СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская реформа 1861 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская реформа 1861 года»

Крестьянская реформа 1861 года Урок 21 Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Крестьянская реформа 1861 года

Урок 21

Игонина Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 18

Цель урока: Сформировать представление о сущности  крестьянской реформы 1861 г.;  уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

Цель урока:

  • Сформировать представление о сущности

крестьянской реформы 1861 г.;

  • уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
Основные знания:  альтернативные варианты освобождения крестьян;  основные этапы подготовки крестьянской реформы; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы;  значение отмены крепостного права.

Основные знания:

  • альтернативные варианты освобождения крестьян;
  • основные этапы подготовки крестьянской реформы;
  • роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы;
  • значение отмены крепостного права.
Внутрипредметные и межпредметные связи  Курс «История России. XIX в.», тема «Внутренняя политика Нико-  лая I»; Курс «Новая история», тема «Гражданская война в США. Отмена рабства. Закон о гомстедах».

Внутрипредметные и межпредметные связи

  • Курс «История России. XIX в.», тема «Внутренняя политика Нико-

лая I»;

  • Курс «Новая история», тема «Гражданская война в США. Отмена рабства. Закон о гомстедах».
Персоналии  Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.

Персоналии

  • Н. А. Милютин;
  • Я. И. Ростовцев.
Характеристика основных видов деятельности ученика    называть основные положения крестьянской реформы; оценивать характер и значение реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку; объяснять значение понятий: редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, миро вые посредники.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • называть основные положения крестьянской реформы;
  • оценивать характер и значение реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку;
  • объяснять значение понятий: редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, миро вые посредники.
План урока 1. Подготовка крестьянской реформы. 2. Основные положения реформы  19 февраля 1861 г. 3. Значение отмены крепостного права.

План урока

1. Подготовка крестьянской реформы.

2. Основные положения реформы

19 февраля 1861 г.

3. Значение отмены крепостного права.

 Подготовка крестьянской реформы Задание:  прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного  права.

Подготовка крестьянской реформы

Задание:

прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного

права.

Проблема  Сразу же после речи императора перед московским дворянством министр внутренних дел С. С. Ланской поручил своему помощнику А. И. Левшину собрать все имеющиеся проекты, записки, мнения по кре- стьянскому вопросу за период предыдущего царствования.  Изучив эти материалы, министр внутренних дел пришёл к выводу, что придётся выбирать из трёх возможных вари- антов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты? Освобождение крестьян без земли.  2. Освобождение крестьян с землёй без всякого выкупа. 3. Освобождение крестьян с землёй за определённый выкуп.  Как вы думаете, какой вариант и почему избрал император?

Проблема

Сразу же после речи императора перед московским дворянством министр внутренних дел

С. С. Ланской поручил своему помощнику А. И. Левшину

собрать все имеющиеся проекты, записки, мнения по кре-

стьянскому вопросу за период предыдущего царствования.

Изучив эти материалы, министр внутренних дел пришёл

к выводу, что придётся выбирать из трёх возможных вари-

антов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

  • Освобождение крестьян без земли.
  • 2. Освобождение крестьян с землёй без всякого выкупа.
  • 3. Освобождение крестьян с землёй за определённый выкуп.

Как вы думаете,

какой вариант и почему избрал император?

 Персоналии: Николай Алексеевич Милютин  - племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования Николая I П. Д. Киселёва,  брат военного министра Д. А. Милютина. Окончил Благородный пансион при Московском университете. В 1835 г. поступил на службу  в Министерство внутренних дел. В 1852 г. стал директором хозяйственного департамента МВД. В апреле 1861 г. Милютин получил отставку и оплаченный годичный отпуск для поправки  здоровья. Около двух лет провёл за границей. В конце 1863 г. Милютин вернулся на службу, участвовал в разработке земской реформы (1864). В 1864 г. по поручению Александра II провёл в Царстве Польском аграрную реформу, которая была более радикальной и последовательной, чем в России. В январе 1865 г. введён в состав Государственного совета. В 1866 г. состоял главным начальником канцелярии по делам Царства Польского. В 1867 г. по болезни вышел в отставку.

Персоналии: Николай Алексеевич Милютин

- племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования Николая I П. Д. Киселёва,

брат военного министра Д. А. Милютина. Окончил Благородный пансион при Московском университете. В 1835 г. поступил на службу

в Министерство внутренних дел. В 1852 г. стал директором хозяйственного департамента МВД. В апреле 1861 г. Милютин получил отставку и оплаченный годичный отпуск для поправки

здоровья. Около двух лет провёл за границей. В конце 1863 г. Милютин вернулся на службу, участвовал в разработке земской реформы (1864). В 1864 г. по поручению Александра II провёл в Царстве Польском аграрную реформу, которая была более радикальной и последовательной, чем в России. В январе 1865 г. введён в состав Государственного совета. В 1866 г. состоял главным начальником канцелярии по делам Царства Польского. В 1867 г.

  • по болезни вышел в отставку.
 Основные положения крестьянской реформы 19 февраля 1861 года  Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами; Крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях; Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы (от 3 до 12 десятин); Дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев не получили земли; Выкупные платежи (166 руб. 66 коп); Изменение статуса: крепостные крестьяне Вопросы: временнообязанные. какие права получили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количество земли они получи- ли? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне-собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли?

Основные положения крестьянской реформы 19 февраля 1861 года

  • Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами;
  • Крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях;
  • Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы (от 3 до 12 десятин);
  • Дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев не получили земли;
  • Выкупные платежи (166 руб. 66 коп);
  • Изменение статуса: крепостные крестьяне

Вопросы:

временнообязанные.

  • какие права получили крестьяне после отмены
  • крепостного права? Какое количество земли они получи-
  • ли? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне-собственники?
  • Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было
  • получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли?
Каковы прогрессивные черты реформы  1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? (стр. 141 учебника)    Прогрессивные черты реформы 1861 г.  Сохранение крепостнических пережитков Феодальные повинности (барщина и оброк); Сословное неравноправие; Круговая порука при выплате налогов; Рекрутская повинность (до 1874 г); Телесные наказания для крестьян Реформа объявила личную свободу крестьян и определила их правовое положение в пореформенное время; Способствовала переходу от феодальных отношений к капиталистическим.

Каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? (стр. 141 учебника)

Прогрессивные черты реформы 1861 г.

Сохранение крепостнических пережитков

  • Феодальные повинности (барщина и оброк);
  • Сословное неравноправие;
  • Круговая порука при выплате налогов;
  • Рекрутская повинность (до 1874 г);
  • Телесные наказания для крестьян
  • Реформа объявила личную свободу крестьян и определила их правовое положение в пореформенное время;
  • Способствовала переходу от феодальных отношений к капиталистическим.
 Значение отмены крепостного права Ликвидация крепостничества;  Необходимость проведения преобразований во всех сферах жизни общества; Утверждение капиталистического уклада в экономике страны как господствующего

Значение отмены крепостного права

  • Ликвидация крепостничества;
  • Необходимость проведения преобразований во всех сферах жизни общества;
  • Утверждение капиталистического уклада в экономике страны как господствующего
 Отношение крестьян к реформе 1861 года  Как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Отвечали ли условия отмены крепостного права крестьянским чаяниям?

Отношение крестьян к реформе 1861 года

  • Как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?
  • Отвечали ли условия отмены крепостного права крестьянским чаяниям?
 Домашнее задание  § 20, читать пересказывать; Документ стр. 143 учебника, задание 1-2 к документу письменно

Домашнее задание

  • § 20, читать пересказывать;
  • Документ стр. 143 учебника, задание 1-2 к документу письменно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!