Краткосрочный познавательный проект
в старшей группе
Тема: «Секреты школьных принадлежностей»
Подготовили: воспитатели старшей группы №17
МБДОУ д/с №43 (корпус 2)
Смирнова Е.В., Широких В.А.
Краткосрочный проект в старшей группе №17
МБДОУ д/с №43 (корпус 2)
Тема «Секреты школьных принадлежностей»
Выполнили воспитатели:
Смирнова Е.В., Широких В.А.
Тип проекта: познавательный , краткосрочный
Продолжительность проекта: 1 неделя
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 года.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в школьном возрасте такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность.
Задолго до школы у детей необходимо формировать элементарные навыки самоорганизации в учебной деятельности. Эти навыки в дальнейшем станут для ребенка “помощниками” в учебной деятельности.
Еще в дошкольные годы ребенку необходимо усвоить: любая деятельность – игра, труд, занятия – требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования, лепки для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия.
Поэтому, реализуя данный проект, мы решили углубиться в формирование у детей представлений о тех предметах, и их функциях, которые необходимы школьнику для получения результата.
Цель: Познакомить дошкольников с функциями и предназначением школьных принадлежностей.
Задачи:
Познакомить детей со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе.
Расширить представления детей о разнообразии и функциях школьных принадлежностях.
Развивать познавательный интерес к истории появления этих предметов в жизни людей, стимулировать и обогащать речевую активность.
Активизировать совместную деятельность с семьями воспитанников по теме проекта.
Прогнозируемый результат:
Ознакомление детей со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе.
Расширение представления детей о разнообразии и функциях школьных принадлежностях.
Развитие познавательного интереса к истории появления этих предметов в жизни людей, активность и обогащение речевой деятельности.
Активное участие семей воспитанников в совместной деятельности по теме проекта.
Формы реализации проекта:
чтение художественной литературы; заучивание стихов; отгадывание загадок;
беседы;
ситуации, поручения
наблюдения, рассматривание
продуктивные виды деятельности; труд
дидактические игры; ролевые игры;
досуговое мероприятие
ИКТ
взаимодействие с родителями;
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Этапы:
1 этап Подготовительный:
1. Подбор художественной литературы по теме.
2. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Подбор дидактических игр, пособий;
5. Составление приложения загадок.
6. Подготовка консультаций для родителей.
2 этап - Основной: План мероприятий по проекту:
Понедельник
Утро:1. Беседа об истории школьных принадлежностей.
- зачем нужны школьные принадлежности?
- как появились первые письмена.
2. Дид.игра «Что лишнее?»
Вечер: 1. Рассматривание «Секреты школьных принадлежностей» Линейка, угольники.
2.Д/и «Помоги Буратино измерить предметы»
- научить навыкам измерения предметов с помощью линейки.
3.Упражнение: черчение отрезков определенной длинны.
Вторник
Утро:1.НОД по развитию речи «Секреты школьного пенала»
Чем писали раньше? История возникновения ручки.
2. Д/и «Помоги Винтику собрать ручку» - предлагается собрать по одной ручке.
3.Выставка коллекции «Ручек»
4.ИКТ мультфильм «История шариковой ручки» из серии «Фиксики»
Вечер:1. Чтение А Барто «Первый урок»
2.ОБЖ Правила работы с ножницами
Среда
Утро:1. Рассматривание «Секреты школьного пенала» (продолжение) ластик, скрепки. (какие предметы еще могут быть в пенале?)
2.Д/и «Быстрый ластик» - ребенок должен как можно быстрее удалить ластиком ненужные детали карандашного рисунка.
3.Д/и «Помоги Фиксикам собрать цепочку из скрепок» на развитие мелкой моторики. Детям предлагается собрать цепочку из скрепок (кто быстрее)
Вечер: 1. Д/и «Помоги собрать портфель Незнайке»
- привить бережное отношение к школьному имуществу и личным школьным принадлежностям.
2.Игра с мячом «Что лежит в портфеле?»
3.Словесная игра «Скажи ласково» (тетрадь-тетрадочка)
Четверг
Утро: 1. «Секреты школьного пенала» (продолжение) карандаши (цветные и простые), точилка. История возникновения. Для чего нужны карандаши?
Как пользоваться точилкой?
2.Д/и «Поточи карандаши» - развитие мелкой моторики.
3.Д/и «Помоги собрать карандаши Мальвине» - научить различать цветные и простые карандаши.
4.Совместная деятельность - Рисование «Радуга» - развитие творческих способностей.
Вечер:1.С/р игра «Магазин. Школьные товары»
2.Совместная деятельность по лепке «Слушаем загадки, лепим отгадки»
Пятница
Утро:1.Загадки о школьных принадлежностях - Выучить одну из загадок.
2.Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА» ЦЕЛЬ:
- упражнять в умении отбирать необходимые для игры атрибуты; распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; осуществлять игровые действия по речевой инструкции ; моделировать ролевой диалог;
- расширять и углублять знания детей о школе и школьных принадлежностях.
Вечер:1. П/и на развитие внимания “Игрушки, школа, спорт”
Если услышишь слово, которое относится к игрушкам, хлопни в ладоши; если услышишь слово, относящееся к школьным принадлежностям, – положи руки на стол, как в школе; а если слово относится к спортивным принадлежностям – разведи руки в сторону.
2. Итоговое мероприятие: .ИКТ презентация викторина «Школьные принадлежности»
Мероприятия по взаимодействию с родителями
Чек-лист «Хранение школьных принадлежностей»
Индивидуальные беседы с родителями «Лепка из пластилина, как способ развития мелкой моторики пальцев рук»;
Выставка детского - родительского творчества: «Подставка для карандашей»
Консультация для родителей «Учим ребенка держать карандаш правильно»
Консультация для родителей на тему “Пеналы”,
Информация в родительском уголке «Подготовка руки к письму»
3 этап Заключительный
Создание пособия «Что мне в школе пригодится»
Выставка детского - родительского творчества: «Подставка для карандашей».
Вручение сертификатов за участие в детско-родительском проекте.
Выставка детских работ.
Выставка коллекции ручек.
Фотоотчет по проекту «Секреты школьных принадлежностей»
Результаты проекта:
В группе созданы необходимые условия для познавательной активности детей.
Через наблюдения и анализ детской деятельности, нод , беседы с детьми, совместно-игровую и трудовую деятельность дети получили необходимые представления и умения в использовании школьных принадлежностей. Стали более бережно относиться к ним, аккуратно пользоваться, устранять по возможности неполадки (точить, заклеивать, складывать).
Для детей созданы условия для появления и реализации творческой активности. Установились дружеские контакты между детьми, взаимопомощь; повысилась способность договариваться.
Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Литература:
Айзман Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман. М., 1991.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М.: 2014.
Е. Арнаутова. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. – М.: Сфера. 2010.)
Безруких М. М. Ступеньки к школе: кн. Для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2001.
Гаврина С.Е. и др. Тесты для дошкольников. – М.; 2008.
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2013.
Каркачева Н. А. В коробке с карандашами. //Наши праздники. № 1 за 2008г.
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. - М.: Сфера, 2009.
Нефедова Е. А. Готовимся к школе / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. М., 2015.
Интернет-ресурсы:
https://viki.rdf.ru/cat/det_sad/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/07/istoriya-shkolnykh-prinadlezhnostey-prezentatsiya