ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ
(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ УЧАСТНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Максимально 260 баллов.
Предполагаемый ответ и оценка задания 1.
Максимальная оценка 12 баллов
Произведение | Вид искусства | Обоснование выбора вида искусства | Страна | Год,век или эпоха | Автор произведения |
Симфония № 7 или «Ленинградская» до мажор соч. 60 | музыка | Симфония – музыкальный жанр | СССР | 5 марта 1942 года, 20 век | Д.Д.Шостакович |
2 балла | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
Предполагаемый ответ и оценка задания 2.
Максимальная оценка 7 баллов
Названия изображенных на иллюстрациях памятников | К какой стране или культуре они относятся | Время их создания | Их местонахождение в настоящее время |
1. Этьен Морис Фальконе Грозящий Амур | Франция | 18 век. 1757 | Эрмитаж,РФ |
2. Уильям Хогарт «Девушка с креветками» | Англия | 18 век, 1760 | Лондон, Национальная галерея |
3. Ганс Младший Гольбейн. или Ганс Гольбейн Портрет Томаса Мора | Англия | 16 век, 1527 г | Лондон, Национальная галерея |
2 балла- за полный ответ | 1 балл | 2 балла | 2 балла- за полный ответ |
Второй тип заданий. Задание 3. Максимальная оценка 20 баллов.
Название, автор и время создания. (3 балла) | Рафаэль Санти (Рафаэль), «Сикстинская мадонна», Высокое Возрождение (Ренессанс, Высокий Ренессанс), XVI в. (1512 г.) |
2. 15 слов, передающих настроение (до 15 баллов) |
Ощущение особого состояния - возвышенного покоя, одухотворенной созерцательной тишины; объединение сил чувственное, земное, высокое и духовное в один гармоничный непоколебимый образ красоты. Лицо Мадонны страдающее, и, на губах нет улыбки, наклон головы и поза выражают бесконечное сострадание. Златокудрый Младенец рассеянно смотрит на зрителя,… Алтарный образ; Дева, держащая на руках благословенное дитя; нежный и одновременно грустный взгляд; мать трепетно и нежно держит сына на руках; оттенок тревоги во взгляде; доверчиво приникший к матери Иисус; идеальный образ Богоматери; простота и изысканность; легкая поступь; предчувствие трагической судьбы сына; потупленный взор и покорная, благоговеющая поза Св. Варвары и т.д. |
3. Произведения этого же автора(2 балла) |
Сикстинская Мадонна, Мадонна с Младенцем, Мадонна со щеглом, Мадонна Альдобрандини, Мадонна Конестабиле, Мадонна с Младенцем… фреска «Афинская школа»… |
Второй тип заданий. Задание 4. Максимальная оценка 27 баллов.
Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и
направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной,
эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и
ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение33
жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных
фрагментов.
В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать
способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и
потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.
Задание также содержит рефлексивный компонент.
Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно
коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в
комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при
выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.
Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов.
Перечень эпизодов:
1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"
2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).
3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина
(фрагмент).
4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).
5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент).
6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение
Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам
познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию,
объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды, а файл, с которым
нужно будет работать, выполняя пункт задания 3, будет звучать
дополнительно в третий раз. Перед включением каждого фрагмента
дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1",
"Фрагмент N 2" и т.д.
Музыкальные жанры | Название произведения | Номер звучащего фрагмента | баллы |
Романс | «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки | 3 | 2 ( один балл за автора, второй за название) |
Симфония | Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение | 6 | 2 |
Опера | Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" | 2 | 2 |
Соната | В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur) | 4 | 2 |
Балет | П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета"Щелкунчик" | 1 | 2 |
Мюзикл | "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент) | 5 | 2 |
3. 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному
фрагменту №1. – 15 баллов
восторженная, тревожная, волнующая, оркестровая, динамичная, радостная, ликующая, классическая, неумолимая, нежная, минорная, контрастная, быстрая, символичная, программная |
Третий тип заданий. Задание 5. Максимальная оценка 46 баллов.
Рассмотрите и проанализируйте картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино (c 1939 года Сусанино) Костромской губернии. На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи. Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции.
Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.
На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.
За дощатым забором – крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше – пашни с белыми пятнами ещё не растаявшего снега. На окраине села, на холме - несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые…
Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Всё на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы берёзок – наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу - он понимал ее тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое ее состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне.
Детали картины выполняют идейно-описательную и психологически-выразительную функцию: рыхлый грязный снег, проталина, голые изломанные берёзы, чёрное поле, серый горизонт. Всё это говорит о том, что природа ждёт предстоящего обновления. Грачи на картине – главные вестники этого обновления. Их прилёт – гарантия весны, света и тепла, он подтверждает наши выводы. Церковь всегда была символом добра и света в русском изобразительном искусстве. Её образ усиливает выразительность картины.
Эта работа подарила своему автору бессмертие и поставила его в один ряд с самыми великими русскими художниками. Это - самый яркий образец реалистичного художественного образа русской природы, без преувеличения, лучший русский пейзаж. Удивительное ощущение оставляет полотно. Картина Саврасова - не бездушный слепок с окружающей природы, в ней есть трепет настоящей жизни.
«В Кунцеве»
«Вид в Ораниенбауме»
«Лосиный остров в Сокольниках»
«Лесная дорога в Сокольниках»
«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
«К концу лета на Волге»
«Жатва»
«Вечер»
«Близ Сухаревой башни»
«Радуга»
«Просёлок»
Анализ ответа. Оценка:
1. Дано полное исчерпывающее описание композиции работы и функции изображенных на ней фигур. | 10 |
2. Указаны основные функции деталей, описаны значимые запоминающиеся детали их место в композиции | 10 |
3. Определено общее настроение картины. | 10 |
4. Указаны 3 известные работы этого же художника. | 6 |
5. Использованы дополнительные сведения. | 10 |
Четвёртый тип заданий. Задание 6. Максимальная оценка 30 баллов.
Объедините термины в группы.
Дайте определение каждой группе.
Поэма, натюрморт, опера, симфония, ода, сонет, пейзаж, романс, эпиграмма, оратория, портрет, марина
№ | Ряд | Определение |
1 | Поэма, ода, сонет, эпиграмма | Литературные жанры |
2 | Натюрморт, пейзаж, портрет, марина | Жанр живописи, изобразительного искусства |
3 | Опера, симфония, романс, оратория | Музыкальные жанры |
Критерии:
Участник верно распределяет понятия и термины по группам – 2 балла за каждый элемент.
Участник верно определяет принцип группировки – 2 балла за каждую.
За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
Пятый тип заданий. Задание 7. Максимальная оценка 100 баллов.
1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание. По 2
балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов.
2. В презентации представлены биографические данные выбранного
автора. По 2 балла за каждый значимый факт. Не более 10 баллов.
3. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и
коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое
значимое называние. Не более 10 баллов.
4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла
за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.
5. Участник рассматривает творчество выбранного художника в
соотнесении с особенностями художественно-исторического времени.
По 4 балла за каждую особенность времени. Не более 20 баллов.
6. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь
произведений выбранного художника с предшествующими или
последующими явлениями искусства. По 4 балла за каждое
соотнесение. Не более 20 баллов.
7. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4
балла за каждый интересный и редкий факт. Не более 16 баллов.
8. Участник использует авторитетные ресурсы, сайты, библиотеки и
делает на них ссылки. 4 балла.
Итого за 7 заданий максимально – 260 баллов.