Сквозная тема: | «Все обо мне» |
Тема урока: ИСКУССТВО ВОКРУГ ТЕБЯ | Школа: КГУ гимназия № 56 |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: ________________________ отсутствующих:___________________________ |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | 1.2.1.1 Использовать некоторые визуальные элементы окружающего мира, определяя простые способы выражения творческих идей |
Цели урока: | Демонстрация многообразия форм искусства в окружающем мире. Знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства. Формирование эстетического мировоззрения. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Кто такой художник, где используется его труд. Названия выразительных средств изобразительного искусства, как ими пользуется художник в своей работе. Учащиеся научатся: Замечать красоту предметного мира. Видеть примеры труда художника вокруг себя. Ценить их. Определять главные выразительные средства в конкретных произведениях искусства. Творческая задача для учащихся: преобразовать обычный лист бумаги в красивую «тарелочку» и «подушку». |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Что такое художественный труд? Учитывая разный уровень подготовки детей, можно начать урок с этого вопроса. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, подвести их к ответу наводящими вопросами и примерами. Например: «За окном растет дерево, если я нарисую его на бумаге - я его изображу, или - вы сидите передо мной такие разные, если я всех вас нарисую, значит, я вас изображу. Если я придумаю что-то необычное и интересное, а потом это нарисую, я изображу свои фантазии, до этого не видимые никем. Изображать, значит создавать то, что остальные люди смогут увидеть. Человек, который изображает окружающий мир видимыми образами, называется художником. Но я могу вылепить дерево или создать скульптуру. Прочитаем, чем мы будем заниматься на уроках «Художественного труда» стр. 3 | Рабочие материалы Круги бумаги диаметром не более 20 см, квадраты бумаги со стороной не более 20 см, (бумагу должен подготовить учитель), фломастеры. |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | |
Середина урока | Знакомство с материалами и инструментами ХТ стр. 4-5 А чем же работает художник? Самыми разнообразными инструментами и материалами, с которыми мы постепенно будем знакомиться. Сейчас вы увидите инструменты, которые вы все прекрасно знаете - это простой (М, 2М) и цветные карандаши и фломастеры. А художника, который работает этими инструментами, называют художником-графиком от греческого слова «графо» - рисую. Художник-график создает графические произведения искусства. Графические работы в основном черно-белые, но они не менее выразительные, чем цветные, и вы в этом скоро убедитесь. Давайте поучимся правильно держать карандаш и фломастер», - демонстрация владения карандашом. После чего все дети берут в руки карандаш и повторяют движения учителя. Далее познакомить детей с правилами пользования карандашами и фломастерами, которые они еще закрепят по рабочей тетради, но надо в течение многих уроков напоминать им о них. Нужно убедить детей, что художник должен бережно относиться к своим инструментам, следить за их сохранностью, чистотой. ТБ на уроках ХТ стр. 6-7 Роль художника в нашей жизни. Это следующий вопрос, который необходимо уяснить. И повести этот разговор можно следующим образом: художник не только пишет картины, которые мы можем видеть в музеях и на стенах комнат, труд художника намного разнообразнее. С результатами труда художника мы встречаемся каждый день. Где именно? В ваших портфелях лежат учебники, очень красочные, потрудились над ними художники, к школе мамы купили вам красивую одежду, ее тоже придумывали художники, дома вы едите из различной посуды - ее форму, рисунки на ней создали тоже художники, формы машин, на которых вы ездите, мебель, которая стоит в ваших домах, мультики, которые вы так любите, - во всем этом есть очень большая доля труда художника. Нужно подключить детей к обсуждению результатов труда художника, пусть они сами приведут примеры, где встречается труд художника. | Учебник, с. 4-13. Учитель может принести на урок самые разнообразные предметы: красивый бокал, книгу в оригинальной обложке, игрушку, открытки, красивую коробку с красками, предмет одежды. Учителю также надо подготовить дополнительные иллюстрации. Это могут быть графические работы, живописные абстрактные работы, работы с предметами разного размера и формы. http://deti- online.com/ zagadki/zagadki- o-professijah-i- trude/zagadki-pro- hudozhnika/ http://www.art- urok.ru/kraskiJrtm urok.ru/skazki, htm http://www.art- urok.ru/skazki_ pro_kraski.htm |
Критерии успеха | Ученик может называть и правильно использовать термины, относящиеся к выразительным средствам, рассказать о своей работе, обращая внимание на использование выразительных средств. Может ответить на вопросы на с. 11 - 13 учебника. | |
Конец урока | Выполняют задания в РТ с. 3-5 | |
Критерии успеха | Выполнена творческая задача для учащихся: преобразовать обычный лист бумаги в красивую «тарелочку» и «подушку». | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
«А теперь представьте на минуту, какой была бы наша жизнь без художников и их труда. Вы взяли бы в руки книжки, в которых нет ни одной картинки? Всеми любимых мультиков тоже не было бы, потому что их создают художники. Сказки в кино тоже стало бы неинтересно смотреть, потому что героев, их костюмы, сказочные дворцы и города придумывают и создают художники, в парках исчезли бы красивые аттракционы, все города были бы одинаковыми, а люди одевались бы в однообразную некрасивую одежду...» Пусть дети продолжат этот перечень. | Ученик может называть и правильно использовать термины, относящиеся к выразительным средствам, рассказать о своей работе, обращая внимание на использование выразительных средств. Может ответить на вопросы на с. 11 - 13 учебника. Выполнена творческая задача для учащихся: преобразовать обычный лист бумаги в красивую «тарелочку» и «подушку». | Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз, Приступили все к зарядке. рывками менять руки. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом. А потом наоборот. Приседанья начинаем, Приседания. Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места. |
Сквозная тема: | «Все обо мне» |
Тема урока: ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | Школа: КГУ гимназия № 56 |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: ________________________ отсутствующих:___________________________ |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | 1.1.3.1Творчески представлять идеи и выражать чувства определенными способами |
Цели урока: | Развитие умения видеть мир глазами художника - находить общее и особенное в лицах людей. Развитие наблюдательности, чуткого восприятия действительности. Для педагога: научить анализировать лицо человека, выделять в нем общее и частное. Соотносить себя с другими людьми. Научить замечать и определять различные эмоциональные состояния у человека. Речевая задача для учащихся: устно составить портрет человека, выделяя в нем общие черты и характерные. Ответить на вопросы на с. 15 учебника. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Общие и характерные черты лица. В чем заключается индивидуальность лица человека. Лицо человека меняется в зависимости от его настроения. Учащиеся научатся: Видеть общее и частное в лицах людей и в собственном лице. Определять по выражению лица человека его настроение. Называть его. Творческая задача для учащихся: нарисовать два коллективных портрета людей с разными чертами лица. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Точка, точка, запятая, Минус - рожица кривая. Палка, палка, огуречик – Получился человечек. С этого стишка можно начать урок, нарисовав его на доске. «Примерно так вы недавно изображали человека. Очень просто и быстро. И может, вы не знаете, что есть художники, которые свое творчество посвятили именно изображению человека. Называются эти художники портретистами. А их произведения, на которых изображен человек, называются портретами». Далее можно рассказать, когда появился этот жанр. «До нас дошли изображения древних правителей Египта, которые были созданы три с половиной тысячи лет назад. Первые изображения конкретных людей были скульптурными, позднее появился живописный портрет. Сначала портрет был парадным, это не удивительно, ведь только богатые люди могли позволить себе такую роскошь, как заказать свой портрет художнику. Естественно, по такому случаю они наряжались в лучшие одежды, принимали горделивую позу. Позже возник камерный (от латинского слова «камера» - «комната») портрет. Человек на таком портрете выглядит естественно, кажется, что он и не знает о том, что его изображает художник. В таком портрете художника прежде всего интересует внутренний мир изображаемого человека - модели. Он пристально вглядывается в него, словно пытается угадать, о чем он думает, какой у него характер, и при этом сам передает свое отношение к этому человеку». | Рабочие материалы Два листа ватмана, толстые фломастеры или цветные восковые мелки. Учебник, с. 14- 15. Портреты работы известных художников разных эпох и стран. Выразительные фотографии, детские работы с различным эмоциональным настроением. |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. Проводят исследование под руководством учителя | |
Середина урока | Первую часть этого урока надо провести в форме исследования. Детям так и надо сказать: «Сегодня мы будем исследователями». Потом попросите их перечислить, что одинакового они нашли в лицах друг друга. Покажите детям фотографии и репродукции портретов людей разного возраста и разных национальностей. И пусть они еще раз убедятся и сделают вывод, что, несмотря на разный возраст, на разные национальности, в лицах людей есть много общего. Далее следует рассмотреть вопрос о различиях во внешности людей. В начале обсуждения очень уместно задать детям вопрос: «Если в людях так много общего, то они должны быть все похожи друг на друга, не так ли?» Дайте детям хорошо подумать и внимательно выслушайте их ответы. Услышав правильный ответ, постарайтесь, чтобы ребенок уточнил его, почему все-таки люди не похожи друг на друга. И если ребенок затрудняется с ответом, предложите ему и всем детям рассмотреть фотографии и репродукции в учебнике. Их вполне достаточно, чтобы сделать верные выводы. Далее рассмотрите лица с различным настроением. Предложите детям устно выполнить задание на с. 6 тетради №1. Попросите несколько человек выйти к доске и по очереди изобразить различное настроение (веселое, удивленное, сердитое). Вывод, который должны сделать учащиеся - лицо даже одного и того же человека меняется в зависимости от настроения. На размещенных на доске двух листах ватмана две группы по 5-6 человек должны нарисовать два разных портрета с различным настроением. Можно по жребию с конкретным описанием в задании, например, нарисовать веселого круглолицего, большеглазого, кудрявого мальчика, с курносым носом и совершенно другой второй вариант, например, грустного узколицего пожилого человека, с узкими глазами, длинным носом и прямыми волосами. | |
Критерии успеха | Нарисовали два коллективных портрета людей с разными чертами лица. | |
Конец урока | Выполняют задания в РТ с. 6-7 В конце урока можно снова прочитать смешное стихотворение «Точка, точка...» и обратить внимание на то, что хватило только одного урока, чтобы человечек на рисунках очень сильно изменился. Сначала он был никаким, а теперь он приобрел индивидуальность, стал не похожим на других. | |
Критерии успеха | Дети должны усвоить, что, несмотря на множество общих черт, каждый человек особенный и не похож ни на кого. Благодаря разным чертам лица человек обладает внешней индивидуальностью. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
На альбомном листе выполнить два небольших эскиза портрета по воображению. Задача заключается в том, чтобы лица были совершенно разными - разные формы лица, глаз, носа и т. д. Желательно, чтобы это были женские и мужские лица. Может, детские и взрослые. Пусть у них будут разные волосы, разные прически, разная одежда. Может кто-то будет в очках, кто-то в шляпе, кто-то в кепке. Надо придумать и обсудить как можно больше вариантов, превратить работу в веселое соревнование. | Не бойтесь помогать на первых порах, особенно в тех случаях, когда видите, что ребенок нуждается в вашей помощи, и, напротив, если ребенок рисует уверенно, пусть даже у вас его произведение вызывает определенную критику, не спешите его поправлять, понаблюдайте за ним до конца. Часто бывает, что такая уверенная работа приводит к неожиданно интересному результату. Итог урока. Постараться повесить на стены или разложить все работы. Вы вместе с детьми увидите интереснейшую галерею портретов. Дети будут приятно удивлены, увидев, как много разных портретов они нарисовали. А в жизни им предстоит встречаться с огромным количеством разных людей, разных лиц, надо только повнимательнее вглядываться в них. | Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз, Приступили все к зарядке. рывками менять руки. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом. А потом наоборот. Приседанья начинаем, Приседания. Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места. |
Сквозная тема: | «Все обо мне» |
Тема урока: ТОЧКА, ЛИНИЯ И ФОРМА | Школа: КГУ гимназия № 56 |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: ________________________ отсутствующих:___________________________ |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | 1.1.1.1 Знать некоторые особенности окружающего мира, знакомые образы и формы (линия, цвет, форма, фактура) |
Цели урока: | Развитие зрительной памяти и наблюдательности, умения анализировать различные формы и цветовые отношения и сопоставлять их с внешностью человека. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Как выглядят и называются основные формы - круг, треугольник, овал и прямоугольник. Какие бывают формы лица и черт человека. Какие бывают цветовые различия во внешности человека. Учащиеся научатся: Пользоваться знаниями о различных формах и использовать их в своей работе над созданием портрета. Определять различия в цвете лица, глаз, волос, во внешности человека. Применять знания на практике. Творческая задача для учащихся: описывать внешность человека, характеризуя форму его лица, черт и цветовые отношения. Ответить на вопросы на с. 18, 19 учебника. Творческая задача для учащихся: выполнить задания на с. 7-9 рабочей тетради № 1. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | «В мире, который нас окружает, много самых разнообразных линий. Посмотрите вокруг - вот линии, отделяющие пол от стен, стены - от потолка: они прямые, четкие, а за окном деревья с изогнутыми линиями веток. А если рассмотреть листочки на деревьях, то мы увидим, что линии, окаймляющие их, очень непохожи друг на друга (можно показать несколько разнохарактерных листочков - дуба, клена, карагача). Облака на небе окаймлены причудливой извилистой линией, более резкая линия очерчивает вершины гор. Карандашом и фломастером художник также может проводить различные линии. Линии могут иметь самый разнообразный характер и о многом рассказать. Например, я скажу вам, что у меня сегодня очень хорошее настроение - оно веселое, радостное. Вот такое - на листе бумаги или доске учитель проводит резкую изломанную линию. Как, по-вашему, - я правильно изобразила линией свое настроение?» Ведется обсуждение с детьми характера линии - она резкая, изломанная, взгляд как бы цепляется за острые углы, образованные ею. Пусть дети дадут как можно больше своих определений (колючая, ершистая, непослушная, задиристая). В конце концов делается вывод, что нарисованная линия не соответствует тому настроению, о котором сказал учитель. «А если я скажу, что я очень добрая и спокойная, и изображу это такой же резкой, жесткой линией, вы мне поверите?» Затем рисуется следующая и снова обсуждается. В результате обсуждений дети подбирают линию соответствующую названному настроению и характеру, и делают вывод о том, что линия может рассказать о характере, о настроении. «Если мы нарисуем разными линиями деревья, они будут разного характера, если домик или бабочку, или еще что-нибудь, то в зависимости от характера линии будет также меняться и характер изображения». Объяснение следует подкрепить показом репродукций графики, подключить детей к обсуждению работ. Главные вопросы, на которые они должны ответить, рассматривая репродукции, какой у линии характер, какое настроение, и как это сказывается на характере всей работы. | Рабочие материалы Цветные фломастеры или цветные карандаши, возможны цветные восковые мелки, рабочая тетрадь № 1. |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. Вывод. Линия - очень большой помощник художника -она помогает ему сделать рисунки выразительными. | |
Середина урока | На этом уроке учитель должен познакомить детей с понятием «форма», объяснить, как она образуется, какие бывают формы. Затем следует обратиться к цвету, рассказать и показать учащимся, что у людей могут быть разного цвета кожа, глаза, волосы. Учитель может дополнить эту информацию рассказом о различии людей разных рас. Необходимо сопровождать рассказ демонстрацией фотографий и репродукций портретов известных художников. Следует рассмотреть различные портреты и вместе с учащимися разобраться, какую форму имеют лица на портретах, какого цвета их кожа и т.д. Желательно выбирать портреты с выразительными формами лица и цветовой гаммой. Можно воспользоваться иллюстрациями из учебника на с. 18-19 и обсудить их. Учащиеся должны понять, что индивидуальность внешности складывается из многих параметров, и одним из главных параметров является форма. Показ презентации «Рисунки руками». - При помощи чего были сделаны рисунки? (рук) - Какие изображения получились? (цветы, птица, солнце, трава) Активные формы работы: Экспериментирование: Напоминаю учащимся о технике безопасности. Объясняю как работать с краской: -Ребята, работать надо аккуратно, не испачкайте себя и одноклассников; -Почаще мойте руки; -Не мешайте друг другу. Учащиеся работают сполужидкой краской на форматах А2, чтобы была возможность делать несколько отпечатков ладони. Этапы выполнения задания (эсперимента): сделать отпечатки своих ладоней на бумаге, используя разные краски; сделать отпечатки подущечками и костяшками пальцев, ребром ладони, ногтями. | Учебник, с. 16-19, тетрадь №1 с. 6-9. Портреты работы известных художников разных эпох и стран с различными формами лица, черт и цветовыми характеристиками . |
Критерии успеха | Учащиеся познакомились с формой, узнали, какой она может быть, научились сопоставлять конкретные формы с лицами людей. Узнали, что форма и цвет - важные элементы, характеризующие внешность человека. | |
Конец урока | Выполняют задания в РТ с. 7-9 «Ступени успеха». Учащиеся определяют свое место на лесенке при помощи стикеров. Шкала от 1 до 4. -Подумай и покажи на «Лесенке»: все ли у тебя получилось на уроке? -если было очень трудно и ты не смог сделать задание урока – прикрепи свой стикер на цифру «1». -если было трудно, но ту сделал задание – цифра «2». -если утебя все получилось и ты понял как можно работать с красками – цифра «3». --если тебе было легко – цифра «4». | |
Критерии успеха | Описывают внешность человека, характеризуя форму его лица, черт и цветовые отношения. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Учащимся создают с помощью отпечатков ладони один из следующих образов: различные деревья (пальмы, елочки), жар-птица. | Учитель отмечает наиболее удачные работы. Можно обратить внимание детей, что таким образом можно создавать очень интересные поздравительные открытки к разным праздникам и датам. Дети в конце урока должны ответить на вопрос, какие новые знания и умения положили они в свою творческую копилку. | Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз, Приступили все к зарядке. рывками менять руки. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом. А потом наоборот. Приседанья начинаем, Приседания. Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места. |
Сквозная тема: | «Все обо мне» |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | ПОРТРЕТ |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.1.3.1 Творчески представлять идеи и выражать чувства определенными способами |
Цели урока: | Знакомство с понятиями «портрет» и «автопортрет ». Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках в форме создания автопортрета. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Что такое портрет и автопортрет. Какие выразительные средства используются при создании портрета и автопортрета. В каких техниках можно выполнить портрет. Учащиеся научатся: Анализировать свою внешность. Определять форму своего лица и черт, цветовые отношения. Пользоваться определенными выразительными средствами в соответствии с задачей. Пользоваться полимерной глиной - смешивать различные цвета для получения новых цветов, вылеплять нужную форму, соединять детали, создавать определенный образ. Творческая задача для учащихся: создать автопортрет на основе полученных знаний и умений в технике лепки из полимерной глины. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | В начале урока учитель знакомит детей с понятиями «портрет» и «автопортрет». Обращает внимание учащихся на то, какими разными могут быть портреты - они могут быть созданы в различных материалах, художник может стремиться передать сходство, а может передавать собственное впечатление изображаемого человека. Вместе с детьми обсуждает несколько портретов (по выбору педагога). Затем учащимся предлагается создать автопортрет. Предварительно надо дать учащимся высказать свои идеи по созданию автопортрета. После этого учителю необходимо объяснить и продемонстрировать, как создается портрет из полимерной глины. Показать приемы лепки и получения новых цветов. Пусть учащиеся рассмотрят иллюстрации в учебнике на с. 22-23. | Рабочие материалы Цветной картон для основы. Цветная полимерная глина. Если ее нет, то можно заменить цветным пластилином, салфетки для рук. |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | |
Середина урока | По характеру изображения выделяют: Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение самого себя (художника), выполненное с помощью зеркала или по памяти. Парадный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей. Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне. Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой. Ребята, сегодня на уроке Вам необходимо нарисовать автопортрет. Располагать лицо будем в фас (спереди). В работе вам поможет знание основных особенностей анатомии лица и последовательности работы над портретом. 1. Композиция рисунка должна занимать весь формат листа. Так как голова человека имеет вытянутую форму, лист бумаги положите перед собой вертикально. Нарисуйте овал лица. 2. При построении рисунка головы важная роль принадлежит вспомогательным линиям, позволяющим соблюдать положение и соотношение частей лица. Средняя вертикальная вспомогательная линия проходит от затылочного бугра, посередине лобной кости, к основанию носа, по середине челюстей. И делит лицо на две равные части. Высота лицевой части головы делится на три равные части (горизонтальные вспомогательные линии). первая — от основания кончика подбородка до основания носа; вторая — от основания носа до бровей (надбровных дуг); третья — от бровей до середины лба (лобных костей). 3. Форма глаз овальная, расстояние между ними примерно равно глазу. (Преподаватель продолжает рисовать). Сам глаз состоит из глазного яблока прикрытого верхним и нижним веками, которые образуют глазную щель. В центре находится зрачок, черная точка, уменьшающаяся или увеличивающаяся от величины света. Вокруг него рисуем радужную (цветную) оболочку, и блик (белый отсвет), появляющийся на шарообразной “блестящей” поверхности роговицы. Глаза бывают маленькие и большие, узкие и широкие, по цвету — голубые, серые, карие, зеленые. 4. Брови находятся над глазами и располагаются на вспомогательной горизонтальной линии. Брови тоже бывают широкие и узкие, прямые и изогнутые. 5. Нижняя часть лица делится на две части вспомогательной горизонтальной линией. На ней располагается кончик носа с симметричным правым и левым крылом. Нос имеет форму четырехсторонней пирамиды. Нос так же может быть короткими длинным, курносым, “орлиным”, “картошкой”, прямым или “греческим”. 6. Далее рисуем губы, верхнюю и нижнюю. Они располагаются ниже носа и имеют волнообразный контур. Длина губ составляет размер от середины зрачка одного глаза до середины зрачка другого глаза. Губы могут быть узкими, средними, толстыми и вздутыми. 7. Уши располагаются по высоте от продолжения линий брови (сверху) и рта (снизу). 8. Шея в два раза уже ширины головы. Прически самые разнообразные. 9. Затем при помощи тона уточняем теневую и освещенную части головы. Общая форма головы напоминает шар, яйцо, эту же форму повторяем и в рисунке. Наносим падающую и собственную тень, обычно в области основания носа, глазниц и губ. | Учебник, с. 16- 19. Портреты работы известных художников разных эпох и стран с выразительной внешностью - формами и цветовой гаммой. http:// festival. 1septem- ber.ru/articles/ 653155/ http://www.de- ti-club.ru/ma- terial-na-konkurs- risunkov-detskijj- avtoportret http://www. muzeinie- golovolomki, ru/gallery/self- portrait.php# http://parents-tale, ru/tradicii/detskie- obrazy-v-russkoi- givopisi/ |
Критерии успеха | Вывод: портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, зримо передают ее потомкам, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому (модели). | |
Конец урока | Постараться повесить на стены или разложить все работы. Вы вместе с детьми увидите интереснейшую галерею портретов. Дети будут приятно удивлены, увидев, как много разных портретов они нарисовали. А в жизни им предстоит встречаться с огромным количеством разных людей, разных лиц, надо только повнимательнее вглядываться в них. | |
Критерии успеха | Учащиеся создали, возможно, первый в их жизни автопортрет. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Индивидуальная помощь в создании портретов | Постараться повесить на стены или разложить все работы. Вы вместе с детьми увидите интереснейшую галерею портретов. Дети будут приятно удивлены, увидев, как много разных портретов они нарисовали. А в жизни им предстоит встречаться с огромным количеством разных людей, разных лиц, надо только повнимательнее вглядываться в них. | Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз, Приступили все к зарядке. рывками менять руки. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом. А потом наоборот. Приседанья начинаем, Приседания. Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места. |
Сквозная тема: | «Все обо мне» |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | ПОРТРЕТ. ЛЕПИМ ПОРТРЕТ |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
3.2. Презентация, анализ и оценивание 1.3.2.1 Обсуждать тему произведений и материалы выполнения работы |
Цели урока: | Развитие аналитических способностей, умения видеть и прочитывать произведение, обращая внимание на его выразительные особенности. |
Критерии успеха | Учащиеся научатся: Анализировать свою работу и работы друзей. Видеть и демонстрировать достоинства и находить недостатки в работе, а также возможности их исправления. Отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы товарищам по поводу их работ. Творческая задача для учащихся: провести представление своей работы. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | В начале урока учитель объясняет учащимся, в каком порядке следует представлять свою работу и проводить обсуждение. Уточняет, на каких моментах при представлении и обсуждении работ следует остановиться. | |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | |
Середина урока | Размер основы для работы не должен превышать лист форматом A3, лучше, если размер будет немного меньше. Для основы лучше выбрать цветной картон. Объясните детям, что изображение лучше всего располагать по центру основы. Уроки композиции еще впереди, поэтому детей пока надо сориентировать на правильную компоновку. Сначала лепятся самые крупные детали — лицо, шея и часть туловища. Для них подбирается нужный цвет. Смешивать кусочки глины надо до получения однородного цвета. После того как крупные детали подклеены, можно приступать к мелким частям лица - глазам, носу, ушам, рту. Обратите внимание детей, что полимерная глина быстро засыхает, и после того как она засохнет, поправить форму уже невозможно, поэтому надо работать быстро и плотно закрывать пакетики с глиной. Покажите детям приемы лепки всех деталей. | Учебник, с. 24- 25. Детские автопортреты, портреты известных художников. |
Критерии успеха | Выполняют автопортрет рельефно при помощи пластилина. | |
Конец урока | Учащиеся представляют свои работы, рассказывая о своем замысле, оценивают результат своей работы, отвечают на вопросы из учебника, на вопросы учителя и учащихся. | |
Критерии успеха | Учащиеся подытожили все, что узнали и чему научились, знакомясь с этой темой. Копилка их знаний и умений пополнилась. Они не просто создали свой первый автопортрет, но и обсудили его как критики. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Индивидуальная помощь в создании портретов | Постараться повесить на стены или разложить все работы. Вы вместе с детьми увидите интереснейшую галерею портретов. Дети будут приятно удивлены, увидев, как много разных портретов они нарисовали. А в жизни им предстоит встречаться с огромным количеством разных людей, разных лиц, надо только повнимательнее вглядываться в них. | Физкультминутка Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. Дети садятся на свои места. |
Сквозная тема: | «МОЯ ШКОЛА» |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | ЛИНИИ, БУКВЫ И ЦИФРЫ. ДЕЛАЕМ ЗАКЛАДКИ ДЛЯ КНИГ |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.1.1.1 Знать некоторые особенности окружающего мира, знакомые образы и формы (линия, цвет, форма, фактура) |
Цели урока: | Развитие эстетического восприятия окружающего мира. Научить видеть и воспринимать в окружающем мире, в произведениях художников многообразие и красоту линий и форм и использовать их в своих работах. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Что мир, который нас окружает, состоит из самых разнообразных линий и форм. Что буквы, цифры - это тоже рисунки и писать - «рисовать» их - можно очень красиво. Что сложные предметы состоят из суммы простых форм. Учащиеся научатся: Пользоваться выразительными линиями и формами в соответствии с задачей. Соотносить линии и формы с конкретными предметами, встречающимися в окружающем мире. Творческая задача для учащихся: красиво нарисовать несколько букв и цифр. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | В начале урока стоит вспомнить о том, какие бывают линии. Учитель показывает на доске примеры прямых, наклонных и закругленных линий и спрашивает детей, где могут быть использованы такие линии. Если дети не могут сразу ответить, учитель предлагает им изучить страницы 28-29 учебника и ответить на вопросы, размещенные на с. 28. | |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы с 28 | |
Середина урока | Далее учитель проводит объяснение, используя материал учебника (с. 28-29 ), стихи про буквы и цифры. После этого дети выполняют короткие упражнения в тетради №1 на с. 10-13. После выполнения упражнений учитель начинает объяснение по с. 30-31 учебника. После того как учащиеся рассмотрели и изучили простые формы, нашли аналогичные по форме предметы окружающего мира, учитель показывает детям несколько сложных форм. Например, человека. И спрашивает, а можно ли сказать, что человек имеет какую-то определенную форму - форму круга, например, или четырехугольника? Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает детям исследовать, из каких форм состоит человек. Можно ли сравнить голову с кругом? Туловище - с прямоугольником? Ноги и руки - с треугольниками? Для того чтобы проанализировать фигуру человека, можно вызвать к доске одного ученика и на его примере продемонстрировать, какие формы перекликаются с определенными частями тела. С.Р. После этого детям предлагается выполнить упражнения в рабочей тетради №1, с. 10-13. Учитель должен подчеркнуть, что детям надо именно рисовать буквы и цифры, помня о выразительности линии. После выполнения короткого упражнения в тетради по написанию букв и цифр начинается исследование формы. | Учебник, с. 28-31. Таблицы разнообразных шрифтов. Красивые шрифты на обложках книг, открытках, афишах. Таблицы с разными фигурами, фото предметов, по форме напоминающих круг, треугольник, квадрат. b_ttp;//www. razumniki.ru/ stihi_pro_bukvy. html |
Критерии успеха | Исследуют форму. | |
Конец урока | После этого следует выполнить на выбор одно-два задания на с. 14-17 рабочей тетради №1 (остальные по желанию можно выполнить дома). Также в качестве домашнего задания - выполнить с помощью родителей закладку для книги на выбор (с. 32-33 учебника). | |
Критерии успеха | Учащиеся узнали про линии и формы, которые нас окружают. Узнали названия некоторых форм (круг, треугольник, четырехугольник); что многие предметы похожи на определенные формы; что сложные формы состоят из простых форм; подготовились к следующему уроку. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Индивидуальная помощь в создании рисунка Некоторые учащиеся сделают закладку для книг самостоятельно по с. 32-33 учебника | Учащиеся узнали про линии и формы, которые нас окружают. Узнали названия некоторых форм (круг, треугольник, четырехугольник); что многие предметы похожи на определенные формы; что сложные формы состоят из простых форм; подготовились к следующему уроку. | Физкультминутка Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. Дети садятся на свои места. |
Сквозная тема: | «МОЯ ШКОЛА» |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | АППЛИКАЦИЯ «Моя школа» |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.2.1.1 Использовать некоторые визуальные элементы окружающего мира, определяя простые способы выражения творческих идей 1.2.2.1 Использовать и экспериментировать с инструментами и материалами (природные и искусственные), применяя простые приемы и техники |
Цели урока: | Знакомство с техникой аппликации. Суммирование знаний, полученных на предыдущих уроках, для создания творческой работы. Развитие аналитических способностей, умения видеть и читать произведение. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: О различных природных материалах и возможностях их использования на уроках художественного труда. Способы создания аппликации из цветной бумаги. Правила соблюдения техники безопасности. Учащиеся научатся: Научиться заготавливать и использовать природные материалы в своих работах; технике аппликации: вырезать, распределять и подклеивать детали. Определять последовательность задач при создании работы. Соблюдать технику безопасности. Анализировать свою работу и работы друзей. Видеть и демонстрировать достоинства и находить недостатки в работе, а также возможности их исправления. Отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы товарищам по поводу их работ. Творческая задача для учащихся: собрать и заготовить природные материалы. Создать коллективную аппликацию на тему «Моя школа». |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Начало этого урока стоит провести, отправившись с детьми в небольшое путешествие в парк или вокруг родной школы. Любое путешествие ценно тем, что открывает что-то новое. Много нового и интересного можно найти, отправившись в ближайший парк. Только при этом надо соблюдать одно простое правило, а именно - быть внимательным, смотреть на все глазами художника. И тогда каждый листик, каждая травинка станет для вас помощником. В путешествии ребята должны отыскать природные материалы, которые понадобятся им при создании работ. Но для начала надо уяснить, что такое природные материалы и искусственные, и чем они отличаются друг от друга. | Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, салфетки. |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. Пусть дети попытаются ответить на эти вопросы с помощью наводящих вопросов учителя. Во время путешествия дети могут собрать разные травинки, веточки, листики, камешки и на ближайшее время, и впрок. | |
Середина урока | Хорошо поговорить о свойствах природных материалов, некоторые из них очень нежные, а при высушивании - хрупкие, некоторые прочные и тяжелые. Прежде чем начинать работу с природными материалами, стоит подумать, какой материал лучше подойдет к той или иной работе. После экскурсии надо прийти в класс и рассказать детям, как заготовить травинки и листья на следующий урок. Далее учитель объясняет детям, что такое аппликация и как она создается. Что в аппликации, как правило, используются простые формы, которые объединяют в более сложные. Для пояснения материала можно использовать иллюстрации на с. 36-37, 39 учебника. Обсудить, что можно изобразить на аппликации - внешний вид школы, спортзал, классы, ту пцсолу, в которой дети учатся, или школу своей мечты. Далее следует определить, на листе какого размера (не более A3) и какого цвета учащиеся будут выполнять свою аппликацию. Обсудить цветовое решение и настроение работы, какие формы будут использованы. С.Р. Сначала учащиеся выполняют упражнения с использованием природных материалов. Затем делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа определяет, что она будет изображать. Распределяются обязанности. На листе бумаги начинают раскладывать подготовленные заранее простые детали. Если выясняется, что их недостаточно, надо вырезать дополнительные детали. После того как все выверено, можно приступать к подклеиванию деталей. Сначала подклеиваются главные детали, затем остальные более мелкие детали. После этого следует внимательно осмотреть свою работу, и если в этом есть необходимость, дополнить ее линейным рисунком. Так, можно нарисовать на деревьях веточки и листики, на крышах - черепицу и т.д. Это не является необходимостью, но об этом следует сказать детям для расширения их творческих возможностей. | Учебник, с. 34-41. http:// enciklopediyal .ru/ index/0-4150 screenshot/ http://www. sdelaysam- svoimirukami. cvetnoj solju.html ru/deti/chem-zan- yat/applikacii-dlya- malenkikh/ http://www.chu- dopredki.ru/6459- applikaciya-iz-bu- http://allforchil- dren.ru/artenc/art- a006,php |
Критерии успеха | Учащиеся познакомились с различными природными материалами и их выразительными возможностями. Могут рассказать, как надо заготавливать природные материалы, как создавать гербарий. Могут создать аппликацию, используя различные формы и природные материалы. Умеют определять последовательность задач при выполнении работы. | |
Конец урока | Завершенные работы оформляются на листе картона соответствующего цвета. | |
Критерии успеха | Научиться заготавливать и использовать природные материалы в своих работах; технике аппликации: вырезать, распределять и подклеивать детали. Определять последовательность задач при создании работы. Соблюдать технику безопасности. Анализировать свою работу и работы друзей. Видеть и демонстрировать достоинства и находить недостатки в работе, а также возможности их исправления. Отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы товарищам по поводу их работ. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Индивидуальная помощь в создании аппликации | Учащиеся подытожили все, что узнали и чему научились, знакомясь с этой темой. Копилка их знаний и умений пополнилась. Они узнали новое слово на трех языках. Они не просто создали свою первую аппликацию, но и обсудили ее как критики. | Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз, Приступили все к зарядке. рывками менять руки. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом. А потом наоборот. Приседанья начинаем, Приседания. Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места. |