Дата: | Предмет: алгебра | Учитель: Колодий О.В. |
Класс: 9 | Раздел: Элементы тригонометрии | № урока: 56 |
Тема: Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. |
Цели урока | Ввести определение тригонометрических функций, сформировать навыки определения четвертей для заданных углов, находить значения выражений, содержащих тригонометрические функции с помощью табличных данных. |
Ожид. Результ. | Все: знают определение тригонометрических функций через стороны прямоугольного треугольника, определяют четверть для угла, выраженного в градусах, находят значения выражения с помощью таблицы значений тригонометрических функций. Большинство: применяют определение тригонометрических функций через радиус, абсциссу и ординату, определяют четверть для угла, выраженного в радианах. Некоторые: объясняют изменения тригонометрических функций углов при изменении значений угла α. |
Первонач. знания | Понятия: тригонометрические функции, четверть, угол и его единицы измерения (градус, радиан), числовая окружность, область определения и область значений. |
Ресурсы | Учебник, раздаточный материал. |
Ход урока |
Этап урока | t | Деятельность учителя | Деят-ть учащихся |
1.Организационный момент (психологический настрой на урок), проверка домашнего задания. | 5 | Эмоциональный настрой. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) -Проверяем готовность. -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. Проверка домашнего задания: №260:/6, /4, 2/3, /2, 4/3. №261: 60, 270,20, 90, 288. №267: 108=3/5, 120=2/3,( (n-2))/n | Настраиваются на урок, взаимопроверка домашнего задания |
2.Вызов | 3 | «Рассказ- предположение». На доске записаны ключевые слова: 1) Синус, косинус, тангенс, котангенс 2) Плюс, минус 3) Зависимость 4) Тождество 5)Абсцисса, ордината. 6) –α | Составляют рассказ –предположение из ключевых слов или вопросы по данным словам |
3.Осмысление | 4 | Вспомнить все! - Мы с вами уже встречались с тригонометрическими функциями в 8 классе на теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». Сейчас вспомним, что же нам о них известно. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС с острым углом А. Что будет называться синусом острого угла А? (Синусом острого угла А прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе) Косинусом острого угла А? (Косинусом острого угла А прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе) Тангенсом острого угла А? (Тангенсом острого угла А прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему) Предлагаю вам вспомнить значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 400 и 600, а так же применение уже сказанных определений. | По рисунку проговаривают определение и отношение сторон, вспоминают табличные значения углов |
5 | Тестирование с самопроверкой (для подготовки к ВОУД) В треугольнике АВС угол С прямой, АВ=5, ВС=4 , АС= 3. Синус угла А равен: а) ; б) в) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/12/s_58a094a66bd10/559018_3.png) Тангенс угла А равен: а) ; б) в) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/12/s_58a094a66bd10/559018_6.png) Косинус 600 равен: а) ; б) ; в) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/12/s_58a094a66bd10/559018_9.png) Если = , то равен: а) ; б) ; в)![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/12/s_58a094a66bd10/559018_15.png) Упрости выражение: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/12/s_58a094a66bd10/559018_16.png) а) ; б) ; в)![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/12/s_58a094a66bd10/559018_19.png) Ответы: а, а, б, в, а. | Выполняют задания с последующей самопроверкой (количество правильных ответов на полях тетради выставляют) |
7 | Изучение нового материала Помнить: 1.Полной аналогии с числовой прямой нет, т.к. на числовой прямой существует взаимно однозначное соответствие между числами и точками. 2.На числовой окружности каждой точке соотвтствует бесконечное множество действительных чисел): Вспомнить: Четверти! С помощью числовой окружности дается определение тригонометрических функций. Помнить: Тригонометрические функции угла α радиан зависит только от числа α. Синус, косинус: О.О.(-, +), О.З.-1;1 Тангенс: значения /2, 3/2 и т.д. не входят в область определения Котангенс: значения 0, , 2 и т.д. не входят в область определения | Принимают участие в объяснении нового материала, задают вопросы по пройденному материалу |
8 | Решение задач: 1.Радиус, определяющий угол α, проходит через точку В(-4, --5). Найти тригонометрические функции угла α. 2.Найти тригонометрические функции угла 90. 3. №279, 280, 277. | Решают задачи, по 1 учащиеся комментируют решение. |
| 5 | Формативный тест: а) I, б) II, в) III, г) IV 1.Какой четверти принадлежит угол 456 2.Какой четверти принадлежит угол -128 3.Какой четверти принадлежит угол 728 4.Какой четверти принадлежит угол -2/5 1.Какой четверти принадлежит угол /12 Ответы: б, в, а, г, а. | Выполняют формативный тест |
4. Домашнее задание | 3 | № 274, 275, 276, Выучить параграф 17 | Слушают, делают карандашом пометки. |
5. Рефлексия | 5 | Прием: «Лесенка успеха» – нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. | Оценивают деятельность на уроке |