ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Слайд 1. В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления. Цель этой технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Я решила попробовать эти методы и в 1 классе. Слайд 2. На уроках обучения грамоте я стала использоваться новый для моих учеников приём пополнения словарного запаса и развития творческих способностей – сочинение синквейна. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач: Слайд 3.
- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи;
- знания о предложении;
- умение соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение выражать собственное отношение к чему-либо.
Слайд4. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, предлагаю составление синквейна с вопросительными словами.
Кто? Что?
Какие? Какая? Какое?
Что делал? Что сделал?
Предложение.
Слово, близкое по значению.
На первом этапе работы целесообразно предлагать детям для прослушивания готовые синквейны. Например: Слайд5.
В дальнейшем синквейны можно использовать как загадки, упустив при чтении первое слово (существительное). Слайд6. И Слайд 7.
________ ________ _______
Печатные, письменные Гласные, согласные
Читаются, пишутся, печатаются. Произносятся, слышатся, поются.
Их учат в первом классе. Они есть только у людей.
Трудность! (Буквы) Речь. (Звуки речи)
Предлагаю попробовать составить синквейн на тему: Каким должен быть учитель? Слайд8.
Каким не должен быть учитель? Слайд 9.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём критического мышления "толстых” и "тонких” вопросов. " Слайд 10. Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Слайд 11. В классе висит такая таблица. На уроках азбуки, литературного чтения, окружающего мира я часто прибегаю к ее использованию.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
Давайте с вами попробуем составит вопросы по теме «Перелетные птицы».
Таблицу "толстых” и "тонких” вопросов использую на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
На Стадии вызова и стадии подведения итогов я часто провожу игру «Верите ли Вы, что…». Слайд12.
Детям раздаю такие таблички. Я читаю вопросы, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока остается пустой. В конце урока при подведении итогов детям опять предлагаю ответить на эти вопросы.
Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать светофорчики зеленого цвета – да, красного цвета – нет).
Давайте попробуем с вами поработать со светофорчиками.
Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? и т.д.
В конце урока при подведении итогов детям опять предлагаю ответить на эти вопросы.
Слайд 13. Очень часто на уроках математики использую задания-«ловушки», которые учат ребенка самостоятельному, не имитационному ответу на любой вопрос. Спрашиваю и сама предлагаю неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему. Для ученика это ситуация, требующая сопоставлять свою и любую другую высказанную точку зрения. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.
В начале урока провожу разминку для того, чтобы побудить интерес к решению провоцирующих задач; сконцентрировать внимание и мышление учащихся. Давайте попробуем с вами.
В озере плавало 5 уток. 2 утки приплыли к берегу. Сколько уток в озере? (5).
На ветке сидели 8 воробьев. 5 перелетели на другую ветку. Сколько осталось воробьев на дереве? (8).
Ехала машина в Карачаевск, а навстречу ей ехали 2 легковые и 3 грузовые машины. Сколько машин ехали в Карачаевск? (1).
Слайд14. Чтобы дети лучше понимали решение задач, в которые входят числа, условие и вопрос, постепенно, время от времени, предлагаю им конкретные, специальные задания, а именно задачи без числовых данных или с недостающими данными, например:
а) У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани?
б) Сколько груш росло в саду, если их было на 2 дерева больше, чем яблонь?
в) Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?
(Данную задачу нельзя решить, так как масса ягод измерена разными мерками и над указанными числами нельзя производить математические действия.)
Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения учиться самостоятельно. В данном случае ученик должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных. Например, на вопрос учителя: «Назови первый звук слова, если оно начинается на букву Т» — ученик должен ответить вопросом: «Какая следующая гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться.
Слайд 15. Спасибо за внимание! Я буду очень рада, если вам в вашей работе пригодится что-нибудь из этих приемов.