СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложены результаты исследования личности несовершеннолетнего преступника, основанные на анализе социально-демографической и нравственно-психологической характеристик личности.

Просмотр содержимого документа
«Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА



В статье изложены результаты исследования личности несовершеннолетнего преступника, основанные на анализе социально-демографической и нравственно-психологической характеристик личности.

Проблема личности преступника является одной из самых традиционных и в то же время одной из самых сложных в криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Как верно замечает В.А. Шаповалов: «Успешное предупреждение любого преступления, …, возможно, если будут найдены причины и условия их совершения, а это сложно сделать, не исследовав личность преступника, внутренние побуждения которой являются основным звеном механизма преступного поведения» [Шаповалов, 2007].

Понятие личности преступника неразрывно связано с понятием личности в целом. Личность – это относительно устойчивая, динамичная, социально-обусловленная совокупность духовных, общественно-политических и морально-волевых качеств человека, сознание и поступки которого характеризуются определенной степенью социальной зрелости и стремлением проявить свою индивидуальность, индивидуальные особенности. В свою очередь, личность преступника – это совокупность негативных личностно-структурных психических качеств, характерных для преступников определенной криминальной направленности. Изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет важное криминологическое и уголовно-правовое значение, так как в центре внимания оказывается подросток, сознание и психика которого, в отличие от взрослого индивида, находятся в стадии формирования, вследствие чего они более восприимчивы как к позитивным, так и к негативным влияниям. В силу возрастных особенностей личность несовершеннолетнего характеризуется специфическим набором психологических свойств и качеств, которые, подвергаясь воздействию неблагоприятных условий жизни и воспитания, нередко деформируются, повышая тем самым вероятность преступного поведения. Вопросам изучения личности несовершеннолетнего преступника в научной литературе уделено достаточно внимания. Все они указывают на то, что криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает, во-первых, группировку признаков таким образом, чтобы выделить те, которые образуют социальный статус человека, его основные физиологические и психологические особенности, систему его ценностных ориентаций и мотиваций. Во-вторых, в рамках этих группировок рассматриваются те признаки (свойства) личности несовершеннолетних, которые, как правило, криминологически значимы, т.е. связаны с преступным поведением и отличают таких подростков от их правопослушных сверстников.

С учетом сказанного необходимо выделить при анализе личности несовершеннолетнего преступника его половозрастную и образовательнокультурную характеристики, особенности ценностных ориентаций.


В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы правоохранительные органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.


Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника – возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.


Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т. д. Кроме хронологического возраста, различают возраст психологический, педагогический и физический, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, так называемого «среднестатистического возраста» реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.


Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы:


14–15 лет – подростково-малолетняя группа;


16–17 лет – несовершеннолетние.


Криминологические, социологические и психологические особенности поведения контингента в возрастном интервале 14–17 лет свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние как условия их жизни и воспитания в предшествующие годы, так и «молодые взрослые». Отсюда следует вывод, что преступность несовершеннолетних нужно рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.


Анализируя личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их общности. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрастов, по существу стирается, когда речь заходит о двух возрастных группах: 16–17 лет и 18–20 лет. В данном случае вполне допустимо говорить о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.


Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.


В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у их сверстников, не совершавших преступления. Так, среди несовершеннолетних преступников часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые – во вспомогательных школах.


С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более двух третей несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого восьмого – десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.


Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. Для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью (как населения в целом, так и несовершеннолетних) и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, «незаконном» осуждении.


Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном его составляют ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.


Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.


Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения. Ее основные признаки:


- преобладание «детских» мотивов – совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;


- ситуативность мотивов;


- деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж.



Библиографический список:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.

вузов. - 4-е изд., стереотип. / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр

«Академия», 1999. – 672 с. – ISBN 5-7695-0303-3

2. Абызов Р.М. Типологические проблемы личностных деформаций

несовершеннолетних преступников и их предупреждение: автореф. дис. …

докт. юрид. наук. / Абызов Р.М.– М., 1998. – 42 с.

3. Бжиев Р.Б. Корыстно-насильственные преступления, совершаемые

несовершеннолетними: криминологическая характеристика и их

предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Бжиев Р.Б. –

Краснодар, 2007. – 25 с.

4. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности

несовершеннолетних. / А.И. Долгова. – М., 1981. – 160 с.

5. Иванова Л.М. Криминологическая характеристика корыстнонасильственных преступлений, совершаемых в отношении

несовершеннолетних и их предупреждение: автореф. дис. … канд. юрид.

наук. / Л.М. Иванова. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2007. – 25 с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный

жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н Колюцкий. – М.:

М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с. – ISBN 5-89144-162-4

7. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.

– 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : ГУПИ МП РСФСР,

1964. – 427 с.

8. Редькина Е.А. Региональная криминологическая характеристика

преступлений, совершаемых условно осужденными несовершеннолетними,

и их предупреждение: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Е.А. Редькина. –

Иркутск, 2008. – 24 с.

9. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью

несовершеннолетних. / В.Я. Рыбальская. – Иркутск: Изд-во. Иркутского гос.

ун-та, 1994. – 263 с.

10. Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Преступность

несовершеннолетних и ее предупреждение. / С.М. Самоделкин, С.Л.

Сибиряков. – Волгоград: Волга, 2001. – 224 с.

11. Шаповалов В.А. Криминологическая характеристика личности

дезертира. // Криминологический журнал Байкальского государственного

университета экономики и права. – 2007. – № 1-2 (1)′. – С. 54-59.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!