СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальная система оценивания на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое критериальное оценивание. Плюсы и минусы

Просмотр содержимого документа
«Критериальная система оценивания на уроках математики»

Лепихина Е.А., Соловьева Е.Н. учителя математики,

МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка»,г.Пермь,


Критериальная система оценивания на уроках математики


Сегодня важнейшая задач системы образования – научить учиться. К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Для этого главное не только правильно планировать урок, но и формировать у учащихся действия самоконтроля и самооценки, чтобы ученик видел и понимал свои ошибки, недочёты и умел их исправить.

На наш взгляд, именно критериальное оценивание формирует у учащихся эти действия. Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Современная школа требует от учителя оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваться должны, не только знания и умения – предметные результаты, но и  личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.

Формирующее оценивание производится в ходе процесса обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.);помогает ученику скорректировать свои недочёты, пробелы в знаниях, достичь более высоких результатов. Учитель с помощью этого оценивания анализирует и планирует дальнейшую работу.

Констатирующее оценивание проходит в конце какой-то темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы), даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки, ученикам – увидеть свои результаты достижения по изученной теме.

Для оценивания достижений учащихся по математике мы применяем четыре критерия.

Обозначение критерия

Название критерия

Описание критерия

А

Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

В

Исследование моделей для установления математических фактов

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

С

Коммуникация

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D

Применение в реальных жизненных ситуациях

Учащийся умеет решить с помощью математических методов реальную жизненную ситуацию

Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Результаты выполнения контрольных работ фиксируются в «ПОРТФОЛИО» обучающегося, также все результаты хранятся в электронном виде у преподавателя, таким образом, возможно оценить как справился в целом класс с той или иной темой, как справился с темой конкретный ученик, а также такая система дает возможность анализировать результаты обучающихся в течение нескольких учебных периодов. Анализируя показатели  качества знаний по контрольным работам, мы увидели, что качество  написания растёт после применения критериального оценивания по математике  прирост составил 6%.

Таким образом, данный вид оценивания позволяет нам, как учителям: 
1.Разрабатывать критерии, способствующие получению качественных результатов по математике.

2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности для достижения  целей обучения.

3.Улучшить качество преподавания по математике.

4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей по темам, изложенным выше. 

Учащимся:

1.использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.

2.знать и понимать критерии оценивания.

3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи.

Применение  критериального оценивания учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала по математике,  и повышает качество знаний учащихся.


Пример для самостоятельной работы по алгебре

Тема: «Решение квадратного уравнения способом выделения квадрата двучлена. Формулы корней квадратного уравнения.Решение квадратных уравнений»

Ф.И.О. ученика:

Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Уровень достижений

Баллы за выполнение задания




А

(max 3)

Определение числа корней квадратного уравнения

Не достиг ни одного из критериев

0






3 балла

Умеет находить дискриминант

1

Умеет правильно определять число корней уравнения через дискриминант

1

Правильно записал ответ

1

А

(max 3)

Решение квадратного уравнения

Не достиг ни одного из критериев

0

3 балла

Умеет находить корни квадратного уравнения по формулам

1

Умеет правильно считать

1

Правильно записал ответ

1



B

(max 4)

Решение биквадратного уравнения

Не достиг ни одного из критериев

0






4 балла

Умеет заменить переменную новой переменной

1

Умеет находить корни квадратного уравнения

1

Умеет делать обратную замену

1

Правильно записывает корни исходного уравнения

1

B

(max 4)

Решение задачи с помощью составления математической модели

Не достиг ни одного из критериев

0

4 балла

Умеет понимать текст задачи, что дано, что нужно найти

1

Умеет составлять уравнение по условию задачи

1

Умеет правильно решать квадратное уравнение

1

Правильно записывает ответ

1



C

(max 5)

Решить уравнения



Решение задачи из реальной жизненной ситуации

Не достиг ни одного из критериев

0








5 баллов

Правильно складывает алгебраические дроби

1

Умеет находить ОДЗ

1

Приводит рациональное уравнение к стандартному виду

1

Правильно применяет формулы корней квадратного уравнения

1

Правильно вычисляет корни и записывает ответ

1



«Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу. … И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет». А.А. Каспржак



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!