Краткосрочный проект «Покормите птиц зимой»
в старшей группе
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать. А. Чепурнов
Тип проекта: информативно-воспитательный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 5-6лет.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме
Проблемы: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей старшего дошкольного возраста. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Пояснительная записка (Проблемная ситуация:
Наблюдая на прогулке с детьми за птицами мы увидели что им приходится тяжело и мы единогласно решили помочь пернатым друзьям. И я решила организовать акцию в форме педагогического проекта «Покормите птиц зимой!».
Ожидаемые результаты:
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Проект состоит из 3-х этапов: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе подбирала методическую литературу, провели анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о зимующих птицах». Основной этап включает в себя непосредственно работу с детьми и родителями в разных видах деятельности.
На заключительном этапе проекта совместно с родителями и детьми организовали и открыли «Птичья столовая».
Цель проекта:
Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта:
-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-организовать регулярную подкормку птиц.
-практическое выполнение кормушек;
- сделать анализ и обобщить результат.
Схема реализации проекта
Подготовительный этап
1. Постановка и анализ проблемы.
2. Определение цели и задач.
3. Изучение и накопление материала.
4. Подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр.
5. Анкетирование родителей «Что вы знаете о зимующих птицах»
Продукты проекта.
• Коллективная аппликация «Снегири на ветках»
• Развешивание кормушек для зимующих птиц на участке.
• Кормление птиц.
• Выставка рисунков детей на тему «Мои пернатые друзья»
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной
Форма работы. Содержание деятельности
Беседа о птицах. (Зимой)
Беседа «Что мы знаем о птицах» способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
ООД по экологии.
Квест «Послание Синички»
Закреплять и уточнять представления детей о зимующих птицах. Рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, помогать им. Продолжать учить составлять описательные рассказы на основе полученных ранее знаний.
ООД «Покормите птиц зимой» -Воспитание бережного отношения к зимующим птицам.
-Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
-Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
-Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Подвижные игры:
«Птички в гнездышках»;
«Воробушки и автомобиль»;
«Кот и воробьи».
Пальчиковые игры
«Воробьи»; «Птичья кормушка»;
«Я зимой кормлю всех птиц»
Дидактические игры:
«Кто лишний»
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»
«Составь картинку (разрезные)
«Угадай по описанию»;
«Угадай, кого не стало»;
упражнять в беге, умении быстро находить свой домик.
учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
закрепить умение находить, узнавать и расширить знания детей о птицах, называть зимующих птиц, развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Чтение художественной литературы
Чтение: Н. И. Сладков
«Синичкины кладовки»,
Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», Ю. Казаков, «Жадный Чик и кот Васька»
Чтение стихотворения о птицах.
С. Маршак «Где обедал воробей?»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»;
А. Барто «Воробей».
Отгадывание загадок О зимующих птицах.
Наблюдение за птицами на кормушке.
Наблюдение за птичьими следами на снегу. углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Рисование:
«Мои пернатые друзья»
Аппликация:
«Снегири на ветках» учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение. Упражнять в рисование карандашами, в раскрашивании не выходя за контур рисунка. Развивать образное восприятие, воображение.
Работа с родителями.
• Участие в конкурсе «Креативная кормушка» (изготовление кормушек для птиц);
• Подкормка птиц во время прогулок.
• Сбор корма для птиц.
• Наблюдение за птицами вне детского сада.
• Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; участие в акции «Птичья столовая» Рекомендации родителям.
Заключительный этап. Акция «Птичья столовая»; выставка рисунков детей на тему «Мои пернатые друзья»