СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности - это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентноспособной личности.

Просмотр содержимого документа
«Креативное мышление как компонент функциональной грамотности»

Креативное мышление как компонент

функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

- математическая грамотность

- читательская грамотность

- естественнонаучная грамотность

- финансовая грамотность

- глобальные компетенции

- креативное мышление

Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Изучение проблемы «креативного мышления» началось уже с античных времен (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращается до настоящего времени.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес.

В  исследовании PISA-2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) — знание предмета, любознательность, уверенность в  своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия (ситуативные) - лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах; страх.

Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Так по каким проявлениям можно судить о  наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и  с  одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity).

Вместе с  тем креативность может проявляться и  в  ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью.

Учитывая специфику исследования PISA— охват 15-летних учащихся в самых разных странах мира,— в  данном исследовании приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»).

Это в свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки креативности— успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса.

Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек— это всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, которые подтверждают наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области решения проблем— социальных, естественнонаучных, математических. Принятие такой позиции определяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

• задания, требующие использования художественных средств— словесных и изобразительных («задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),

• задания на разрешение проблем— социальных и научных.

Как учить креативному мышлению?

  • Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей. 

Хамелеон

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.

Сочини рассказ по ключевым словам.

Сочините историю, используя слова: «вулкан», «магма», «огонь», «ужас».

  • Играть 

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. 

Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.

Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

«Что было бы, если…?»

  • Солнце стало синим

-исчезли все горы

-Земля была плоской и т.д.


  • Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника.

  • Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.


  • Использовать задачи ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.

  • Удивлению мореплавателей не было предела, когда последний из пяти кораблей Магеллана вернулся в Севилью, обогнув Землю в течение всего плавания, один из его участников не пропускал ни одного дня, записывал всё что видел. И вот оказалось, что на суше прошло на один день больше, чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг.

  • Вопрос: Как объяснить этот удивительный случай, почему спутники Магеллана потеряли один день?


Что же дает креативное мышление школьнику?


  • Приобретение разнообразных навыков.

  • Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

  • Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.

  • Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

  • «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.

  • Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

  • Быть востребованным в современном мире









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!