МАДОУ «Детский сад №5 «Соловушка»
Проект
«Зимующие птицы».
Средняя группа №3.
Курчатов -2022
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники: дети (4-5 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно.
В ходе бесед мы поняли, что дети мало знают о зимующих и перелетных птицах нашего края, путают перелетных и зимующих птиц, у ребят слабо развито чувство заботы о пернатых. Птицы окружают нас круглый год, а зима – это не только веселые праздники, катание на санках, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года у зимующих птиц пищи мало. Порой естественный корм и вовсе становится недоступным, поэтому многие пернатые не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их особенностями, повадками и образом жизни; научить заботиться о пернатых, помогать им в холодное зимнее время; создать условия для общения детей с миром природы, разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Сроки реализации:
19.12.22 – 30.12.22г.
Цель: расширение знаний о зимующих птицах нашего края и формирование ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
-
Расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-
Формировать элементарные экологические знания, бережное ответственное отношение к миру природы.
-
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
-
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
-
Привлечь родителей воспитанников к изготовлению кормушек для птиц, их подкормке.
-
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети получат знания о зимующих птицах, особенностях их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научатся заботиться о пернатых, получат опыт совместной деятельности с родителями.
Объект: птицы.
Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.
Работа с родителями.
Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; участие в акции «Птичья столовая».
Этапы работы
1-й этап – подготовительный
-
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
-
Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта.
-
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2-й этап– основной (практический)
-
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
-
Домашнее задание родителям: совместно с ребенком сделать кормушку. Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
-
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
-
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.
3-й этап - обобщающий
Содержание технологической фазы реализации проекта
Этап | Срок | Место проведения | Содержание работы воспитателя |
1-й этап – подготовительный | (19.12.2022 – 21.12.2022г.) | Воспитатели. | Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по теме. Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». |
2-й этап – основной (практический) | 19.12.2022 Понедельник | Воспитатели, дети, родители. | Беседа. Тема: «Зимующие птицы» Задачи: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам. Рассматривание фотографий «Зимующие птицы». П/и «Воробушки и кот». |
20.12.22 Вторник | Воспитатели, дети, родители. | Аудиозапись «Голоса птиц» Цель: Формировать навык, различать на слух голоса птиц. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц». Наблюдение. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Цель: Закрепление и систематизация знаний соотносить названия птиц с названием их детенышей. Закреплять умение считать до 5. Д/и: «Один-много», «Назови одним словом». |
21.12.2022 Среда | Воспитатели, дети, родители. | Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой». Раскраски: «Птицы». Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие чувства цвета. П/и «Перелетные птицы». |
22.12.2022 Четверг | Воспитатели, дети, родители. | Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма. П/и «Совушка» Д/и «Угадай птицу по описанию", |
23.12.2022 Пятница | Воспитатели, дети, родители. | Изобразительная деятельность . Коллективная лепка « Птицы у кормушки». Цель: Воспитывать у детей стремление работать сообща, выполнять совместную работу, каждому внося свою частичку в общее дело, организованность, усидчивость и желание творить, развивать художественно- творческие способности. Беседа: «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Цель: закрепление знаний детей по пройденной теме. |
26.12.2022 понедельник | | Заучивание стихотворений о зимующих птицах. Цель: Развитие памяти дошкольников. Д/и «Доскажи словечко». |
27.12.2022 вторник | | Чтение стихотворений Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Изобразительная деятельность: рисование «Синички». Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками. |
28.12.2022 среда | | Чтение рассказа: И. Тургенева «Воробей». Обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах. Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки». |
3-й этап-обобщающий | 29.12-30.12.22 | Дети, родители, воспитатели | Ознакомление родителей с результатами проведённой недели: «Зимующие птицы» (фотовыставка) Участие в акции «Птичья столовая». |
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». 2001г.
3.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.