Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся о придаточных изъяснительных. Проверка домашнего задания. Правило параграф 18, проверка тетрадей III. Сообщение темы урока. 1. Рассматривание схемы. Самостоятельное знакомство с правилом( (учебник), § 19). 2. СПП с прид.определит.содержат характеристику предмета или явления , названного в главном предложении, и отвечают на вопрос КАКОЙ? Они относятся к существительному или к слову в значении существительного. Придаточное всегда стоит после главного. Присоединяется придаточное при помощи союзных слов (который, какой, где, куда, откуда, когда, чей, что) – Определите вид придаточных предложений, запишите, постройте схемы. Работа со слайдами Я не знаю города , который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков. (В. Песков) В одном месте между утесами был плоский берег , куда водой нанесло много плавников.(В.Арсеньев) Трудно перекислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев) Например : Тот , кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти березке каждой ножку рад поцеловать. ( С. Есенин) Да, жалок тот , в ком совесть нечиста. (А.С.Пушкин) 3. Самостоятельная работа. Задание. По карточкам IV. Углубление знаний учащихся о правилах пунктуации при сложных союзах. Работа с интерактивной доской слайдами Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем. На горе куда нам предстояло подняться из-за деревень выглядывала маленькая церковка с зеленой крышей. Кто на все руки у того нет скуки. Каждый кто приезжает в Пушкинское Святогорье по- своему запоминает встречу с Пушкиным здесь. Внимание! Особые случаи присоединения придаточных определительных При использовании союза в придаточных определительных в главном предложении обязательно употребляется указательное слово такой. При этом придаточные определительные будут иметь дополнительное значение следствия, цели, сравнения. V. Объяснительный диктант. 1. Я рано встал, недолги были сборы, я вышел в путь, чуть занялась заря. (Н. Некрасов.) 2. Лишь снега потемнеют и запахнет весною, вновь смоленские дали встают предо мною. (М. Исаковский.) 3. Кругом, на сколько хватало глаз, нигде не было леса. По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел. (И. Бунин.) Тестировнание если время останется |