СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление (доклад)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс по формированию критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление (доклад)»

Мастер-класс

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать в нашей школе на мастер-классе «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».

2 слайд

Работа будет организована по такому плану:

  1. Вступление

  2. Понятие «Педагогическая технология»

  3. Структура урока

  4. Планирование урока

  5. Принципы объединения в группы, стратегия «Литературный круг»

  6. Рефлексия

  7. Самооценка

3 слайд

Одним из основных направлений развития современного образования есть технология учебного процесса. Использование разнообразных образовательных технологий помогает учителю повышать мотивацию учеников, рациональнее строить процесс обучения и таким образом достигнуть гарантированных результатов педагогической деятельности. Это приводит к необходимости учителю самостоятельно постоянно учиться, творить, развиваться.

Одной из таких технологий, которая помогает ученику не только усваивать определённый объём знаний, а и способствует развитию его личностных качеств, есть технология формирования и развития критического мышления, которая используется в отечественной педагогике более 15 лет.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Дайана Халперн

4 слайд

Дайана Халперн одна из авторов основании теории.



5 слайд

Вы спросите: Почему критическое мышление?

Отвечаю «Доска и мел- наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…». И это большее по душе пришлось критическое мышление.

6 слайд

Работая над проблемой по самообразованию, я составила план работы на 5 лет.

Выдержки из сделанной работы:

Мною были разработаны и проведены открытые уроки с использованием стратегий ТРКМ:

- Чтение 3 класс «Что такое фантазия? Сочиняем сказку сами»

- Интегрированный урок по русскому и английскому языках во 2 классе «Обобщение и закрепление знаний по теме части речи»

- Чтение 3 класс «Читаем, предсказываем содержание Н.Носов «Живая шляпа»

- Украинское чтение 3 класс «Папуга з осінньої гілки»

- Урок внеклассного чтение в 3 классе «Буквицы старинных книг»

- Интегрированный урок по украинскому языку и природоведению в 3 классе «Торкнутися краси можна тільки серцем»

- А также использую различные методы и стратегии на своих уроках.

И не раз выступала на районных МО по теме, составила презентацию технологии, и наконец мастер-класс.

7 слайд

Мои принципиальные позиции в обучении в целом совпадают с принципами технологии: это

- решение проблемных познавательных задач в соответствии с возрастными особенностями;

- учитывание личности каждого ученика;

- развитие коммуникативных навыков через работу в группах;

- связь обучения с жизнью ребёнка.







8 слайд

Эта технология развивает такие умения:

- работать в группах в разных ролях, учит сотрудничать;

- проявлять личную инициативу;

- отстаивать свою точку зрения;

- устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщённых знаний, умений, навыков, способов мышления;

- творчески осмысливать полученную информацию.

9-10 слайд

При планировании урока можно использовать такие стратегии, как:

«Мозговой штурм», «Сенкан», «Ассоциативный куст», «Чтение с остановками», «Предвидение», «Кубирование», «Приём ДА-НЕТ»

«Литературный круг», «Рюкзак», «Эссе», «Кластеры», «Корзина идей» и др.

11 слайд

Итак, начнём овладевать технологией.

Стратегия «Линия 0-10»

Возьмите «клейкие листочки», напишите своё имя и ответьте на вопрос: Владеете ли вы знаниями о технологии критического мышления? Определите по 10-ти бальной шкале на сколько …

12 слайд

Разминка

(При входе в класс каждому участнику мастер-класса предлагают выбрать половину геометрической фигуры определённого цвета. В начале занятия участники находят себе «пару», соединив половинки в целую фигуру. Каждая пара должна подумать и продолжить предложение, которое начинается словами «Я желаю вам…» А также формируются в группы по цвету геометрических фигур)







13 слайд

Мотивация

Ответьте на вопрос: «Зачем людям учиться критически мыслить?(ответы участников)

Чтение сказки «Навіщо людям учитися мислити критично?»

Чтение сказки участниками.

14 слайд

Используя «Метод пресс» подумайте и скажите зачем уметь критически мыслить на уроке математики. Чтения, русского языка, природоведения, гражданского образования, основ здоровья?

Я считаю…

Потому что…

Например…

Следовательно…

(ответы участников)

15 слайд

Актуализация

Обратим внимание на то, что критическое мышление – это технология. Как вы считаете почему? Составим «Ассоциативный куст» - эта стратегия побуждает к свободному и открытому мышлению. ( по 1 аргументу).

16 слайд

«Ассоциативный куст»

17 слайд

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок всех функциональных личностных инструментов и методологических средств, влияющих на достижение педагогических целей.

18 слайд

Итак, чтобы провести урок с использованием технологии критического мышления, необходимо знать структуру урока и что на каждом этапе учитель должен сделать.

Осмысление

Стратегия «Предвидение»

Презентуйте действия учителя на каждом этапе урока (работа в группе по карточкам)

Заслушивание презентаций

19 слайд- 23 слайд структура урока и актуальность этапа

24 слайд

«Если ребёнок мыслит критически, ор легко вступает в любую фазу урока»

25 слайд

Мы сейчас вступим в фазу «Осмысления»

Для этого мы объединились в группы по цвету. Значение групповой формы в организации обучения в том, что полученный в специально созданном окружении умения или опыт человек мог перенести в окружающую среду и успешно использовать его.

26 слайд

Я знаю, что вы все успешно используете работу в группах. Как можно образовывать группы?

- по рядам, по соседним партам, по цвету эмблемы;

- группы может определить учитель;

- по интересу;

- в зависимости от рода деятельности;

- лидеры могут самостоятельно формировать себе группы;

Предложите ещё способы формирования в группы. (ответы участников)

27 слайд

Сегодня мы будем работать над текстом сказки «Золотой венок» используя стратегию «Литературный круг»

Литературный круг – это смоделированная структура дискуссионных групп. Структура формируется разными ролями, которые выполняют члены групп во время обсуждения. Главная роль учителя- воодушевить участников дискуссии. Вначале «Литературный круг» проводится на уроке не более 20 минут, где принимает участие весь класс. Позднее, такие дискуссии могут проходить в группах. Дети играют в литературных дискуссиях следующие роли:

- искатели цитат; искатели слов и словосочетаний; тот кто спрашивает, контролёр, интерпретатор, иллюстратор, протоколист, связист, репортер, искатели фона, искатели передвижения.

Презентация групп.

28 слайд

Рефлексия

Итак, подведём итог проделанной работе. А сделаем мы это при помощи стратегии «Разноцветные шляпы»

Её разработал психолог Эдвард де Боно

Каждая шляпа имеет свой цвет и предназначение:

29 слайд

Красная шляпа

Эмоции, чувства вызванные ситуацией.

30 слайд

Жёлтая шляпа преимущества. Почему это можно делать?

31 слайд

Чёрная шляпа суждения. В чем недостатки, ваши пожелания.

32 слайд

Зелёная шляпа творчества, новых идей.

33 слайд

Белая шляпа информации. Какая нам ещё нужна информация.

34 слайд

Синяя шляпа организация мышления

Чего мы достигли, что нужно делать дальше.

Презентация участников.

35 слайд

Самооценка обычно работу учеников оцениваем мы, а как организовать самооценку?

Организовать эту работу можно по-разному:

Например можно предложить определённые вопросы, ответы которых иллюстрируют отношение учеников к той или иной выполненной работе; поставить оценку самому себе, оценить группу.

Особенности этого метода состоит в том, что это даёт возможность привлечь всех учеников к работе на уроке;

-учит учеников контролировать и оценивать свои действия, действия других;

- даёт возможность ученику лучше понять оценку, которую выставляет ему учитель;

- предоставляет информацию учителю и ученику о коррекции знаний;

- даёт возможность дифференцированного домашнего задания.

Я предлагаю составить сенкан к слову самооценка. Правила составления сенкана прочитайте на слайде.

Анкетирование

Результаты анкетирования:

-42-38 высокий уровень. Я мастер, горжусь собой

37-28 достаточный уровень. Я почти мастер. Осталось несколько шагов.

27-10 средний уровень. У меня всё ёщё впереди, я хочу учиться.

Вернёмся к линии «0-10», может кто-то захотел изменить свою позицию?

36 слайд

Свою задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для самообразования. И в этом мне помогают приёмы ТРКМ.

Использованная литература.

Спасибо за внимание!















Использованная литература

  1. В.М.Макаренко, О.О. Туманцова «Як опанувати технологію формування критичного мислення», Харків. Вид.гр. «Основа» 2008 р.

  2. «Сучасний урок у початковій школі. 33 уроки з використанням технології розвитку критичного мислення» Харків, вид.гр. «Основа» 2007 р.

  3. О.Б. Кривошапка «Групові форми роботи в початковій школі» Харків Вид.гр. «Основа» 2007 р.

  4. Довгопол И.И. , Ивкова Т.А. «Современные образовательные и педагогические технологии», Симферополь, Ната 2007г.












































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!