СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская община: традиционные ценности и принципы взаимоотношений крестьян.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, посвященная внутриобщинным отношениям крестьян пореферменного периода

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская община: традиционные ценности и принципы взаимоотношений крестьян.»

Нуждина Анастасия Анатольевна, учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук


Крестьянская община: традиционные ценности и принципы взаимоотношений крестьян.

Сельская община являлась важнейшим социальным институтом, регулировавшим внутреннюю жизнь крестьянского общества и его связи с внешним миром, она хранила и транслировала производственный, культурный и социальный опыт, традиционные нормы поведения, формы общения, морально-этические ценности крестьянства. Одной из важных функций сельской общины как социального института, являлась социализация ее членов. Важной особенностью является то, что крестьянская культура основывалась на устной передаче опыта. Следовательно, усвоение подрастающим поколением традиций земледелия, обрядов, обычаев и норм поведения осуществлялась посредством прямой устной традиции, в рамках трудовой деятельности и повседневного обихода.

Как уже отмечалось выше, с 5-6 лет дети начинали систематически участвовать в трудовой деятельности семьи: "Сынок – сосунок – не век сосунок; через год – стригун, через два – бегун, через три – игрун, а затем – и в хомут"1. К моменту совершеннолетия подросток осваивал все трудовые навыки, включая косьбу и сев, а девушка к 14 годам умела ткать, заготавливать себе приданое. Мир ребенка не был отделен от мира взрослого крестьянина, а это вызывало потребность подражать взрослым. О.П. Семенова-Тян-Шанская отмечала: "Какой-нибудь 10-летний малыш сплошь и рядом рассуждает как взрослый. Это объясняется несложностью крестьянского обихода главным образом, затем участием ребенка во всех почти работах и во всех событиях крестьянской жизни, где все налицо. Детское представление о мире, в сущности, не разнится от представлений взрослых. Такой мужичок говорит про семейные работы, аренду земли, знает, сколько и каким хлебом засеяно земли, как родится хлеб "2.

По мнению историка Б.Н. Миронова, подобный характер социализации в крестьянской общине ориентировал молодое поколение на традицию и приводил к тому, что в общине существовала бесконфликтная в культурном отношении преемственность поколений3. Противоречия возникали вследствие психологических или житейско-бытовых причин, но не порождались различием систем ценностей между поколениями.

Необходимо отметить высокий престиж старшего поколения как характерную особенность традиционного крестьянского мира. Приоритет и главенство старшего поколения над младшим был обусловлен тем, что важнейшие стороны общинной жизни строились на основе устной традиции. Эффективность сельскохозяйственной деятельности в условиях традиционного землепользования в значительной степени зависела от детального знания конкретных природно-климатических условий данной местности, от многочисленных мелких наблюдений, подсказывающих сроки и характер земледельческих работ, от степени владения приемами и навыками различных видов сельскохозяйственной деятельности. В основе этих познаний лежал опыт и знания стариков4. Принцип иерархии членов семьи, социальный и моральный вес внутри общины основывался на принципе многоопытности и умудренности старшего поколения: "Без пастуха овцы не стадо", "всякий дом по большую голову стоит", "про то знают большие, у кого бороды пошире"5.

Старики являлись также основным источником знания обычного права, являвшегося важным фактором обоснования различных прав и поступков в рамках внутриобщинных отношений. Во многих общинах в пореформенное время действовали неформальные органы власти в общине "советы стариков", являвшиеся наиболее авторитетной фракцией сельского схода, "суды стариков", разбиравшие споры и тяжбы крестьян (неформальный судебный орган), существовавший наряду с волостным судом)6.

Как отмечает исследователь М.М. Громыко, одним из важных аспектов престижности старшего поколения является место предков в крестьянском мировоззрении и влияние этого комплекса взглядов на нормы поведения младших в отношении старшего поколения7. Представление о том, что почтение к предкам является залогом благополучия семьи, несомненно, накладывало отпечаток на отношение к старым людям, на нормы поведения по отношению к ним. В традиционных нормах поведения приоритет старшего поколения выражался в уважительном тоне, в вежливом приветствии, в желании угодить. По народным воззрениям, молодые люди во всем должны были слушаться, повиноваться и избегать по возможности споров и возражений старшим8.

В народных пословицах старость оценивается позитивно благодаря наличию опыта и умудренности: "Молодой работает, старый ум дает", "мал, да глуп – большие бьют, стар да умен – два угодья в нем", молодость плечами крепче, старость головой"9. В противоположность этому, молодость в пословицах оценивается не вполне позитивно, как нечто обманчивое и не сформировавшееся: "Молоденький умок, что осенний ледок", "незрел виноград – невкусен, а молодой человек не искусен", "сусло – не брага, молодость – не человек", "молодец молодой конь, а с ним хлеба не добудешь" (в соху не годится).

Характерно, что крестьянскому сознанию традиционно присуще при сопоставлении поколений и эпох отдавать предпочтение предшественникам10. Современники отмечали, что частой темой бесед крестьян служили рассуждения "о прежних и теперешних временах, причем прежние времена почти всегда восхваляются, а нынешние хаются"11. Такая установка способствовала тому, что в крестьяне в своей жизни ориентировалась на старину как на образец: "Как отцы и деды, так и мы. Отцы и деды не знали этого, да жили не хуже нашего".

Итак, одной из характерных особенностей традиционного крестьянского общества являлась бесконфликтная в культурном отношении преемственность поколений, авторитет и престижность старшего поколения в обществе. Это отражалось в том, что община в жизнедеятельности и принятии решений ориентировалась на старину как на образец.

Сельская община XIX века выполняла также функцию социального контроля за исполнением норм поведения в разных областях жизни крестьянства. Важнейшие проявления жизнедеятельности крестьянина замыкались на общине, соответственно групповое общинное сознание пронизывало все сферы жизни крестьянского сообщества. Важное место в общественной жизни деревни занимала соседская взаимовыручка, поддержка общиной семей, оказавшихся в трудном положении. Мир направлял однообщинников на помощь по хозяйству, если все работники в семьи были больны, оказывал поддержку вдовам и сиротам12. Круглым сиротам мир назначал опекунов из числа добропорядочных людей и каждый год контролировал их расходы13. Особенно сильно была распространена помощь погорельцам: "Ссуда хлебом, деньгам, помощь личным трудом настолько облегчают печальную участь погорельцев, что через 2-3 года не заметно бывает и следов в погоревших селениях"14.

Община имела важнейшее значение для ведения крестьянского хозяйства, поскольку с помощью помочей и коллективных работ крестьяне выполняли такие трудоемкие дела, как починка дорог, строительство домов, оросительные и осушительные работы, непосильные для одного мелкого хозяйства. За счет коллективной помощи община гарантировала определенную хозяйственную стабильность крестьянскому двору.

Сельская община представляла собой коллектив людей, объединенных не только хозяйственными и деловыми отношениями, но и тесными эмоциональными связями. Отношения между крестьянами имели личностный характер и ориентировались на идущие исстари традиции. В частности, судебные решения в крестьянском обществе выносились не на основе формальных принципов права, а "глядя по человеку", то есть в каждом конкретном случае общество учитывало индивидуальные качества человека15. Также все сделки и договоры в традиционном крестьянском обществе скреплялись устной договоренностью – молитвой, литками и ударением по рукам16.

Единство одноообщинников проявлялось в коллективных работах, в совместном совершении календарных обрядов, в общедеревенских праздниках. Важнейшими среди праздников были престольные праздники. Крестьяне из ближайших городов возвращались с промыслов, брали получку, продавали что-нибудь из сельскохозяйственных излишков. На праздник пекли пироги, покупали мясо, водку, сладости, варили пиво. При этом, гостеприимство как бы выражало степень уважения и было призвано закрепить дружбу и родственные отношения между крестьянами. Корреспондент Тенишевского бюро из Юрьевского уезда Владимирской губернии Н.П. Дружинин пишет: "Приехать в гости – значит, оказать честь хозяевам, не приехать – означает нежелание поддерживать дружбу. Поэтому свойственники, не состоящие в ссоре, считают обязанностью посещать друг друга в праздники"17. В традициях гостеприимства было принято обязательно обмениваться визитами, посещать друг друга, не оставаясь в долгу.

Помимо таких функций, как удовлетворение потребности в общении, отдыхе, поддержание родственных отношений, знакомство и смотр невест, праздники выполняли роль демонстрации крестьянского достатка, благополучия и престижа крестьянина, показывали различие в имущественном положении крестьян, становились формой соперничества18. Крестьяне, не принимавшие участия в праздниках, удостаивались презрения и морального осуждения: "Если кто не принимает участия в празднествах, то народ считает "скупым" и "скрягой" и говорит: "У Гришиных нет гостей, деньги копит старый черт, боится извести их, т.е. деньги"19.

Участие в празднике как бы подтверждало принадлежность к крестьянской общности, и поддерживало родственные, соседские и дружеские взаимоотношения, принципы моральной общности и взаимопомощи: "Обязательно должен варить пиво, кто гулял на чужих праздниках . Вообще, нужно , что каждый считает своею нравственной обязанностью сварить пива, иначе станут соседи и другие знакомые косо глядеть на него и, при случае, пожалуй, кто-нибудь выставку даст. "А ты, – скажет, – угощал меня, варил пиво, вон Бог, а вон порог, ступай пока цел"20.

В сношениях с "чужаками" отдельный крестьянин чувствовал себя защищенным именно в коллективе. Николай Колосов из Солигаличского уезда Костромской губернии писал: "Поведение мужика на сходе резко отличается от поведения его в обычной жизни. На сходе крестьянин чувствует свою силу, он смотрит самонадеянно и смело, хотя бы тут и находилось начальство. Мир – великая сила – говорят, против мира не пойдешь. Каждый замухрышка делается смелым по отношению к человеку постороннему, хотя перед своим товарищем на сходе может и лебезить. Он чувствует, что за ним мир стоит. Оскорбить его – значит оскорбить мир. В обыкновенное время он раболепствует – на сходе отнесется запанибрата, пожалуй, и покровительственно"21.

Таким образом, крестьянин не только не стремился противопоставить себя общине, но признавал за коллективом высший авторитет: "никакой мирянин от мира не прочь. От миру прочь – не мирянин", "кто больше мира будет? С миром не поспоришь"22. Поскольку человек без "мира" ощущал себя незащищенным, да и не отделял свое "я" от мира, "Хоть на заде, да в том же стаде. Отстал – сиротою стал", – он старался быть как все, проявлять добровольный конформизм: "Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй", "вперед не забегай, от своих не отставай". Отдельное "я" добровольно растворялось в общественном "мы", что проявлялось в материальной культуре, обычаях и нормах поведения, единообразных в пределах одной общины23.

Общинная замкнутость приводила к тому, что крестьянин-общинник делил мир на своих и чужих, часто относя к последним даже членов других сельских сообществ. Разные общины воспринимали себя выше других (или просто другими) на основе определенных показателей. Я.И. Кузнецов писал: "Крестьянин Павинской волости считает себя выше Хорошевской волости крестьянина тем, что он не пьяница, не драчун , от крестьян Заводской волости отличается тем, что он – не форсун, не мот и денежки больно не транжирит на одежду . От крестьянина Пыщугской волости отличается тем, что там девиц слишком вольно матки держат "24.

Итак, община давала человеку возможность быть членом своей социальной группы, требуя конформизма и достаточно глубоко подавляя личность. Отдельный крестьянин минимально мог воздействовать на общину, зато возможности общины воздействовать на отдельного крестьянина были очень велики. Община могла применять формальные санкции, вмешиваться во внутрисемейные и личные дела крестьян, если они противоречили обычаям и традициям. Так, если крестьянка самовольно покидала своего мужа, ее возвращали, даже если приходилось применять силу25, если сын не повиновался родителям, он подвергался наказанию26, если глава семейства пьянствовал и расточал семейное имущество, его наказывали или отстраняли от большины27.

Существенно важным является то, что община считала возможным вмешиваться в личные и семейные дела не только по просьбе самих крестьян, но и по инициативе всего общества. Например, в 1872 году крестьяне целой деревни Мордвиновской волости Юрьевецкого уезда жаловались на крестьянина Е. о том, что он жестоко обращается с женой и "чинит в доме дебоширство". Суд приговорил крестьянина наказать розгами двадцатью ударами, внушив ему дебоширств не делать28. Особенно распространены вмешательства общества в случаях "нетрезвого и дурного поведения" крестьян и "нерачительного ведения хозяйства"29, причем такие проступки, обычно, влекли за собой редкое и самое строгое наказание – розги30.

Община контролировала должное поведение крестьян, тем самым восполняя функции старших членов семьи, если мир считал, что они выполняются недостаточно строго. Так, сельский староста и крестьяне села Р. Дюпинской волости Кинешемского уезда жаловались в волостной суд на то, что дочь крестьянина К. ведет распутную жизнь и бранится неприличными словами, что не воспрещает ей делать ее отец. Волостной суд постановил: наказать отца обвиняемой, крестьянина К. двадцатью ударами розог31.

Но наиболее широкими и действенными в крестьянском обществе являлись неформальные социальные санкции для социального контроля, выражавшиеся в пренебрежительном отношении, обидных прозвищах, дурной славе32. Так, если крестьянин плохо обращался со своей женой или прогонял ее из дому, мир не принуждал его к совместному проживанию, однако он подвергался резкому осуждению со стороны общества. А.В. Страшинин из Зубцовского уезда Тверской губернии сообщал: "Муж, прогнавший свою жену, не пользуется симпатией в деревне, и уважения такого, какое ему оказывали бы, если бы он жил с женой, нет, и на сходках, например, его голос не имеет большого значения. Скорее и больше имеет влияние человек, хотя и бедный, но живущий с женой"33.

Одним из важнейших рычагов социального контроля являлся обычай, требовавший неукоснительного соблюдения определенных правил и норм поведения. "Безобычному человеку с людьми не жить", "и мы не хуже людей, что люди, то и мы", "после этого в люди не кажись, и ребята засмеют", "против обыка не спорь, что годится, то и твори!"34. Общественное мнение, его регулирующая роль особенно проявлялась в связи с вопросом репутации человека. То или иное поведение становилось предметом осуждения, или вызывало одобрение в своей социальной среде: "грех не беда, молва не хороша, что-то скажут на улице!". Причем общественное мнение имело большое значение для характеристики крестьянина, фактически уравнивая собственно человека и мнение о нем: "что люди говорят, то и правда", "как про тебя сказывали, таков ты и есть", "про горького Егорку поют и песню горьку"35.

Индивидуальная или семейная репутация имела большое значение, поскольку нарушение обычая, неподобающее поведение непосредственно влекли за собой изменение отношения к человеку в обществе: "худая слава пройдет, никто замуж не возьмет". При этом от репутации отдельного индивида зависела не только его личная судьба, но и других людей: "от своей славы сам не уйдешь, и людей не спасешь"36. В частности, при выборе жениха или невесты, свахи обращали внимание на репутацию их родителей: "Если женихов батька – пьяница или матка сварлива, тоже в такой дом хорошая невеста не пойдет, скажут: "От сосны яблочек не родится" или "Яблочко от яблоньки не далеко падает", а иногда говорят: "Сын в отца, отец во пса – вся родня в собаку"37. И наоборот, молодой человек из уважаемой семьи среднего достатка мог посылать сватов к любому богачу38.

Тот же принцип работал в отношении всего общества, деревни. Особенности быта и поведения крестьян соседних селений, характерные пороки (излишнее щегольство или, наоборот, неказистый быт; "распущенность" женщин, мошенничество, хулиганство молодежи, и т.д.), высмеивались крестьянами, давались обидные клички39. Соответственно, добрая или худая слава, закрепившаяся за определенной местностью, влияла на выбор невест в этой округе, на отношение к крестьянам этой местности. Вот как реагировали крестьяне села Пречистого, когда у проезжего кто-то украл бочонок с маслом: "Это конфуз всему селу – говорили они - . Надо непременно разыскать виновного и при всем сходе обстыдить его, а то все наше село прослывет за воровское"40.

Итак, поскольку порочащее поведение одного из членов общества бросало тень на все общество, община стремилась следить за надлежащим поведением свих членов, формальными и неформальными санкциями пресекая пьянство41, распутство42, воровство43, ненадлежащее воспитание детей44, хулиганские выходки молодежи45. В случаях особо злостных проступков: пьянство, бродяжничество, буйство, кражи, укрывательство краденого, угрозы поджога, устройство в доме притона – таких крестьян сначала наказывали, затем удаляли из среды общества46.

Факторами, подрывавшими статус крестьянина в обществе, служили: телесное наказание47, судимость48, разлад в семье49, пьянство и разорение50. Наиболее позорящими и подрывающими репутацию человека считались такие обиды, как обзывание вором51, срывание платка или шапки52, проведение женщины в обнаженном виде по деревне53, оскорбления в адрес девушки, задевающие ее честь54 и т.д. Отстаивая свою честь, обиженные крестьяне обращались в суд, и если оскорбление не подтверждалось, суд присуждал суровое наказание55.

Другие факторы положительно влияли на статус человека в общине. Статус крестьянина в значительной степени зависел от возраста56, величины и добропорядочности его семьи57. Большое значение для формирования репутации имели трудовые качества человека. Корреспондент Этнографического бюро А. Мирец-Имшинецкий из Вышневолоцкого уезда Тверской губернии сообщал о местных крестьянах: "С уважением относятся к физической силе и трудолюбию, к чему приучают своих детей с самого раннего детства. Ленивых преследуют всевозможными насмешками и пренебрежением"58.

Разнообразные трудовые навыки проявлялись и оценивались на общих сельскохозяйственных работах, на помочах, общих сенокосах, посиделках. Так, одной из главных задач крестьянских девушек на посиделках была демонстрация молодым людям своего мастерства, трудолюбия, а значит готовности к браку: "Спрядешь, придешь к матери, покажешь, сколько напряла. Если много напряла, хорошую меру льна, значит мать скажет: "Хорошо", а если мало, то скажет: "Ах ты ленивая! Что ты делала? Это ж парни там были, видели, что ты мало напряла. Никто замуж не возьмет". Ну как другой раз пойдешь, то уже так стараешься, чтоб много напрясть"59. Девушек и подростков, не овладевших в определенный срок необходимыми трудовыми навыками, дразнили обидными прозвищами: безлапотники, непряхи, неткахи60.

Важными достоинствами характера в крестьянском обществе также считалась общительность и простота в отношениях с односельчанами, честность и миролюбивость: "Не любят крестьяне также людей часто судящихся, ссорящихся, пьяниц и особенно тех из них, которые любят выпивать на чужие денежки, а на свои очень редко, гордых и необщительных. Напротив, люди трезвые, честные, работящие, общительные, со всеми ровные пользуются симпатией крестьян"61.

Крестьянин П.В. Бугров в своих памятных книжках отмечал тех, кто умер в округе, и вспоминал о том, что это был за человек (Приложение 4). Автор оценивает своих односельчан в основном по трем характеристикам – по простоте в общении и бескорыстию; по хозяйственным способностям; по добропорядочности и честности человека. Нейтральных характеристик дается мало, но встречаются двойственные оценки62.

Богатых крестьян однообщинники уважали за ту хозяйственность, расчетливость и трудолюбие, которые позволили человеку разбогатеть. "Мужик зажиточный – значит он дароватый и дельный. Такому мужику каждый оказывает уважение. Другое дело, крестьянин богат благодаря отцовскому имуществу, и глуповат. Такого все как-то сторонятся и по за глазам смеются"63.

На отношение к богатому человеку сильно влияли его личные качества – честность, простота и доступность в общении: "Среди своих односельчан подобные люди (богатые – А.Н.) пользуются неодинаковым уважением. Если это богатство приобретено им самим, честным трудом, на глазах у всех, если этот богач не сторонится людей, то его уважают, приводят в пример, ему подражают. Если же кто разбогател каким-либо нечестным образом, если к тому же он человек не общительный, то его не уважают, относятся к нему с насмешкой и иронией, а кто посмелее, тот и прямо его в глаза попрекает"64.

Вместе с тем, репутация зажиточного крестьянина зависела не только от самого наличия материальных средств, но и от их обнаружения, выражавшегося в помощи односельчанам, в умении широко справить праздник, подать милостыню и т.д. (то есть не от накопления, а от траты денег): "Уважение приобретается гостеприимством, ссудой денег в долг, а презрение – скупостью, распутством, пьянством"65. Отдельно взятое богатство не являлось самоцелью в традиционных крестьянских представлениях. Тот факт, что само накопление богатства не имело решающего значения без общественного престижа, весьма показательно демонстрирует отношение крестьян к праздникам.

Необходимо обратить внимание на то, что широта справления праздника не всегда соответствовала материальным возможностям крестьян. Престольный праздник справлялся от трех дней до недели, и в нем могло участвовать до двадцати гостей, при этом даже бедный крестьянин старался, чтобы его угощение не отличалось от праздничного стола в зажиточном доме66: "В праздники средств не жалеют, а бедняки тянутся за ними, чтобы не ударить себя в грязь лицом перед другими"67.

Затрачивая значительные средства на поддержание общественного престижа и уважения, часто не соразмерные с существующим в хозяйстве достатком, даже не богатый крестьянин ставил на первое место не реальное накопление собственности, а демонстрацию своего благополучия и достатка. Степень гостеприимства и ответные приглашения, прием почетных гостей, количество знаков внимания, оказанных крестьянину как гостю, широта справления праздника – все это служило знаком, отражающим общественную состоятельность крестьянина, а также важным способом ее корректировки.

В повседневной жизни общественное мнение играло роль в самых разных областях жизни. От репутации крестьянина зависело решение ряда вопросов на сходке общины68. Крестьянам, известным "солидной жизнью и степенной репутацией" поручали опеку над сиротами69, участие в церковных обрядах70 и уважаемые должности в общественном самоуправлении71; свидетельские показания таких крестьян имели большую доказательную силу72.

Важнейшую роль репутация крестьянина играла в судебных разбирательствах. В частности, при рассмотрении семейного конфликта, существенную роль для принятия того или иного решения играла репутация обеих сторон в сельском обществе. Так, например, в 1868 году в Кулижский волостной суд Любимского уезда обратился крестьянин Влас Федоров, который заявил, что сын его Осип Власов, разделившись с ним, постоянно "делает отцу своему грубость". Сын Власа Федорова, Осип Заобнорский представил приговор сельского схода, что "Влас Федоров характера неспокойного и к тому же более способствует дочь его Аграфена Власова". По приговору, составленному сельским сходом, следовало обязать крестьянина Власа Федорова выдать половину имущества крестьянину Осипу Заобнорскому, и составить опись имущества при участии нескольких домохозяев, что и постановил волостной суд73.

При обвинении в воровстве, нанесении побоев и других проступках также учитывалась репутация человека74. Если крестьянин совершил кражу впервые и под влиянием другого человека, приговор суда был более снисходительным75. Корреспондент Этнографического бюро из Солигаличского уезда Костромской губернии Николай Колосов сообщал: "Случайных воров, особенно тех, которых заставляет нужда воровать, крестьяне жалеют, если только такой человек имел хорошую репутацию. "Ведь вот, – говорят во втором случае, – и хороший человек был, а нужда что заставила делать, "76. "Кража и мошенничество, учиненные не первый раз, увеличивают наказание" – писал С.Я. Дерунов77.

Подводя итог, необходимо отметить, что община являлась важнейшей социальной организацией для большинства русского крестьянства. Одной из характерных особенностей традиционного крестьянского общества являлась бесконфликтная в культурном отношении преемственность поколений, авторитет и престиж старшего поколения в обществе. Социализация, основанная на устной традиции, и сильный социальный контроль со стороны крестьянского сообщества способствовали формированию мощного общинного сознания, когда крестьянское "я" растворялось в коллективном "мы", вырабатывая органический и добровольный конформизм, незаметно регламентируя поведение отдельного человека, заставляя его следовать сложившимся в общине стереотипам и образцам поведения.

Социальный статус человека в общине в значительной степени зависел от возраста, величины и добропорядочности его семьи. Личным уважением и любовью пользовались люди добропорядочные, миролюбивые, оказывавшие однообщинникам бескорыстную помощь и делавшие добро; трудолюбивые, обладавшие мастерством и умением, хозяйственные и степенные. Богатые, зажиточные крестьяне пользовались уважением и авторитетом, если они достигли богатства личным трудом за счет хозяйственности и трудолюбия.

1 Детские годы в русских народных сказаниях // Владимирские губернские ведомости (далее – ВГВ). Часть неоф.- 1900. - № 49. - С. 3.

2 Семенова-Тян-Шанская, О.П. Жизнь "Ивана"// А се грехи злые, смертные… Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX – начала XX веков: в 3-х томах. - М., 2004. - С. 657.

3 См.: Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): в 2 т. / Б.Н. Миронов. - СПб., 2000. Т.1. - С. 458.

4 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т.2. Ч. 1. Ярославская губернии. - С. 317.

5 Даль, В.И. Пословицы русского народа. -/ В.И. Даль. - М., 1999. - С. 154.

6 См.: Зырянов, П.Н. Крестьянская община Европейской России в 1907 – 1914 гг./ П.Н. Зырянов. - М., 1992. - С. 30.

7 См.: Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М.М. Громыко. - М., 1986. - С. 10.

8 См.: Дерунов С.Я. Село Козьмодемьянское Щетинской волости, Пошехонского уезда // Ярославские губернские ведомости. (далее – ЯГВ). - 1890. Часть неоф. - № 53. - С. 3.

9 Даль В.И. Пословицы русского народа. - С. 223.

10 См.: ГАКО. Р. 864. Оп. 1. Д. 216. Л. 180.

11 См.: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т.2. Ч. 1. Ярославская губернии. - С. 277.

12 См.: Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М.М. Громыко. - М., 1986. - С. 31.

13 См.: ГАЯО. Ф. 1274. Оп. 1. Д. 177. Л. 1-2, Л. 5 об., Л. 11 об., Л. 49 об., Л. 69, Л. 73 об.; ГАКО. Ф. 293. Оп. 2. Д. 66. Л. 2, Д. 67. Л.2 об, Д. 68. Л.1., Д. 69. Л.3, Д. 70. Л. 2, Д. 71. л. 2об., Д. 72. Л.3, Д. 80. Л. 2, Д. 83. Л. 3.

14 ГАКО. Ф. 130. Оп. 7. Д. 122. Л. 20 об.

15 Труды Комиссии. Т. 2. С. 31, С. 59, С. 64.

16 См.: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 37; Т. 2. Ч. 2. Ярославская губерния. С. 287.

17 Быт великорусских крестьян-землепашцев. - С. 79.

18 См.: Шустрова, И.Ю. Этнография русских Верхнего Поволжья: праздничные традиции XIX – начала XX века. - Ярославль, ЯрГУ, 1994. - С. 19.

19 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 272.

20 Там же. - С. 91.

21 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева.Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - СПб., 2004. - С. 312.

22 Даль В.И. Пословицы русского народа. С. 253.

23 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 470.

24 Там же. - С. 133.

25 См.: ГАКО. Ф. 142. Оп. 1. Д. 9927. Л. 8 об.

26 См.: ГАЯО. Ф. 812. Оп. 1 Д. 12. Л. 5 об.

27 См.: ГАКО Ф. 331. Оп. 1. Д. 1. Л. 73; ГАЯО. Ф. 1274. Оп. 1. Д.153. Л. 121.

28 См.: Труды комиссии по преобразованию волостных судов… Т. 3. Ярославская, Костромская и Нижегородская губернии. С. 354.

29 См.: там же. Т. 3. С. 7, 341,

30 См.: Труды комиссии. Т. 3. С. 286, 289, 290, 291; Т. 2. С. 2, 45.

31 См.: там же. С. 379.

32 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 1.Ярославская губерния. С. 277.

33 Там же. Т. 1. Костромская и Тверская губернии - С. 472.

34 Даль, В.И. Пословицы русского народа.- С. 426-428.

35 Там же. - С. 430-431.

36 Там же. - С. 431.

37 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 183.

38 См.: Зырянов, П.Н. Крестьянская община Европейской России в 1907 – 1914 гг. - М., 1992. - С. 235.

39 См.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 363. Л. 34; см. также: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 133, 268, 470.

40 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 2. Ярославская губерния. – С. 268.

41 ГАКО. Ф. 331. Оп. 1. Д. 1. Л. 24 об.

42 Там же. Л. 12.

43 ГАЯО. Ф. 812. Оп. 1. Д. 12. Л. 57 об.

44 Там же. Д. 1932. Л. 4 об.

45 См.: ГАЯО. Ф. 364. Оп. 8-а. Д. 203. Л. 4.

46 См.: ГАЯО. Ф. 812. Оп. 1 Д. 44. Л. 2; Ф. 120. Оп. 1. Д. 1017. Л. 2 об. – 46; Д. 1232. Л. 3 об., Л. 7-15, Л. 101 об; Ф. 812. Оп. 1 Д. 44. Л. 2.

47 См.: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 2. Ярославская губерния. - С. 77.

48 См.: См.: Архив П.В. Бугрова. ЯМЗ – 18152/7. Б.п.

49 ГАЯО. Ф. 812. Оп. 1. Д. 12. Л. 53 об.

50 См.: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 2. Ярославская губерния. - С. 77.

51 См.: ГАЯО. Ф.1274. Оп. 1. Д. 145. Л. 61-64; Труды Комиссии по преобразованию волостных судов…Т. 3. С. 8, 10-11, 341, 346, 348.

52 См.: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 2. Ярославская губерния. С. 358.

53 См.: ГАКО. Ф. 130 Оп. 4 доп. Д. 40. Л. 2.

54 ГАЯО. Ф. 812. Оп 1. Д. 12. Л. 10; см. также: Труды Комиссии по преобразованию волостных судов.Т.3.С. 415.

55 См.: там же.

56 Примером может служить следующее разбирательство в Ставотинском волостном суде Ярославского уезда: Крестьянин А. жаловался на то, что его сын В. "обижает отца разными словами и берет за ворот. По вызове на суд, сын В. хотя во всех поступках не признается, но, принимая во внимание, что отец престарелых лет и лгать не может, постановили: крестьянина В. наказать розгами 20 ударами". Труды Комиссии по преобразованию волостных судов…Т. 3. С. 3. См. также: ГАЯО. Ф. 812. Оп 1. Д. 12. Л. 53 об.

57 ГАКО. Ф. 327. Оп. 1. Д. 511. Л. 8 об.

58 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 409.

59 Кабакова, Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. - С. 148.

60 См.: Громыко, М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. - С. 108.

61 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии - С. 429

62 См.: Архив П.В. Бугрова. ЯМЗ – 18152/7. Б.п.

63 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 129.

64 Там же. - С. 427.

65 Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии). - СПб., 1993. - С. 93.

66 См.: Балов, А.В. Очерки Пошехонья // Этнографическое обозрение. - С. 216-217.

67 Зимин, М.М. Ковернинский край (Наблюдения и записи). - КНОИМК, - Вып. 17. - Кострома, 1920. - С. 23.

68 См.: Громыко, М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. - С. 105.

69 См.: ГАЯО. Ф. 1274. Оп. 1. Д. 177. Л. 69-72.

70 См.: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 2. Ярославская губерния. С. 77.

71 См.: там же. - С. 77.

72 См.: Труды Комиссии. Т. 3. С. 209.

73 ГАЯО. Ф. 812 Оп 1. Д. 12. Л. 16 об.

74 Наиболее показательно следующее разбирательство:"Вдова С., Воздвиженской волости Кинешемского уезда жаловалась на крестьянина П. за побои. Суд постановил: так как П. хотя и не признает себя виновным, но как он имеет характер дерзкий и мог это сделать и за свои дерзкие поступки неоднократно судим, то за обиду, нанесенную С., взыскать в ее пользу 1 рубль с ответчика". См.: Труды Комиссии по преобразованию волостных судов…Т. 3. С. 415.

75 См.: Труды Комиссии. Т. 3. С. 20.

76 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - С. 363.

77 Дерунов, С.Я. Село Козьмодемьянское, Щетинской волости…// ЯГВ. - 1890. Часть неоф. - № 8. - С. 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!