Учеников следует научить: - санитарно - гигиеническим нормам посадки при письме, - наклонному расположению тетради на парте (столе), - умению правильно держать ручку при письме, видеть разлиновку тетради и ей пользоваться, - усвоению начертания прописных и строчных букв. - соотнесению печатных и письменных букв, - обозначению звуков соответствующими письменными буквами, - сравнению и различению сходных по начертанию рукописных букв: д-б, п-т, г-п, н-п, т-ш и другие, - связному и ритмичному письмо букв и их соединений, - правильному расположению букв, слов, предложений на строке и на листе тетради, - обозначению мягкости согласных звуков буквами и,е,ё,ю,я и мягким знаком (ь), - письму в словах сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, - постановке знака ударения в каждом написанном двух- и многосложном слове, - выделению безударных гласных в написанных словах. | Учеников следует научить: - различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносить звуки и называть буквы, соотносить количество звуков и букв в словах; использовать в активной речи соответствующие термины; - обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь); - делить слова на слоги, переносить слова по слогам; - правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; - писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием, предусмотренные программой; - раздельно писать предлоги со словами; - писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц; - употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в его конце; - списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста; - писать под диктовку текст в 35—40 слов; проверять правильность написанного; - составлять предложения из отдельных слов и 3—4 предложения на заданную учителем тему; - восстанавливать деформированный текст; - различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные; преобразовывать словоформы имен существительных в начальную форму и ставить вопросы кто? что?; - различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?; знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов; - ставить вопросы какой? какая? какое? какие? к словам, обозначающим признаки предметов; - пользоваться словарем, данным в учебнике; - различать в учебнике задание, текст упражнения, образец, слова для справок; употреблять слова приветствия, прощания, извинение, благодарности. | Учеников следует научить: - находить в словах изученные орфограммы; - грамотно списывать и писать под диктовку текст (55—60 слов); - проводить морфологический разбор простых по структуре слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памятки; - распознавать и называть изученные части речи; - подбирать однокоренные слова разных частей речи; - склонять имена существительные единственного числа с ударным окончанием, преобразовывать в начальную форму; - определять число и род имен существительных и прилагательных, согласовывать имена прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; употреблять антонимы (слова, противоположные по значению); - изменять глаголы по временам; - пользоваться школьными орфографическим и толковым словарями; - различать предложения по интонации; - проводить элементарный синтаксический разбор предложения: выделять главные и второстепенные члены предложения, употреблять термины «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения»; - устанавливать связь между словами в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово; - писать изложения простых по лексике и содержанию текстов (55—60 слов); - озаглавливать текст; - восстанавливать деформированный текст; - писать почтовый адрес, объявления, отказ в просьбе, поздравление, приглашение | Учеников следует научить: - писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении; - писать изложение небольшого текста; - списывать с печатного текста 5—6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы; - давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; - писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, - выражать просьбу, извинение, благодарность; - восстанавливать деформированные предложения; - составлять предложения из заданных слов; - различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; - соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую; - находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание; - различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения; - кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов; - разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку; - различать предложение и слово, виды предложений по интонации; - выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении; - устанавливать связь между словами в предложении по вопросам; - находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); - различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок; пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами. |
Содержание курса русского языка 1-4 класс по годам обучения |
1 класс (40 часов) | 2 класс (170 часов) | 3 класс (170 часов) | 4 класс (170 часов) |
Фонетика и графика |
Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. | Повторение. Создание моделей звукового анализа слов. Обозначение мягкости согласных гласными. Различение и й. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь. Ударение. Выделение безударных слогов в словах с одной и несколькими безударными гласными. Различие в звучании гласных в ударном и безударном положении. Выделение в словах орфограмм, содержащих безударные гласные. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук — луг). Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных в конце слов, перед другими согласными и перед гласными. Нахождение в словах орфограмм, содержащих парные звонкие и глухие согласные, как подготовка к изучению правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова. Двойные согласные в наиболее употребительных словах. Разделительный мягкий знак. Алфавит. Значение алфавита. | Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и ъ - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-щ, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных: доски-доска, соль-солить, площади-площадка. | Звуки гласные и согласные (их опознавательные признаки, называние), твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные (способы различения). Обозначение мягкости согласных гласными и мягким знаком; ударение, ударные и безударные гласные; звуки и буквы; деление слов на слоги; правила переноса слов с одной строки на другую; правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; алфавит, распределение слов в алфавитном порядке (по первой букве), пользование школьным орфографическим словарем; активное использование изученной терминологии. |
Морфология |
Слово. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол (различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам). Предлог. | Предметы и их названия. Слова, обозначающие предметы. Имя, существительное. Преобразование формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Постановка грамматических вопросов к именам существительным в начальной форме и в косвенных падежах (без терминологии). Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают? Глагол. Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение глаголов. Признаки предметов и их названия. Слова, обозначающие признаки предметов, их связь со словами, обозначающими предметы. Имя прилагательное. Вопросы начальной формы имен прилагательных какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Изменение формы имен существительных (один — много, много — один). Употребление (устно и письменно) слов с наиболее распространенными предлогами (в, из, к, на, над, от, по, под, с, у, между, за). Раздельное написание предлогов со словами. Выделение изменяемой части слова. Окончание — изменяемая часть слова. Родственные слова. Подбор родственных слов. Выделение их общей части. Корень слова. Однокоренные слова. Наблюдение за единообразием написания гласных, парных звонких и глухих согласных в слабой и сильной позиции в однокоренных словах. | Имя существительное. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь-нож, вещь-плащ и т.п.). Изменение имен существительных по числам: единственное и множественное число. Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Знание падежей. Умение различать падежи. Выделение изученных орфограмм, проверка безударных гласных и парных глухих и звонких согласных в корне слов. Имя прилагательное: его значение, вопросы, на которые оно отвечает. Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Изменение имен прилагательных по падежам. Глагол: его значение, вопросы, на которые он отвечает. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. | Имя существительное. Повторение изученного в 1—3 классах. Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных во множественном числе. Антонимы и синонимы. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Имя прилагательное. Повторение изученного в 3 классе. Личное местоимение. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Глаголы. Повторение пройденного в 3 классе. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение). Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице (-ешь, -ишь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Сходные и противоположные по значению глаголы. Многозначительные слова. Синонимы, антонимы (без терминологии). Употребление слов в прямом и переносном значении. Наречие. Ознакомление с термином «наречие». Роль в общении. Правописание наиболее употребительных и семантически понятных ученикам наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, завтра, интересно, медленно, налево, направо, слева, справа, честно. Имя числительное (на ознакомительном уровне). |
Синтаксис и пунктуация |
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией, понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения) | Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические схемы предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и сокращение предложений, конструирование предложений из заданных слов. | Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Условно-графическая схема предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Выделение из предложений словосочетаний. Установление связи слов в словосочетании. Термины «главные» и «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое». Различение членов предложения и частей речи. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составление и запись предложений, включающих слова, которые выражены изучаемыми частями речи | Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения с однородными членами, связанными союзами и, а, но, и без союзов; интонация при перечислении, запятая между однородными членами предложения. Составление предложений с однородными членами. |
Развитие речи |
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов | Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом. Изложение (под руководством учителя) рассказа об играх, забавах, работе как первоначальный опыт обучения описанию, рассуждению, повествованию. Речевой этикет: обращение на ты, Вы, приветствие, прощание, слова извинения, благодарности. Написание своего почтового адреса, поздравительной открытки. | Составление и запись под руководством учителя вопросов и ответов по сюжетным картинам, по серии картин, по прочитанному, по наблюдениям. Составление под руководством учителя плана рассказа при помощи вопросительных или повествовательных предложений; написание изложения небольшого текста; составление и запись рассказа по серии картин; описание конкретных предметов. Написание письма, объявления, отказа, почтового адреса дома, школы, самостоятельно придуманной сказки, рассказа. | Письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; написание просьбы, извинения; изложение текста; описание животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине, изложения, сочинения. |