Бронепоезд №2«За Родину!»
Проект учащихся 11 класса
ГОУ ЛНР «ЗСШ №4 им. Р.Салькова»
Авторы: Косарева Алина
Климухин Максим
Литвин Виталий
Хмелев Кирилл
Руководитель: Кононенко Е.Ю.
Цель проекта : Показать подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны
Задачи проекта :
- Изучить вклад Луганщины в общую победу над фашизмом;
- Выделить роль Луганска (Ворошиловграда) как индустриального центра в обеспечении обороны страны;
- Сформировать у учащихся более глубокие знания о данном периоде истории своей Родины;
- Стимулировать у учащихся активную познавательную деятельность.
Великая Победа:
наследие и наследники.
75-летию в Великой
Отечественной войне
посвящается
«Все для фронта, все для победы!» — в ответ
на этот призыв Родины коллективы трех заводов:
Ворошиловградского имени Октябрьской революции,
Коломенского имени В.В.Куйбышева
и Брянского имени Профинтерна — решили осенью
1941 года построить два бронепоезда, укомплектовать
их добровольцами, вооружить
и передать Красной Армии.
Одновременно с коломенцами брянские «профинтерновцы» приступили к постройке «Особого бронепоезда № 2». Но вскоре Брянск стал прифронтовым городом.
В первой половине августа весь
задел по бронепоезду был погружен на платформы и вместе
с добровольцами, специалистами и их семьями отправлен из Брянска в Ворошиловград.
Здесь, на заводе ОР, работа по достройке бронепоезда возобновилась с новой силой. Среди рабочих были и те, кто в годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины. Бронепоезд комплектовался из паровоза серии «ОВ» с броневой защитой, двух бронеплощадок, двух броневых платформ со средствами противовоздушной обороны, платформы для тяжелой пушки, четырех платформ прикрытия, двух тяжелых и двух легких бронедрезин, двух бронеавтомобилей и бронемотовоза.
К боевой части придавалась вспомогательная материальная
база с самостоятельной тягой. В нее входили паровоз серии «Щ», получивший название «черный», два пассажирских вагона, десять товарных «пульманов», два вагона-склада боеприпасов, вагон-технический склад и вагон для
горюче-смазочных материалов.
Возглавлял сборку бронепоезда, получившего название «За Родину!», парторг ЦК ВКП(б) на заводе Михаил Хахарев. Работы шли непрерывно в три смены. Опытные специалисты, закрепленные за каждым участком работы, помогали решать сложные, порой непривычные для паровозостроителей, вопросы.
В первых числах октября из Ленинградского высшего танкового
училища в Ворошиловград прибыл командир бронепоезда
Аким Бондаренко.
Тем временем положение на фронте ухудшилось. Гитлеровцы подходили к Ровенькам и Дебальцево. В середине октября секретарь Ворошиловградского обкома КП(б)У А. Гаевой вместе с командиром и комиссаром бронепоезда докладывали в штабе Южного фронта о готовности к участию в сражениях. На вопрос члена Военного совета фронта Л. Корнийца: «Может ли бронепоезд 23 октября выйти на боевые позиции?» командир А. Бондаренко ответил:
«Мы готовы к выполнению боевых задач».
Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок
Родаково-Дебальцево-Алмазное.
6 декабря 1941 года бронепоезд «За Родину!», прибыв на станцию Дебальцево-Сортировочная, получил задание вести активную разведку боем. В одном из рейдов, при отходе на свою базу, «крепость на колесах» попала в западню, которую устроили ей гитлеровцы, взорвав железнодорожный путь. Проявив мужество и самоотверженность, команда восстановила дорогу. Бронепоезд ушел из опасной зоны.
Эффективно действовавший бронепоезд вызывал раздражение и ненависть со стороны врага. Лучшие воздушные асы «Люфтваффе» начали охоту за «стальной крепостью».28 декабря на перегоне Баронская — Мануиловка среди белого дня бронепоезд подвергся нападению четырех звеньев «юнкерсов».
Взрывами бомб паровоз с тендером были сброшены с рельсов,
разрушено железнодорожное полотно. Однако зенитчики успели сбить два самолета. Остальные ушли, полагая, что бронепоезд уничтожен. Действительно, последствия налета оказались тяжелыми. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Были ранены командир Бондаренко, машинист Рубежанский, фельдшер Васильев, зенитчик Андреев,еще несколько бойцов. Но уже ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл паровоз и по частям растащил состав. Получивший серьезные повреждения бронепаровоз был отбуксирован в Ворошиловград. После капитального ремонта боевая машина с командой и десантной ротой вернулась в Родаково.
В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был откомандирован в район Попасной, оккупированной фашистами. Парализовать работу станции, через которую гитлеровцы отправляли на фронт эшелон за эшелоном, — такая задача была поставлена перед экипажем бронепоезда.
Обстреливая с закрытых позиций станцию днем и ночью,
бронепоезд навел ужас на захватчиков, которые полагали, что он
уже давно выведен из строя. Это был один из самых тяжелых
периодов Великой Отечественной войны.
Обстановка на фронтах ухудшалась. В апреле 1942 года
командир бронепоезда А. Бондаренко и его заместитель
А. Цупов вместе с частью команды были направлены на
формирование новых бронетанковых частей. Командиром
бронепоезда «За Родину!» стал И. Бобриков. В это же время
из Полтавы прибыл еще один бронепоезд, составивший вместе с
ворошиловградским бронедивизион.
До начала июля этот дивизион продолжал боевые действия в районе
Дебальцево. Самые суровые испытания для бойцов начались, когда
советские войска вынуждены были отойти за Северский Донец.
13 июля под станцией Родаково бронепоезда встретили передовые частифашистов, наступавшие на Ворошиловград. В течение 2-х дней
железнодорожники держали оборону, нанося тяжелый урон пехоте
противника. Черным днем для бронепоезда «За Родину!» стало 15 июля. На разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированной атаке «юнкерсов».
«Стальная крепость» продолжала держать оборону. Вторая волна
«юнкерсов» с еще большей яростью пыталась уничтожить бронепоезд,
но зенитчики отбили и этот налет. Экипаж продолжал сражаться,
несмотря на тяжелые потери.И вот в середине того страшного дня гитлеровская авиация совершает третий, самый губительный налет. Уже более 30-ти «юнкерсов» громят неподвижный,лишенный возможности маневрировать бронепоезд. Одна из бомб накрыла бронепаровоз, другая — тендер. Смертельные ранения получили машинист
Воропаев и кочегар Корбань.
Сошли с рельсов артиллерийская и противовоздушная платформы,
загорелись платформа прикрытия, рвались запасные комплекты
снарядов. Но экипаж стоял насмерть.
Уцелевшие пушки и пулеметы продолжали разить врага. Командир платформы противовоздушной обороны П.Герасичкин, пулеметчик
Ю.Роговой, помощник машиниста Н.Манохин, пулеметчик М.Гуревич — они отдали свою жизнь за свободу Родины. Тяжело ранен был и командир эшелона старший лейтенант Бобриков.
Бой шел до последнего снаряда и патрона. К вечеру командованием было принято решение вывести под огнем противника оставшихся в живых бойцов, которые до конца выполнили свой долг и сохранили Красное знамя. Под покровом ночи уцелевшее вооружение было демонтировано и вывезено в тыл. То, что демонтировать не удалось, было взорвано. Бронепоезд «За Родину!» выполнил свое задание, задержав наступление фашистов, нанеся им значительный урон и своими героическими действиями приблизив долгожданный День Победы.
...Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже
девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели
поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах.
Но в середине века они ушли со сцены, не выдержав
конкуренции со стороны танков.
Сегодня модель бронепоезда стоит в музее холдинговой
компании«Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес
у приходящих на экскурсии учеников школ.
11 февраля 2020 года состоялась встреча с учителем истории, учителем-ветераном, Латыниной Светланой Михайловной. Она с учениками нашей школы в 70-х годах проводила поисковую работу , встречалась с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками, сражавшимися в составе боевой команды бронепоезда №2 «За Родину!».
Ее интересный рассказ стал настоящим открытием для нас и мы, учащиеся 11 класса ГОУ ЛНР «ЗСШ №4 им. Р.Салькова» заинтересовались этой темой, провели поисковую работу в сети Интернет.
В истории бронепоезда №2 «За Родину!» нет интриги,
нет захватывающего сюжета. Есть война, бои и подвиги
простых Советских солдат, наших земляков, сражавшихся
за освобождение своей земли от фашистской хунты.
И это все важно почувствовать и понять нам, детям, которые родились спустя 60-70 лет после Победы.
11 класс ГОУ ЛНР «ЗСШ №4 им. Р Салькова»
2021 – 2022 учебный год