N | Критерий | Качественная оценка | Выводы |
1. | Вероятность социально – средового генеза имеющихся отклонений в развитии. | условия жизни и воспитания ребёнка благоприятные, уровень бытовых навыков высокий, социально – бытовая ориентировка сформирована; | риск психосоциальной дезадаптации средового происхожденияотсутствует |
условия жизни и воспитания ребёнка благоприятные, уровень бытовых навыков высокий, социально – бытовая ориентировка сформирована частично; | риск психосоциальной дезадаптации средового происхождения незначительный |
условия жизни и воспитания ребёнка благоприятные / не благоприятные, уровень бытовых навыков высокий / средний, социально – бытовая ориентировка сформирована / сформирована частично; | риск психосоциальной дезадаптации средового происхождения соответствует среднему уровню |
условия жизни и воспитания ребёнка неблагоприятные, уровень бытовых навыков низкий, социально – бытовая ориентировка не сформирована. | выраженный риск психосоциальной дезадаптации средового происхождения. |
2 | Социально – психологическая адаптированность | активное и быстрое приспособление к новым условиям жизни. Учащийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно. Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает благоприятное статусное положение. Высокий уровень социального благополучия. Активное, устойчивое положительное отношение к соответствующим нравственным нормам. Высокий уровень общительности. Весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры). Отношение к ребятам дружелюбное. Отношение к учителям вежливое, уважительное, почтительное. | соответствует нормальному уровню сформированности. |
активное приспособление к новым условиям жизни. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. Социальное благополучие ребёнка определяется в пределах средней нормы. Отношение к нравственным нормам активное, но недостаточно устойчивое. ( охотно идёт на компромисы.) Коммуникабельность и любознательность в норме, достаточно терпелив в общении. С новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвует неохотно. Уровень воспитанности в норме. Отношение к ребятам заносчивое. Отношение к учителям вежливое, уважительное, если личность учителя имеет авторитет. | соответствует среднему уровню сформированности |
приспосабливается к новым условиям жизни не сразу. Общественные поручения выполняет под контролем без особого желания, дружит с узким кругом одноклассников, обычно с двумя, тремя. Социальное благополучие ребёнка – ниже средней нормы. Отношение к нравственным нормам пассивное и недостаточно устойчивое. Замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, поэтому имеет мало друзей. Не любит менять деятельность, свою работу, т.к. появляются новые контакты, которые выводят из равновесия и бывает недоволен. Отношение к ребятам высокомерное. Отношение уважительное только к небольшому количеству учителей, в основном неуважительное. | -соответствует низкому уровню сформированности |
Плохое приспособление к новым условиям жизни. Недоверие и неприятие новых условий социальной жизни. Общественные поручения не выполняет, пассивен: близких друзей не имеет. Ребёнок принадлежит к группе повышенного риска. Отношение к нравственным нормам отрицательное, неустойчивое. Некоммуникабелен и страдает от этого. Старается быть общительнее, контролирует себя. Отношение к ребятам отрицательное, к учителям неуважительное. От указаний учителя стремится отговориться, солгать. Отношение к школьному имуществу, к труду других пренебрежительное, . | не сформирован. |