Рассмотрено: На заседании педагогического совета протокол №___ от________20__г | Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лежанская СОШ»____________ | Утверждаю: Директор МБОУ «Лежанская СОШ» ______________Лагойская И.В. От ______________20__г |
| | |
Краткосрочная рабочая программа курса внеурочной
Деятельности по истории «Наш край в истории страны»,
основанных на принципах преемственности,
реализующих ФГОС ООО для 7 класса
на 2021-2022 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное, общекультурное.
ФИО: Кожушко Юлия Николаевна
Должность, квалификация:
Учитель истории и обществознания.
С. Лежанка 2021год.
Актуальность программы:
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 7 классе. Данная программа является кратковременным курсом по краеведению, сведениями о нашем родном крае в годы Великой Отечественной войны, о наших земляках - участниках Великой Отечественной войны.
Программа разработана на основе требований ФГОС ООО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО. Учебный план МБОУ «Лежанская СОШ» на 2020-2021 учебный год. Рабочие программы по истории (предметная линия учебников под ред. И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова 6-7 кл.: «Дрофа», 2018); программа составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Внеурочная деятельность школьников.» Методический конструктор: /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории родного края.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.
Важным фактором реализации данной программы является обрабатывание навыка работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
В преподавании курса проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии, организация посильной практической деятельности.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
Цель программы:
- формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Задачи:
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
- расширять и углублять знания школьников о родном селе, районе, области, крае, глубоко изучить их историю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;
Метапредметные:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
Планируемые результаты реализации программы
- Планируемые результаты реализации программы курса ориентированы на взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения;
- Опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
«НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ» (7 часов) - 7 класс
Наш край в годы Великой Отечественной войны. (1 час)
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Трудовые подвиги наших земляков. Онлайн экскурсия по школьному краеведческому музею. Знакомство с темой курса. Онлайн беседа.
Туристическо-краеведческая деятельность. Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение.
Наши земляки - участники Великой Отечественной войны. (2 часа)
Героизм земляков на фронтах войны. Вклад омичей в победу над врагом. Дети войны. Выбор способов деятельности. Распределение по творческим группам участников проекта или индивидуальная работа, планирование деятельности. Проводиться анализ проблемы: что уже есть, и что нужно сделать?
Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение.
Работа в школьном краеведческом музее. (1 час)
Осуществляют поиск и подбор информации по теме, преобразуют информацию в письменную форму, выполняют задания, подготовленные педагогом.
Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение.
Выпуск газеты «Страницы истории» (2 часа)
Создание папку с материалами по заданной теме. Подбор материала, информации, иллюстраций, фотографий. Выпуск сборника «Страницы истории». Создание презентации «Страницы истории».
Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество.
Контроль по теме: «Наш край в истории страны» (1 час)
Презентация своего творческого проекта, демонстрация сборника и презентации «Страницы истории».
Тематическое планирование
ТЕМА: «НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ» (7 часов) 7 класс
№ п/п | Тема занятия | Часы | Практическая часть | Характеристика деятельности обучающихся |
часы | Вид внеурочной деятельности | Форма достижения результата |
1 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | Туристическо-краеведческая деятельность. Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение. (Знакомство с темой курса. беседа - онлайн). | Онлайн экскурсия по школьному краеведческому музею. Приём «Посмотри – подумай – задумайся» //Приложение №2 | |
2 - 3 | Наши земляки - участники Великой Отечественной войны. | 2 | 2 | Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение. | Лабораторная работа индивидуальная или в малых группах. | |
4 | Работа с документами находящимися в школьном краеведческом музее. | 1 | 1 | Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение. (Осуществляют поиск и подбор информации по теме, выполняют задания подготовленные педагогом). | Поисковая экспедиция. | |
5 - 6 | Выпуск сборника «Страницы истории». Создание презентации «Страницы истории». | 2 | 2 | Познавательный вид деятельности. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Создание презентации «Страницы истории». Индивидуально сборник «Страницы истории» | Творческая мастерская Создание презентации «Страницы истории» Оформление сборника «Страницы истории». | |
7 Контроль по теме: «Наш край в истории страны». Презентация сборника «Страницы истории». 1 час | Краеведческая деятельность. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Представляют свою работу. | Презентация своего творческого проекта. | |
Условия реализации краткосрочной РП ВУД ПП.
Срок реализации программы «Наш край в истории страны» - 7 часов, предназначена для 7 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу.
Критерии оценивания результатов:
Для оценивания результатов работы по программе учащимся предлагается создать свои творческие работы.
Работы выполняются в форме презентации и сборника «Страницы истории», просматриваются на последнем занятии. Для создания итоговой работы учащиеся могут работать индивидуально или объединяться в малые группы. Оцениваются: соответствие теме, логика построения и изложения материала, наличие иллюстративного материала, творческий подход, самостоятельность, завершённость. Выполнение каждого из критериев – 1 балл. Ученики, набравшие от 2-х до 5-х баллов, считаются справившимися с работой. Выполненные творческие задания (продукт) демонстрируется в группе «Внеурочная деятельность» в ВК // Приложение № 3
Приложение №2
Приём «Посмотри – подумай – задумайся»
Приём «Посмотри – подумай – задумайся» - мыслительный приём, в котором ученики индивидуально отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания, наблюдаемого:
- Что ты видишь?
- Что ты об этом думаешь?
- О чём это заставляет тебя задуматься?
Преподаватель предлагает ответить на поставленные вопросы.
С помощью данного приёма легко организовать беседу: поставить цель занятия, обменяться мнениями.
Что ты видишь? | Что ты об этом думаешь? | О чём это заставляет тебя задуматься? |
| | |
Приложение № 3
Критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Соответствие теме | Логика построения и изложения материала | Наличие иллюстратив - ного материала, творческий подход | Самостоя- тельность | Завершённость |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Приложение № 4
Карта рефлексии _____ класс
Достигнутые результаты | Самооценка 0 – 10 баллов | Оценка педагога 0 – 10 баллов |
Метапредметные и личностные результаты |
Умею договориться с товарищем | | |
Умею найти нужную информацию | | |
Умею найти себе работу в паре, в группе | | |
Умею работать по готовому плану | | |
Умею планировать свою работу | | |
Приложение №5
Рефлексивная карта.
ученика _______ класса ФИ________________________________________
курса внеурочной деятельности «___________________________________»
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3.Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5.В полную ли силу занимался? | |
6.За что можешь себя похвалить? | |
Эта карта заполняется учеником и вкладывается в портфолио.
Приложение №6
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МБОУ «Лежанская СОШ»
по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) |
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Регулярно посещает занятия. | | | | | | | | | |
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | | | | | | | | | |
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | | | | | | | | | |
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | | | | | | | | | |