I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Комплимент». II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы. Вопросы на повторение: 1) дать определение многогранника; 2) дать определение выпуклого многогранника; 3) дать определение правильной призмы и построить правильную треугольную и четырехугольную призмы; 4) дать определение правильной пирамиды и построить правильную треугольную и четырехугольную пирамиды; 5) дать определение куба; 6) из чего состоит поверхность правильной призмы, пирамиды и куба? Раздел Тема | Многогранники (Повторение 7-9) | Цель обучения | 10.1.1 - знать определение тетраэдра и параллелепипеда, уметь изображать тетраэдр, параллелепипед и их элементы на плоскости; | Критерии оценивания | Обучающийся - знают определения многогранника, призмы, пирамиды, куба; - умеют строить многогранники | Уровень мыслительных навыков | Знание и применение | Дескриптор: Обучающийся: - знает определения многогранников; - умеет строить многогранники. Заранее парты группы разделены на 3 подгруппы. Деление аудитории на 3 подгруппы III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала. «Многогранники». Задание 1. Многогранник называется правильным, если: а) он выпуклый; б) все его грани – равные друг другу правильные многоугольники; в) в каждой его вершине сходится одинаковое число граней; г) все его двугранные углы равны. -Под это определение не попадает правильная призма и пирамида. Существует всего пять типов правильных многогранников. Покажем, почему существует всего пять типов или возможностей. Пусть k – число многоугольников, прилежащих к одной вершине (их должно быть не менее 3), сумма углов, прилежащих к одной вершине должна быть меньше 360 градусов, иначе никакой многогранный угол из этих многоугольников составить не удастся. -Рассмотрим правильный треугольник, каждый угол которого 60 градусов, значит при одной вершине k60k=3, 4, 5. Поэтому число треугольников, состоящих в каждой вершине правильного многогранника, может быть 3, 4 или 5 (три возможности). -Рассмотрим правильный четырехугольник (квадрат): k90k k=3. Добавляется только одна возможность k=3, т.е. в каждой вершине сходится по три квадрата. -Рассмотрим правильный пятиугольник (каждый угол которого равен 108): k108 k k=3. Еще одна возможность (три пятиугольника в каждой вершине). -Рассмотрим правильный шестиугольник (каждый угол которого 120): k120 k Раздел Тема | Понятие о геометрических фигурах Понятие многогранника | Цель обучения | 11.1.2 - знать определение многогранника и его элементов; | Критерии оценивания | Обучающийся знают определения и умеют находить элементы многогранников | Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание | Дескриптор: Обучающийся: - знает определение многогранников.. IV. «Многогранники». Задание 2. -Итак, имеется пять возможностей: в вершине правильного многогранника сходится 3, 4, или 5 треугольников, 3 квадрата или 3 пятиугольника. -Если при вершине сходится 3 треугольника, то многогранник называется правильный тетраэдр; если при вершине сходится 3 квадрата, то многогранник называется правильный гексаэдр; если при вершине сходится 3 пятиугольника, то многогранник называется правильный додекаэдр; если при вершине сходится 4 треугольника, то многогранник называется правильный октаэдр; если при вершине сходится 5 треугольников, то многогранник называется правильный икосаэдр. Задание: Посчитать число граней, ребер, вершин правильных многогранников пяти типов и результат занести в таблицу 1. Таблица 1. Название многогранника | Число граней | Число ребер | Число вершин | тетраэдр | 4 | 6 | 4 | гексаэдр | 6 | 12 | 8 | додекаэдр | 12 | 30 | 20 | октаэдр | 8 | 12 | 6 | икосаэдр | 20 | 30 | 12 | V. Немного истории. Опережающее задание. -Все эти типы многогранников были известны в Древней Греции. Именно им посвящена завершающая, XIII книга «Начал» Евклида. Их называют также «Платоновыми телами» - они занимали видное место в идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона. Четыре из них олицетворяли в ней четыре «сущности» или «стихии». Тетраэдр – огонь, икосаэдр – воду, куб – землю, октаэдр – воздух. Пятый многогранник, додекаэдр, воплощал в себе все «сущее», символизировал все мироздание, почитался главнейшим. Уже по латыни в средние века его стали называть «пятая сущность» или «квинта эссенция». -Леонардом Эйлером (1707-1783) - великим математиком, физиком и астрономом, швейцарцем по рождению, членом Петербургской академии, работавшим в России в 1727–1741 гг., была доказана удивительная теорема: Для любого выпуклого многогранника число В-Р+Г=2. И вошла теорема в историю математики как теорема Эйлера. VI. Задание: Проверить для правильных многогранников. Задание для группы Решить задачи: 1 группа: Вычислить площадь поверхности икосаэдра, длина ребра которого равна а. 2 группа: Поверхность додекаэдра равна 180 см кв. Найти площадь его грани. 3 группа: Вычислить площадь поверхности октаэдра, длина ребра которого а. Проверка задач у доски. Раздел Тема | Понятие о геометрических фигурах Понятие многогранника | Цель обучения | 11.1.2 - знать определение многогранника и его элементов; 11.3.3 - решать задачи на нахождение элементов многогранников; | Критерии оценивания | Обучающийся знают определения и умеют находить элементы многогранников | Уровень мыслительных навыков | Знание, понимание, применение | Дескриптор: Обучающийся: - находит значения искомых величин. Взаимопроверка для групп. Заполнить таблицы, используя модели правильных многогранников. Сделать вывод. Правильный многогранник | Число | граней | вершин | рёбер | Тетраэдр | | | | Куб | | | | Октаэдр | | | | Додекаэдр | | | | Икосаэдр | | | | Правильный многогранник | Число | граней и вершин (Г + В) | рёбер (Р) | Тетраэдр | | | Куб | | | Октаэдр | | | Додекаэдр | | | Икосаэдр | | | Раздел Тема | Понятие о геометрических фигурах Понятие многогранника | Цель обучения | 11.1.2 - знать определение многогранника и его элементов; | Критерии оценивания | Обучающийся знают определения и умеют находить элементы многогранников | Уровень мыслительных навыков | Знание, понимание. | Дескриптор: Обучающийся: - находит элементы многогранников. |