Лепихина Е.А., Соловьева Е.Н. учителя математики,
МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка»,г.Пермь,
Критериальная система оценивания на уроках математики
Сегодня важнейшая задач системы образования – научить учиться. К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Для этого главное не только правильно планировать урок, но и формировать у учащихся действия самоконтроля и самооценки, чтобы ученик видел и понимал свои ошибки, недочёты и умел их исправить.
На наш взгляд, именно критериальное оценивание формирует у учащихся эти действия. Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
Современная школа требует от учителя оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваться должны, не только знания и умения – предметные результаты, но и личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.
Формирующее оценивание производится в ходе процесса обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.);помогает ученику скорректировать свои недочёты, пробелы в знаниях, достичь более высоких результатов. Учитель с помощью этого оценивания анализирует и планирует дальнейшую работу.
Констатирующее оценивание проходит в конце какой-то темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы), даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки, ученикам – увидеть свои результаты достижения по изученной теме.
Для оценивания достижений учащихся по математике мы применяем четыре критерия.
Обозначение критерия | Название критерия | Описание критерия |
А | Знание и понимание | Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях |
В | Исследование моделей для установления математических фактов | Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними. |
С | Коммуникация | Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения |
D | Применение в реальных жизненных ситуациях | Учащийся умеет решить с помощью математических методов реальную жизненную ситуацию |
Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Результаты выполнения контрольных работ фиксируются в «ПОРТФОЛИО» обучающегося, также все результаты хранятся в электронном виде у преподавателя, таким образом, возможно оценить как справился в целом класс с той или иной темой, как справился с темой конкретный ученик, а также такая система дает возможность анализировать результаты обучающихся в течение нескольких учебных периодов. Анализируя показатели качества знаний по контрольным работам, мы увидели, что качество написания растёт после применения критериального оценивания по математике прирост составил 6%.
Таким образом, данный вид оценивания позволяет нам, как учителям:
1.Разрабатывать критерии, способствующие получению качественных результатов по математике.
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности для достижения целей обучения.
3.Улучшить качество преподавания по математике.
4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей по темам, изложенным выше.
Учащимся:
1.использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.
2.знать и понимать критерии оценивания.
3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи.
Применение критериального оценивания учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала по математике, и повышает качество знаний учащихся.
Пример для самостоятельной работы по алгебре
Тема: «Решение квадратного уравнения способом выделения квадрата двучлена. Формулы корней квадратного уравнения.Решение квадратных уравнений»
Ф.И.О. ученика:
Критерии | Темы задания | Проверяемые элементы | Уровень достижений | Баллы за выполнение задания |
А (max 3) | Определение числа корней квадратного уравнения | Не достиг ни одного из критериев | 0 | 3 балла |
Умеет находить дискриминант | 1 |
Умеет правильно определять число корней уравнения через дискриминант | 1 |
Правильно записал ответ | 1 |
А (max 3) | Решение квадратного уравнения | Не достиг ни одного из критериев | 0 | 3 балла |
Умеет находить корни квадратного уравнения по формулам | 1 |
Умеет правильно считать | 1 |
Правильно записал ответ | 1 |
B (max 4) | Решение биквадратного уравнения | Не достиг ни одного из критериев | 0 | 4 балла |
Умеет заменить переменную новой переменной | 1 |
Умеет находить корни квадратного уравнения | 1 |
Умеет делать обратную замену | 1 |
Правильно записывает корни исходного уравнения | 1 |
B (max 4) | Решение задачи с помощью составления математической модели | Не достиг ни одного из критериев | 0 | 4 балла |
Умеет понимать текст задачи, что дано, что нужно найти | 1 |
Умеет составлять уравнение по условию задачи | 1 |
Умеет правильно решать квадратное уравнение | 1 |
Правильно записывает ответ | 1 |
C (max 5) | Решить уравнения Решение задачи из реальной жизненной ситуации | Не достиг ни одного из критериев | 0 | 5 баллов |
Правильно складывает алгебраические дроби | 1 |
Умеет находить ОДЗ | 1 |
Приводит рациональное уравнение к стандартному виду | 1 |
Правильно применяет формулы корней квадратного уравнения | 1 |
Правильно вычисляет корни и записывает ответ | 1 |
«Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу. … И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет». А.А. Каспржак