Просмотр содержимого документа
«Креативность.............»
Подготовила:
Студентка Ф - 43 группы
Андрейчева Надежда
РЕАКЦИИ НА НОВИЗНУ
СИТУАЦИИ
(врожденные)
ИНТЕРЕС
ТРЕВОЖНОСТЬ
Поисково-
исследовательская АКТИВНОСТЬ
ЛИЧНОСТНАЯ
СИТУАТИВНАЯ
КРЕАТИВНОСТЬ
2
Определение креативности
- готовность к продуцированию принципиально новых идей
входящая в структуру одаренности в качестве независимого фактора .
Подходы к пониманию креативности
- Креативность как талант , способность, присущая отдельному человеку;
- Креативность как творческий процесс , поиск или генерирование новых, оригинальных идей;
- Креативность как результат деятельности , как готовые оригинальные идеи, готовый продукт;
- Креативность – это сфера деятельности креативных, творческих людей.
Современное понимание креативности
КРЕАТИВНОСТЬ - есть
СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ
НА НОВИЗНУ,
неопределенность и нестандартность возникающих условий.
Современное понимание креативности
КРЕАТИВНОСТЬ - есть
социально-личностное свойство,
отражающее
способы реагирования
на новизну, неопределенность и нестандартность возникающих условий.
Психологические особенности креативных детей
- любопытство и любознательность,
- - познавательная потребность,
- - сверхчувствительность к проблемам,
- - надситуативная активность,
- - высокий уровень логического мышления,
- - повышенный интерес к дивергентным задачам,
- - оригинальность и гибкость мышления,
- - лёгкость генерирования идей (продуктивность мышления),
- - лёгкость ассоциирования,
- - способность к прогнозированию,
- - высокая концентрация внимания,
- - отличная память,
- - способность к самооценке и оценке деятельности других,
- - особенности склонностей и интересов.
Личностные характеристики
- - стремление к самоактуализации,
- - сохранение ювенильных характеристик,
- - перфекционизм,
- - самостоятельность,
- - социальная автономность,
- - эгоцентризм,
- - лидерство,
- - соревновательность,
- - эмоциональный интеллект,
- - творческое восприятие случайностей,
- - юмор,
- - культ личности в творчестве.
Компоненты креативности (по Торренсу)
Креативность включает в себя:
- повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний,
- действия:
- по определению этих проблем,
- по поиску их решений на основе выдвижения гипотез,
- по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.
КРЕАТИВНОСТЬ
Поисковая активность
Дивергентное
мышление
Конвергентное
мышление
Возрастная логика развития креативности
- возрастной период 3-4 года:
в продуктивной деятельности и игровых действиях с предметами-заместителями ,
- возрастной период 4-5лет:
в процессе словотворчества и ролевого поведения в сюжетно-ролевой деятельности,
возрастной период 5-6 лет:
- в процессе формирования дивергентного мышления и освоения специальных приемов воображения,
возрастной период 6-7 лет:
- как быстроты, гибкости и оригинальности реакции на новые и необычные жизненные ситуации.
Развитие КРЕАТИВНОСТИ детей осуществляется:
- посредством создания информационно обогащенной микросреды развития ребенка, которая включает в себя:
- разнообразие аудиовизуальной информации,
- наличие большого количества развивающих игрушек,
- сложно устроенное индивидуальное пространство,
- широкий диапазон социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками;
- в процессе различных видов (игровой, продуктивной, коммуникативной) деятельности в специально организованных условиях (с применением принципов реализации ненасильственной педагогики и арт-технологий);
- в моделируемых ситуациях новизны, неопределенности задания и искусственного ограничения средств для его реализации.
Развитие креативности реализуется:
- через использование специальных приемов и методов активизации креативных способностей :
- метод «мозгового штурма» ;
- метод ассоциативных гирлянд ;
- прием преобразования возникающих трудностей (в игровой деятельности, в бытовых ситуациях) в проблемную ситуацию;
- метод создания наглядных схем и карт .
- методический прием преобразования трудностей в проблемную ситуацию; поиск способов решения проблемы, осуществление отбора и оценивания полученных вариантов их в соответствии с различными критериями (эффективности, доступности, оригинальности, реальности и др.);
- методический прием преобразования трудностей в проблемную ситуацию; поиск способов решения проблемы, осуществление отбора и оценивания полученных вариантов их в соответствии с различными критериями (эффективности, доступности, оригинальности, реальности и др.);
Факторы ,препятствующие развитию креативности
- Повышенный уровень ситуативной тревожности, диагностируемая личностная тревожность.
- Низкий энергетический потенциал (в том числе в случае интеллектуальных, эмоциональных и физических перегрузок).
- Отсутствие насыщенной потенциальными возможностями среды.
- Преобладание визуальной наглядной информации, «конкретных» интерактивных игрушек и «псевдоразвивающих»игр.
- Отсутствие образца творческого поведения.
- Низкая ценность развития творческой личности в семье; реализация авторитарного стиля детско-родительского и педагогического взаимодействия.