СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление. Выступление на семинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре. Приемы критического мышления в формировании познавательной деятельности первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление.»

ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Слайд 1. В своей педагогической деятельности я использую  элементы технологии критического мышления. Цель этой технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Я решила попробовать эти методы и в 1 классе. Слайд 2. На уроках обучения грамоте я стала использоваться новый для моих учеников приём пополнения словарного запаса и развития творческих способностей – сочинение синквейна. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач: Слайд 3.

- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи;

- знания о предложении;

- умение соблюдать интонацию;

- значительно активизируется словарный запас ребёнка;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается мыслительная деятельность;

- совершенствуется умение выражать собственное отношение к чему-либо.

Слайд4. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, предлагаю составление синквейна с вопросительными словами.

Кто? Что?

Какие? Какая? Какое?

Что делал? Что сделал?

Предложение.

Слово, близкое по значению.

На первом этапе работы целесообразно предлагать детям для прослушивания готовые синквейны. Например: Слайд5.

В дальнейшем синквейны можно использовать как загадки, упустив при чтении первое слово (существительное). Слайд6. И Слайд 7.





________ ________ _______

Печатные, письменные Гласные, согласные

Читаются, пишутся, печатаются. Произносятся, слышатся, поются.

Их учат в первом классе. Они есть только у людей.

Трудность! (Буквы) Речь. (Звуки речи)

Предлагаю попробовать составить синквейн на тему: Каким должен быть учитель? Слайд8.

Каким не должен быть учитель? Слайд 9.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём критического мышления "толстых” и "тонких” вопросов. " Слайд 10. Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Слайд 11. В классе висит такая таблица. На уроках азбуки, литературного чтения, окружающего мира я часто прибегаю к ее использованию.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?



Давайте с вами попробуем составит вопросы по теме «Перелетные птицы».

Таблицу "толстых” и "тонких” вопросов использую на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

На Стадии вызова и стадии подведения итогов я часто провожу игру «Верите ли Вы, что…». Слайд12.

Детям раздаю такие таблички. Я читаю вопросы, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока остается пустой. В конце урока при подведении итогов детям опять предлагаю ответить на эти вопросы.

Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать светофорчики зеленого цвета – да, красного цвета – нет).

Давайте попробуем с вами поработать со светофорчиками.

                    Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?

                    Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?

                    Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?

                    Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д.

В конце урока при подведении итогов детям опять предлагаю ответить на эти вопросы.

Слайд 13. Очень часто на уроках математики использую задания-«ловушки», которые учат ребенка самостоятельному, не имитационному ответу на любой вопрос. Спрашиваю и сама предлагаю неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему. Для ученика это ситуация, требующая сопоставлять свою и любую другую высказанную точку зрения. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

В начале урока провожу разминку для того, чтобы побудить интерес к решению провоцирующих задач; сконцентрировать внимание и мышление учащихся. Давайте попробуем с вами.

  1. В озере плавало 5 уток. 2 утки приплыли к берегу. Сколько уток в озере? (5).

  2. На ветке сидели 8 воробьев. 5 перелетели на другую ветку. Сколько осталось воробьев на дереве? (8).

  3. Ехала машина в Карачаевск, а навстречу ей ехали 2 легковые и 3 грузовые машины. Сколько машин ехали в Карачаевск? (1).

Слайд14. Чтобы дети лучше понимали решение задач, в которые входят числа, условие и вопрос, постепенно, время от времени, предлагаю им конкретные, специальные задания, а именно задачи без числовых данных или с недостающими данными, например:

а) У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани?

б) Сколько груш росло в саду, если их было на 2 дерева больше, чем яблонь?

в) Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?

(Данную задачу нельзя решить, так как масса ягод измерена разными мерками и над указанными числами нельзя производить математические действия.)

Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения учиться самостоятельно. В данном случае ученик должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных. Например, на вопрос учителя: «Назови первый звук слова, если оно начинается на букву Т» — ученик должен ответить вопросом: «Какая следующая гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться.

Слайд 15. Спасибо за внимание! Я буду очень рада, если вам в вашей работе пригодится что-нибудь из этих приемов.





Просмотр содержимого документа
«Приемы критического обучения в формировании познавательной деятельности первоклассников»

Приемы критического обучения в формировании познавательной деятельности первоклассников.

Мастер-класс на семинаре учителей начальных классов г. Карачаевска.


Учитель высшей категории Казаева Татьяна Дмитриевна




МКОУ КГО «СОШ п. Орджоникидзевский»





Просмотр содержимого документа
«верите ли вы»

1

2

3

4

5

6

7





















1

2

3

4

5

6

7





















1

2

3

4

5

6

7





















1

2

3

4

5

6

7





















1

2

3

4

5

6

7

















Просмотр содержимого презентации
«крит мышление Т.Д.»

Приемы критического мышления  Учитель начальных классов высшей категории Казаева Татьяна Дмитриевна

Приемы критического мышления

Учитель начальных классов высшей категории

Казаева Татьяна Дмитриевна

Синквейн   Стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Слово синквейн происходит от французского

Синквейн

Стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Слово синквейн происходит от французского " пять".

Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1 строка- 1 существительное, (заданная тема)

2 строка- 2 прилагательных

3 строка-3 глагола, характеризующее действие

4 строка - фраза из 4 слов

5 строка - Повторение сути, синоним одного из слов

Цели проведения «Синквейна»   Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу).  Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.  Получается у всех.

Цели проведения «Синквейна»

  • Обогащает словарный запас.
  • Подготавливает к краткому пересказу.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.

СИНКВЕЙН  Кто? Что? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал? Предложение. Слово, близкое по значению.

СИНКВЕЙН

Кто? Что?

Какие? Какая? Какое?

Что делал? Что сделал?

Предложение.

Слово, близкое по значению.

Работа со словарными словами   Ученик.  Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет.  Я хочу хорошо учиться. Школьник.

Работа со словарными словами

Ученик.

Умный, воспитанный.

Читает, узнает, умнеет.

Я хочу хорошо учиться.

Школьник.

Буквы  __________   Печатные, письменные.  Читаются, пишутся, печатаются.  Их учат в первом классе.   Трудность!

Буквы

__________

Печатные, письменные.

Читаются, пишутся, печатаются. Их учат в первом классе. Трудность!

Звуки _________  Гласные, согласные  Произносятся, слышатся, поются. Они есть только у людей. Речь.

Звуки

_________

Гласные, согласные

Произносятся, слышатся, поются.

Они есть только у людей.

Речь.

Каким должен быть учитель?  Учитель.  Душевный, открытый.  Развивает, претворяет, думает.  Много идей- мало времени. Призвание.

Каким должен быть учитель?

Учитель.

Душевный, открытый.

Развивает, претворяет, думает.

Много идей- мало времени.

Призвание.

Каким не должен быть учитель? Учитель. Суетливый, крикливый. Объясняет, объясняет, ждет. Когда же закончится урок? Бедолага.

Каким не должен быть учитель?

Учитель.

Суетливый, крикливый.

Объясняет, объясняет, ждет.

Когда же закончится урок?

Бедолага.

Мысль в подарок…  Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.       Э. Кинг

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

«Тонкие» и «толстые вопросы»      Тонкие вопросы  Толстые вопросы  Кто ? Что ? Объясните, почему...?     Когда ? Почему Вы думаете ...?     Может …? Почему Вы считаете ...?      Будет ...? В чем различие ...?      Могут ли ... ? Предположите, что   Как называются ...? будет, если... ?      Было ли ...? Что, если ... ?  Согласны ли Вы ...?  В чем разница…   Верно ли ...?               

«Тонкие» и «толстые вопросы»

Тонкие вопросы Толстые вопросы

Кто ? Что ? Объясните, почему...?

    Когда ? Почему Вы думаете ...?    Может …? Почему Вы считаете ...?     Будет ...? В чем различие ...?     Могут ли ... ? Предположите, что

  Как называются ...? будет, если... ?     Было ли ...? Что, если ... ? Согласны ли Вы ...? В чем разница…

  Верно ли ...?    

     

Работа в парах

Работа в парах

1 «Б»

1 «Б»

Верите ли Вы, что…      Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?     Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?     Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?      Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д.

Верите ли Вы, что…

  •    Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
  •     Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
  •     Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
  •      Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д.

1 «Б»

1 «Б»

Задания-«ловушки»  В озере плавало 5 уток. 2 утки приплыли к берегу. Сколько уток в озере? На ветке сидели 8 воробьев. 5 перелетели на другую ветку. Сколько осталось воробьев на дереве? Ехала машина в Карачаевск, а навстречу ей ехали 2 легковые и 3 грузовые машины. Сколько машин ехали в Карачаевск?

Задания-«ловушки»

  • В озере плавало 5 уток. 2 утки приплыли к берегу. Сколько уток в озере?
  • На ветке сидели 8 воробьев. 5 перелетели на другую ветку. Сколько осталось воробьев на дереве?
  • Ехала машина в Карачаевск, а навстречу ей ехали 2 легковые и 3 грузовые машины. Сколько машин ехали в Карачаевск?

Задачи с недостающими данными У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани? Сколько груш росло в саду, если их было на 2 дерева больше, чем яблонь? Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?

Задачи с недостающими данными

  • У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани?
  • Сколько груш росло в саду, если их было на 2 дерева больше, чем яблонь?
  • Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!