СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание как активизация познавательной деятельности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация:

Статья затрагивает тему критериального оценивания обучения. В материале ресурса говорится об оценочной деятельности учителя, рассматриваются модели критериального оценивания на уроках математики, характеризуются критерии современного оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание как активизация познавательной деятельности на уроках математики»

«КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Савенкова Ф.Р.,

Сертифицированный учитель математики

Первой квалификационной категории

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

отдела образования акимата города Аркалыка»

Ключевые слова: оценка, урок, критерии, дескрипторы, формативное оценивание, суммативное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.

Кілтті сөздер: бағалау, сабақ, критерийлері, дескриптор, қалыптастырушы бағалау, кумулятивтік бағалау, өзін – өзі бағалау, өзара бағалау.

Keywords:

Аннотация:

Статья затрагивает тему критериального оценивания обучения. В материале ресурса говорится об оценочной деятельности учителя, рассматриваются модели критериального оценивания на уроках математики, характеризуются критерии современного оценивания.

Андатпа:



Annotation: This work is about criterion of assessment for learning. In this work. I want to say how to use criteria of assessment at the lessons, at coaching and using different forms of assessment papers for control work in the classrooms.

В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». М. Барбер.

Работая в современных условиях введения и функционирования новых государственных стандартов образования, учитель сталкивается в своей деятельности с противоречиями между возросшими требованиями к качественному образованию, между потребностью общества в активной, самоопределяющейся личности и низкой мотивацией к обучению, между желанием ученика достичь профессиональных успехов в жизни и отсутствием практического опыта самостоятельной добычи новых знаний. Наблюдается кризис пятибалльной системы оценивания. Оценка не дает представления о динамике мыслительных процессов, а лишь фиксирует усвоение, она направлена просто на констатацию факта и субъективна. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем. невозможно без переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся [1]. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Именно критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно.

Я использую критериальное оценивание для того, чтобы: стимулировать ответственность учащихся за свои результаты; помогать учиться на своих ошибках; помогать понять, что не получается и в какой степени; помогать осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха. В условиях критериального оценивания, руководствуюсь следующими принципами оценивания: 

  • Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки. 

  • Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса. 

  • Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания. 

  • Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений.

Современное критериальное оценивание является двусоставным: сочетает в себе суммативное и формативное оценивание.

Формативное оценивание как часть процесса обучения позволяет достигать и улучшать результаты учащихся в процессе обучения – результаты суммативного оценивания. Очень часто бывает так, что учитель не знает какую отметку поставить ученику, потому что невозможно на уроке охватить всех учащихся, некоторые просто отсиживаются, не вовлекаясь в процесс обучения. Разностороннее формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет учителю видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении суммативной оценки.

В своей педагогической деятельности формирования действий контроля и оценки у учащихся я использую следующие приёмы формативного оценивания:

- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.

- «Две звезды, 1 желание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.

- «Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».

- «Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например,

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

Часто на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Такая форма оценивания   помогает ученикам увидеть и оценить результаты своей работы Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке.

- «Взаимооценивание в парах». Этот вид работы можно проводить в парах, где учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

- «Взаимооценивание в группе» проводила с помощью «Оценочного листа», хочу отметить, что при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной. Таким образом оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.

- «Самооценивание» проводила в различных видах:

а) самооценивание при помощи целей, которые они сформулировали в начале урока;

б) самооценивание как обзор группы;

в) самооценивание при помощи образцов ответов;

г) самооценивание при помощи формативного теста.


Взаимооценивание и самооценивание на уроке математики

Анализируя свой опыт использования формативного и суммативного оценивания на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий позволяет учащимся:

  1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

  3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с критериальным оцениванием, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению математики, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими.  Ты успешен по одному критерию, а я – по-другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Не мало важную роль играет также и эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. Чаще всего урок я начинаю со слов: “Вы все умеете, у вас все получится”. Стараюсь словесно выразить веру в силы ребенка: "Я верю в тебя». Такие слова способны совершить переворот в душе ученика. Учу детей говорить: “Все зависит от меня”, «Я справлюсь, я уверен в себе», "И я не хуже других!".

Для оценивания уровня усвоения теоретического или практического материала, например, знание определений, формулировок теорем, решения задач, практической работы, и т.д., составляются рубрикаторы с описанием уровня достижений и количеством баллов за выполненную работу и шкалой перевода их в отметку.

Таблица 1. Рубрикатор для проверки теста по теме «Квадратные уравнения» Критерий А.

Проверяемые знания

Баллы

Знание и понимание формулы полного квадратного уравнения

1

Знание и понимание определения квадратного уравнения

1

Знание и понимание определения приведенного квадратного уравнения

1

Знание и понимание определения и формулы неполного квадратного уравнения

1

Знание зависимости между дискриминантом квадратного уравнения и количеством его корней

1

Знание теоремы, обратной теореме Виета

1

Перевод баллов в оценки:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Набранное количество баллов

6

5

4

менее 4


Применения критериев к оценке контрольной работы позволяет мне оценивать непосредственно выполненную работу, а не личность ученика. Зная заранее критерии, ученик будет стараться выполнить работу более аккуратно, выбирая рациональные методы решения и, соответственно, тщательнее готовиться к письменному опросу.

В ходе самих уроков школьники учатся разрабатывать критерии оценивания, оценивать по критериям, оценивать, используя различные стратегии, комментировать свое оценивание в устной и письменной форме. Учащиеся понимают, необходимость критериального оценивания. Необходимо отметить, что с каждым годом обучающиеся составляют задания с критериями более качественно, проанализировано. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять более обдуманно с 8 – го класса.

В рамках обновленного содержания среднего образования в 5 классе также основную роль играет критериальное оценивание. Учащиеся понимают критерии и дескрипторы при выполнении суммативных работ за раздел или сквозную тему, также четко понимают, что разработанные дескрипторы помогают ориентироваться в заданиях. Такое применение технологии критериального оценивания позволяет использовать различные виды заданий и формы их предъявления, разные виды помощи учащимся, что позволяет достичь всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности в соответствии с требованиями современного общества. Сами по себе отпадают вопросы об оценках: «почему у Алии пять, а у меня четыре».

Формативное оценивание, которое помогает учащимся развиваться, должно идти параллельно с суммативным оцениванием, которое используется для контроля обученности учащихся. Они дополняют друг друга и в комплексе дают полную оценку развитию учащегося. 

В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является действенным средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку сама технология направлена на движение учащегося вперёд, на самореализацию ученика.

Используемая литература:

  1. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36

  2. Послание Президента Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь-2050. 

  3. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.–80с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!