СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный курс по теме "Бумажные истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный курс по внеурочной деятельности для 1 класса по теме "Бумажные истории"

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный курс по теме "Бумажные истории"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми


СОГЛАСОВАНО:

на методическом совете

Протокол № __ от _________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната № 4

_________________А.Ю. Пьянков




Программа краткосрочного курса «Бумажные истории»
по внеурочной деятельности для учащихся

1 класса





Автор-составитель: учитель Пальшина О.П




Пермь, 2016



Содержание

Стр.



Пояснительная записка………………………………………………………………………. …………….3

Организационно-методическое обеспечение программы…………………………………………………6

Календарно-тематический план……………………………………………………………………………10

Содержание программа……………………………………………………………………………………..12

Результаты изучения программа. Критерии оценивания результатов…………………………………..13

Учебно-дидактические и материально-технические средства обучения………………………………..14

Список литература рекомендуемый родителям и ученикам……………………………………………..15















Пояснительная записка



Программа разработана на основе:

  • Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • На основе основной общеобразовательной программы начального образования МБОУ «Школа – интернат № 4 для обучающихся с ОВЗ».

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.



Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные истории» разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В программе курса учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа «Бумажные истории» разработана для занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, работа с линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Одна из задач образования – помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное на каждом шагу: в каждой росинке, в каждой травинке, в каждом древнем рисунке, в каждом узоре орнамента. С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы. 

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Краткосрочная программа курса внеурочной деятельности “Бумажные истории” рассчитана на 10 часов. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10-12 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7 до 8 лет.

Цели и задачи программы

- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.









Задачи программы:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;

  • Формировать умение следовать устным инструкциям;

  • Обучать различным приемам работы с бумагой;

  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

  • Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к искусству оригами;

  • Расширять коммуникативные способности детей;

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.









Организационно-методическое обеспечение программы



Требования к уровню подготовки обучающихся

Формирование представлений:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;

  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);

Формирование навыков:

  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • овладеют основными техническими приемами макетирования;

  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;

  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.



Методические указания. В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.



Основные формы и методы работы. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; выставки.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)

• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия;

– научатся следовать устным инструкциям,

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике аппликации и оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в колле







п/п


Дата

Тема учебного занятия



Всего часов


Содержание деятельности

Формирование УУД


Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1


Аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники)

1

Знакомство с новым видом техники работы с бумагой. ТБ при работе.

Основные правила работы. Разметка. Вырезание геометрических фигур. Создание аппликации из квадратов и треугольников.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- умение различать геометрические фигуры;

- построение логической цепи рассуждений;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- поиск и выделение информации;

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.





Личностные

- мотивация учения;

- самоопределение;

-нравственно-этическое оценивание;

- смыслообразование;







Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- оценка действий партнера;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.





Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;




2


Аппликация из геометрических фигур (круги и части круга)

1

Знакомство с различными геометрическими фигурами.

Вырезание геометрических фигур. Создание аппликации из кругов и частей круга.

3


Оригами. Самолётик. Кораблик.

1

Знакомство с техникой оригами.

Выполнение фигур в технике оригами.

4


Оригами. Мои друзья –гномики.

Грибочки.

1

Знакомство с техникой оригами.

Выполнение фигур в технике оригами.

5


Симметричное вырезание. Бабочка.

1

Знакомство с понятием симметрии.


Вырезание симметричной фигуры.

6


Симметричное вырезание. Божья коровка.

1

Приёмы создания симметричных фигур

Выполнение симметричной фигуры.

7


Пластичная полоска.

Улитка.


1

Возможности полоски бумаги. Пластичность.

Выполнение работы из полоски бумаги.

8


Конструирование.

Лебедь.


1

Моделирование и конструирование фигуры из нескольких деталей.

Выполнение работы.

9


Объёмная аппликация. Открытка к празднику.

1

Этапы создания объёмной аппликации.

Создание открытки к празднику.

10


Объёмная аппликация. Коллективная работа. Клоун.

1

Этапы создания объёмной аппликации.

Выполнение коллективной работы. Выставка работ учащихся.

Всего: 10 часов



Содержание программы





    1. Аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники)

Аппликация – вид техники работы с бумагой. ТБ при работе. Основные правила работы. Разметка. Вырезание геометрических фигур. Создание аппликации из квадратов и треугольников.

    1. Аппликация из геометрических фигур (круги и части круга)

Знакомство с различными геометрическими фигурами. Вырезание геометрических фигур. Создание аппликации из кругов и частей круга.

    1. Оригами. Самолётик. Кораблик.

Знакомство с техникой оригами. Выполнение фигур в технике оригами.

    1. Оригами. Мои друзья –гномики. Грибочки.

Выполнение фигур в технике оригами.

    1. Симметричное вырезание. Бабочка.

Знакомство с понятием симметрии. Вырезание симметричной фигуры.

    1. Симметричное вырезание. Божья коровка.

Приёмы создания симметричных фигур. Выполнение симметричной фигуры

    1. Пластическая полоска. Улитка.

Возможности полоски бумаги. Пластичность. Выполнение работы из полоски бумаги.

    1. Конструирование. Лебедь.

Моделирование и конструирование фигуры из нескольких деталей. Выполнение работы.

    1. Объёмная аппликация. Открытка к празднику.

Этапы создания объёмной аппликации. Создание открытки к празднику.

    1. Объёмная аппликация. Коллективная работа. Клоун.

Этапы создания объёмной аппликации. Выполнение коллективной работы. Выставка работ учащихся.









Результаты изучения курса. Критерии оценивания результатов.



Формы подведения итогов реализации
образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе, 
– в школе, 



Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм квиллинга
– умение делать базовые формы из полосок бумаги
- Высокий уровень – делает самостоятельно, 
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, 
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень – делает самостоятельно, 
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
, умение вырезать детали из бумаги, конструировать .
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными из бумаги; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; 
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Высокий уровень- делает самостоятельно 
– организовать свое рабочее место, 
– рационально использовать необходимые материалы, 
– аккуратность выполнения работы.

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей

– организовать свое рабочее место, 
– рационально использовать необходимые материалы, 
– аккуратность выполнения работы.

Низкий уровень – не может сделать.
– организовать свое рабочее место, 
– рационально использовать необходимые материалы, 
– аккуратность выполнения работы.







кУчебно-дидактические и материально-технические средства обучения.



Для демонстрации необходимы: ноутбук; проектор; карточки с образцами основных форм, готовые образцы, выполненные в технике квиллинга.



Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).



Инструменты: нож канцелярский; ножницы; карандаши простые; линейка; кисточки для клея; салфетки; клеенка.



Список литература рекомендуемый родителям и ученикам



Для родителей:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.

  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995



Для детей:

  1. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

  2. Бортон П., Кэйв В. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996.

3. Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.

4. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!