работа в тетради


Лекция

Устный опрос

задачи на пластинки.

2


Лекция

Устный опрос


Практическое занятие

Работа в тетради

Решение качественных задач.

4


Практическое занятие

Работа в тетради


Лекция

Устный опрос

Решение комбинированных задач

1


Лекция

Устный опрос

Итоговое тестирование

1

.

Тестирование

Работа в тетради

ИТОГО:

32часа





2.2 Условия реализации программы

При составлении программы учтены возрастные и психофизиологические особенности обучающихся этого возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.

В основе расположения учебного материала в программе положен дидактический принцип доступности: от легкого материала к сложному, от известного к неизвестному.

Программа позволяет вносить изменения, корректировку, исходя из возможностей (потребностей) обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей).


Материально-техническое обеспечение

  • материальная база (кабинет, школьная доска- 1 шт.);

  • ноутбук или мультимедийная система;

  • подключение к информационной сети «Интернет».


    • Информационное обеспечение

  • методическое обеспечение (наличие программы, наглядных пособий, методических разработок, рекомендаций);

    • Кадровое обеспечение

  • По данной программе работает педагог дополнительного образования, учитель химии и биологии первой квалификационной категории.


2.3 Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования.

Формы предъявления образовательных результатов:

  • аналитический материал по итогам проведения диагностики;

  • контрольные вопросы;

  • диагностические задания;

  • устный опрос;

  • домашние задания.

Содержание программы предполагает проведение диагностики (входной, текущей и итоговой).

Цель входной диагностики – выявление уровня подготовленности к решению задач разного уровня сложности.

Цель текущей диагностики – определение эффективности усвоения данной программы.

Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности, усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.

Диагностика обученности (знаний, умений и навыков) по данной программе проводится три раза в год:

1 – входная диагностика (ноябрь);

2– итоговая диагностика (декабрь).

Данные диагностики оформляются в виде таблицы.

Группа

Уровень

(низкий, средний, достаточный, высокий)

До обучения

После обучения

% соотношение детей

% соотношение детей





Таблица заполняется после входной и итоговой диагностики с последующим анализом.

2.4. Список литературы

Основная литература для педагогов

1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с.

2. Справочник по общей химии (Глинка)

3. Современный курс общей химии 1,2-том (Хаускрофт. К., Констебл Э.)

4. Теоретическая и математическая химия (В.В. Еремин)

5. Физическая химия (П. Эткинс) (Physical chemistry (P.Atkins)

6. Всероссийские химические олимпиады (9-10-11 класс,1998-2014)

7. Менделеевская олимпиада 1998-2014гг.

8. Химия.8-11 классы. Региональные олимпиады2000/2002/авт.- сост.О.С.Габриелян, А.Н.Прошлецов.-М.:Дрофа,2015.-287,-(Олимпиады школьников)

9. Школьные олимпиады.Химия.8-11 классы/А.В.Артемов, С.С.Дерябина.-М.:Айрис-пресс.2011.-240с.-(Школьные олимпиады)

10.Предметные олимпиады.8-11 классы. Химия /авт.-сост.Л. П. Бойко, Е. А. Иванова, Н.П. Пильникова.- Волгоград:Учитель.-95 с.


Дополнительная литература для обучающихся и родителей

1. Справочник по общей химии (Глинка)

2. Современный курс общей химии 1,2-том (Хаускрофт. К., Констебл Э.)

3. Теоретическая и математическая химия (В.В. Еремин)

4. Физическая химия (П. Эткинс) (Physical chemistry (P.Atkins))

5. Всероссийские химические олимпиады (9-10-11 класс,1998-2014)

6. Менделеевская олимпиада 1998-2014гг.

7. Химия.8-11 классы. Региональные олимпиады2000/2002/авт.- сост.О.С.Габриелян, А.Н.Прошлецов.-М.:Дрофа,2015.-287,-(Олимпиады школьников)

8. Школьные олимпиады.Химия.8-11 классы/А.В.Артемов, С.С.Дерябина.-М.:Айрис-пресс.2011.-240с.-(Школьные олимпиады)

9. Предметные олимпиады.8-11 классы. Химия /авт.-сост.Л. П. Бойко, Е. А. Иванова, Н.П. Пильникова.- Волгоград:Учитель.-95 с.

Интернет ресурсы:


  1. https://edu.tatar.ru

  2. https://30ahtub-uprobr.edusite.ru

  3. https://myyobr.ucoz.net

  4. https://odardeti.viro33.ru

  5. https://www.ronomal.kaluga.ru

  6. https://center-intellect.ru

  7. https://uo-sormovo.narod.ru

  8. https://www.education-ntura.narod.ru

  9. https://kuo-kr.edusite.ru

  10. https://metodotdel.my1.ru

  11. https://uo-mr-pechora.com.ru

  12. https://olymp.baltinform.ru

  13. https://irorb.ru

  14. https://kabanskoeruo.ru

  15. https://yola.edu12.ru

  16. https://romroo.ucoz.ru

  17. https://www.arkh-edu.ru

  18. https://kem-talant.ru

  19. https://www.eduportal44.ru

  20. https://kurchgmk.ucoz.net

  21. https://rc-buzuluk.ru

  22. https://koopo.ru

  23. https://vesotobr.ru

  24. https://obr71.ru

  25. https://www.anichkov.ru

  26. https://lensky-kray.ru

  27. https://cpod.ippk.ru

  28. https://www.olimpiada48.ru

  29. https://talant55.irooo.ru

  30. https://olympmo.ru

  31. https://edu-nv.ru

  32. https://chao.chiroipk.ru

  33. https://donoyabrsk.yanao.ru

  34. https://gorizont.edusite.ru

  35. https://olimpiada.ru

  36. https://vos.olimpiada.ru
















Приложение 1


.Оценочные материалы

Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: 75-100% усвоения материала.

Средний уровень: 50-74% усвоения материала.

Низкий уровень: до 50% усвоения материала.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

Высокий уровень – обучающийся освоил весь объем рассматриваемого материала, 75-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные математические термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Средний уровень – у обучающихся объем усвоенных математических знаний составляет 50-74%, сочетает специальную математическую терминологию с бытовой.

Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний предусмотренных программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

Высокий уровень – обучающийся овладел на 75-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно подбирает и работает с методами решения задач и примеров, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.

Средний уровень – у обучающихся объем усвоенных умений и навыков составляет 50-74%, подбирает и работает с методами решения задач и примеров помощью педагога, в основном выполняет задания на основе образца.

Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при решении задач; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Результатом промежуточной аттестации является суммарное значение теоретической и практической части программы.










Приложение 2.

Примерный перечень задач.

8 класс. Теоретический тур

1 В США запатентован резиновый матрас, заполняемый один раз в год гелием. Где этот матрас хранит владелец очень маленькой комнаты?

2 Винни-Пух и ослик Иа решили съездить на автомашине «Волга» на рыбалку. Взяли все необходимое, в том числе две одинако­вые канистры: одну с кипяченой водой, другую с бензином. Уже подъехав к реке, автомобиль на­чал «чихать» — кончался бензин, но друзья уже были на берегу. Пух тут же пошел ловить рыбу, аИа решил приготовить хлебный квас и высы­пал сахарный песок... в канистру с бензином. Иа тут же понял трагизм ситуации. Ослик знал, что сахар не растворяется в бензине, а находится в нем в виде взвеси. Но на таком сладком бензине двигатель работать не будет. Помогите живот­ным уехать домой. Как в походных условиях бы­стро (минут за десять) очистить бензин от саха­ра? Составьте подробный план действий по очи­стке бензина от сахара.

3. Какие реактивы нужны для полу­чения кислорода в лаборатории? Запишите урав­нения реакций получения в лаборатории кисло­рода из этих реактивов.

4. Два периода в истории человечества получили названия благодаря металлу и его сплаву. Это тяжелый, тугоплавкий металл, довольно мягкий, легко поддается прокатке и вытягиванию, хоро­шо проводит электрический ток, уступая в этом только серебру. Образует два оксида, отличающихся по составу и цвету. О ка­ком металле и сплаве идет речь? Обоснуйте свой ответ.

5. В простокваше содержится около 1 % молочной кислоты. Рассчитайте, сколько граммов молочной кислоты содержится в одном стакане простокваши, вмещающем 200 мл этого кисло­молочного продукта (плотность простокваши 0,98 г/мл).

6. Гемоглобин содержит 0,34 % железа. Вычислите молеку­лярную массу гемоглобина.

7. Какой объем приходится на 1 атом металлического хрома в его кристаллической решетке, если плотность этого ме­талла р = 7,19 г/см3. Перечислите основные физические свойства этого металла.

8. При взаимодействии смеси металлического цинка и его карбоната с избытком водного раствора соляной кислоты выделяется 13,44 л (н.у.) газа. После полного сжигания образовавшегося газа на воздухе и конденсации водяных паров объем газа уменьшился до 8,96 л. Какова доля цинка (в . % ) в исходной смеси?







8 класс. Практический тур


Описание эксперимента:

1. Имеется четыре стакана с дис­тиллированной водой. Каждый из них насытили углекислым газом. Получилось четыре стакана с газированной С02 водой.

В каждый стакан добавили по чайной ложке: в 1-й — сахарного песка (С12Н22О11), во 2-й — по­варенной соли (NaCl), в 3-й — питьевой соды (NaHCO3), в 4-й — кальцинированной соды (Na2CO3). При этом были получены следующие

результаты:

—прибавление сахара и хлорида натрия не оказывают существенного влияния на выделение газа в 1-м и 2-м стаканах;

—добавление питьевой соды вызывает бурное выделение пузырьков газа в 3-м стакане;

—внесение карбоната натрия в 4-й стакан приводит к уменьшению выделения пузырьков газа.

Объясните происходящие явления. Запишите возможные уравнения реакций.

Решение.

1. Углекислый газ реагирует с водой с образова­нием угольной кислоты. Образующаяся сис­тема находится в состоянии химического рав­новесия:

СО2 + Н2О=Н2СО3.

Угольная кислота в растворе диссоциирует на ионы:

H2CO3↔Н+ + НСО3 — 1-я ступень,

НСО3 Н+ + СO32- — 2-я ступень.

Прибавление сахарного песка С12Н22О11 (мо­лекулярное соединение) и хлорида натрия NaCl (ионное соединение) к газированной во­де не влияет на выделение газа, так как не смещает химическое равновесие в системах

а) С12Н22О11 в воде: молекулы С12Н22ОИ среди молекул Н20;

б) NaCl в воде: ионы Na+ и С1- среди молекул Н20.

Добавление к газированной воде питьевой со­ды проводит к существенному повышению концентрации гидрокарбонат-ионов НСО3~:

NaHCO3 = Na+ + HCO3.

В результате в системе повышается концент­рация угольной кислоты Н2СО3. т к реакция обратимая , а угольная кислота очень слабая и распадается, то введение карбоната натрия должо привести к бурному выделению СО2, но этого не происходит, наоборот наблюдается уменьшение выделения СО2, т.к. образуется Na2CO3


2 В четырех склянках без этике­ток находятся прозрачные растворы сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия и раз­бавленной соляной кислоты.

Как, не прибегая к помощи других реактивов и используя минимальное число операций, оп­ределить содержимое каждой склянки? Составь­те подробный, шаг за шагом, план вашей экс­периментальной деятельности (шаг 1, шаг 2, шаг 3...).

Запишите молекулярные, полные и сокращен­ные ионные уравнения реакций. Укажите при­знаки протекающих реакций, с помощью кото­рых вы идентифицировали (определили) вещест­ва в растворах.

3 При сжигании газовой смеси, состоящей из сероводорода и кислорода, было по­лучено 200 мл сернистого газа (SO2), a 40 мл кис­лорода не вступило в реакцию.

Рассчитайте (условия обычные) начальный со­став газовой смеси: а) в миллилитрах; б) в объем­ных долях.

Запишите электронный баланс, укажите про­цессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.


Растворы. Процентная концентрация.

1. Сколько г соли и мл воды нужно взять для приготовления:

а) 200 г 30%-ного раствора;

б) 250 г 2%-ного раствора

в) 50 г 1,5 %-ного раствора?

2. Какова массовая доля соли, полученной растворением 5 г этой соли в 45мл воды?

3. Какой процентной концентрации получится раствор, если:

а) в 80 г воды растворить 20 г соли;

б) в 400 г воды растворить 50 г соли?

4 К 40 г 20%-ного раствора селитры добавили 5 г селитры. Какой

концентрации стал новый раствор?

5 К 20 г 5% раствора сахара добавили 10 г 10% раствора сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе ?

6.Сколько соли нужно растворить в 190 г воды, чтобы получить 5%-ный раствор?

7.В каком объеме воды нужно растворить 40 г соли, чтобы получить ее 20%-ный раствор?

8. Сколько воды по объему нужно добавить к 0,5 г 5% раствора селитры, чтобы получить 2%раствор ее?

9. К 80 г 15%-ного раствора сульфата натрия добавлено 20 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе?

10.Смешаны 500 г 30%-ного и 300 г 20%-ного растворов одного и того же вещества. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

11. К 50 г 30% раствора прилили 150 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе? 12. К 150 г 20% раствора добавлено 50 г соли. Какова массовая доля соли в новом растворе?

Расчет состава смеси

1. После нагревания 80 г смеси кристаллической и кальцинированной соды масса остатка составила 66,5 г. Определить массовую долю кристаллогидрата в смеси.

2. При действии на 9 г смеси, состоящей из металлического алюминия и его оксида, 40%-ным раствором гидроксида натрия (плотность 1,4 г/мл) выделилось 3,36 л газа (н.у.). Определите процентный состав смеси и объем израсходованного раствора щелочи.

3. При действии концентрированной серной кислоты на смесь меди и железа масса смеси уменьшилась на 22%. Нерастворимый остаток отделили и обработали соляной кислотой без доступа воздуха. В результате образовалось 63,5 г соли. Сколько г соли получено при действии на исходную смесь серной кислоты?

4.При действии нитрата серебра на 2,66 г смеси хлоридов натрия и калия получено 5,74 г хлорида серебра. Каковы массовые доли солей в исходной смеси?

5. Для анализа 28 г сплава меди и серебра растворили в концентрированной серной кислоте, раствор выпарили, а остаток после выпаривания прокалили. При прокаливании выделилось 12,32 л газа. Каков состав сплава в %?

6. При нагревании 54,2 г смеси нитратов калия и натрия выделилось 6,72л газа. Каковы массы солей в исходной смеси?

7. При растворении 0,39 г сплава магния и алюминия в 50 г 5%-ной соляной кислоты выделилось 448 мл газа. Вычислите состав исходного сплава и состав полученного раствора

8. Для растворения 1,056 г твердой смеси СаО и СаСО3 требуется 10 мл 2,2 М раствора соляной кислоты. Определите состав исходной смеси в граммах.

9. Масса твердого остатка после восстановления водородом 1,52 г смеси оксидов двухвалентных меди и железа равна 1,2 г. Вычислите массы оксидов в исходной смеси.

10. При нагревании смеси нитратов натрия и свинца (II) образовалось 44,6 г оксида свинца (II) и 13,44 л смеси"газов. Определите состав исходной смеси в %.

11.При действии концентрированной серной кислоты на 3,24 г смеси хлорида и сульфата натрия получено 3,53 г сульфата натрия. Определите состав исходной смеси в %.

12.7,53 г смеси кристаллогидратов шестиводного хлорида кальция и восьмиводного гидроксида бария растворены в воде. К полученному раствору добавлен избыток раствора соды. Осадок отфильтровали, промыли, растворили в соляной кислоте и получили 0,672 л газа. Определите массы веществ в исходной смеси.

Нахождение молекулярной формулы вещества

1. Определите простейшие формулы веществ по следующим данным:

а) медь - 40%, сера - 20%, кислород - 40%

б) водород -2,44%, сера- 39%, кислород- 58,54%

в) магний - 41,4%, кислород -55,2%, водород -3,45%

г) кальций - 38,7%, фосфор - 20%, кислород - 41,3%.

2. Относительная плотность углеводорода по азоту = 2, содержание водорода 14,3% по массе. Определите молекулярную формулу вещества.

3. Углеводород содержит 85,7% углерода по массе, и он в 1,57 раза легче углекислого газа. Определите углеводород.

4. При полном сгорании 7,8 г неизвестного жидкого вещества образовалось 26,4 г углекислого газа и 5,4 г паров воды. Плотность паров вещества по воздуху = 2,69. Определите вещество.

5. При сжигании 28 мл газа получено 84 мл углекислого газа и 67,5 мг воды. Плотность вещества по водороду ~ 21. Выведите молекулярную формулу сгоревшего вещества.

6. При сгорании 2,3 г вещества получено 4,4 г углекислого газа и 2,7 г воды. Плотность паров вещества по воздуху = 7,59. Определите вещество.

7. Вещество имеет состав: 37,5% С, 50% О, 12,5% Н. Плотность паров его по водороду =16. Определите вещество.

8. При сгорании 4,8 г органического вещества образовалось 3,36 л углекислого газа и 5,4 г воды. Плотность паров вещества по водороду = 16. Определите вещество.

9. При сжигании 0,93 г газа выделилось 0,672 л углекислого газа, 1,35 г воды и азот. Назовите вещество.

10.При сжигании 8,8 г углеводорода образовалось 26,4 г углекислого газа, плотность вещества при и.у. = 1,96 г/л. Определите вещество.

11. Определите вещество, если при сгорании 5,6 л его было получено 16,8 л углекислого газа и 13,5 г воды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!