СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий участниками 9 классов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии оценивания олимпиады по МХК. Даётся подробный анализ заданий..

Просмотр содержимого документа
«Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий участниками 9 классов»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ УЧАСТНИКАМИ 9 КЛАССОВ

Максимально 260 баллов.

  • Во всех заданиях. За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла

Предполагаемый ответ и оценка задания 1.

Максимальная оценка 12 баллов

Произведение

Вид искусства

Обоснование выбора вида искусства

Страна

Год,век или эпоха

Автор произведения

Симфония № 7 или «Ленинградская» до мажор соч. 60

музыка

Симфония – музыкальный жанр

СССР

5 марта 1942 года,

20 век

Д.Д.Шостакович

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла



Предполагаемый ответ и оценка задания 2.

Максимальная оценка 7 баллов

Названия изображенных на иллюстрациях памятников

К какой стране или культуре они относятся

Время их создания

Их местонахождение в настоящее время

1. Этьен Морис Фальконе

Грозящий Амур

Франция

18 век. 1757


Эрмитаж,РФ

2. Уильям Хогарт «Девушка с креветками»

Англия

18 век, 1760

Лондон, Национальная галерея

3. Ганс Младший Гольбейн. или

Ганс Гольбейн

Портрет Томаса Мора

Англия

16 век, 1527 г

Лондон, Национальная галерея

2 балла- за полный ответ

1 балл

2 балла

2 балла- за полный ответ

Второй тип заданий. Задание 3. Максимальная оценка 20 баллов.

Название, автор и время создания.

(3 балла)

Рафаэль Санти (Рафаэль), «Сикстинская мадонна», Высокое Возрождение (Ренессанс, Высокий Ренессанс), XVI в. (1512 г.)

2. 15 слов, передающих настроение (до 15 баллов)

Ощущение особого состояния - возвышенного покоя, одухотворенной созерцательной тишины; объединение сил чувственное, земное, высокое и духовное в один гармоничный непоколебимый образ красоты. Лицо Мадонны страдающее, и, на губах нет улыбки, наклон головы и поза выражают бесконечное сострадание. Златокудрый Младенец рассеянно смотрит на зрителя,… Алтарный образ; Дева, держащая на руках благословенное дитя; нежный и одновременно грустный взгляд; мать трепетно и нежно держит сына на руках; оттенок тревоги во взгляде; доверчиво приникший к матери Иисус; идеальный образ Богоматери; простота и изысканность; легкая поступь; предчувствие трагической судьбы сына; потупленный взор и покорная, благоговеющая поза Св. Варвары и т.д.

3. Произведения этого же автора(2 балла)

Сикстинская Мадонна, Мадонна с Младенцем, Мадонна со щеглом, Мадонна Альдобрандини, Мадонна Конестабиле, Мадонна с Младенцем… фреска «Афинская школа»…


Второй тип заданий. Задание 4. Максимальная оценка 27 баллов.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и

направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной,

эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и

ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение33

жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных

фрагментов.

В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать

способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и

потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.

Задание также содержит рефлексивный компонент.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно

коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в

комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при

выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов.

Перечень эпизодов:

1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина

(фрагмент).

4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).

5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент).

6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам

познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию,

объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды, а файл, с которым

нужно будет работать, выполняя пункт задания 3, будет звучать

дополнительно в третий раз. Перед включением каждого фрагмента

дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1",

"Фрагмент N 2" и т.д.


Музыкальные

жанры

Название произведения


Номер звучащего фрагмента



баллы

Романс



«Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки


3

2 ( один балл за автора, второй за название)

Симфония



Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное

музыкальное произведение

6

2

Опера



Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и

Людмила"

2

2

Соната



В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur)

4

2

Балет



П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета"Щелкунчик"

1

2

Мюзикл



"Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory –

фрагмент)

5

2

3. 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному

фрагменту №1. – 15 баллов

восторженная, тревожная, волнующая, оркестровая, динамичная, радостная,

ликующая, классическая, неумолимая, нежная, минорная,

контрастная, быстрая, символичная, программная

Третий тип заданий. Задание 5. Максимальная оценка 46 баллов.

Рассмотрите и проанализируйте картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино (c 1939 года Сусанино) Костромской губернии. На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи. Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции.

Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

За дощатым забором – крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше – пашни с белыми пятнами ещё не растаявшего снега. На окраине села, на холме - несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые…

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Всё на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы берёзок – наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу - он понимал ее тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое ее состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне.

Детали картины выполняют идейно-описательную и психологически-выразительную функцию: рыхлый грязный снег, проталина, голые изломанные берёзы, чёрное поле, серый горизонт. Всё это говорит о том, что природа ждёт предстоящего обновления. Грачи на картине – главные вестники этого обновления. Их прилёт – гарантия весны, света и тепла, он подтверждает наши выводы. Церковь всегда была символом добра и света в русском изобразительном искусстве. Её образ усиливает выразительность картины.

Эта работа подарила своему автору бессмертие и поставила его в один ряд с самыми великими русскими художниками. Это - самый яркий образец реалистичного художественного образа русской природы, без преувеличения, лучший русский пейзаж. Удивительное ощущение оставляет полотно. Картина Саврасова - не бездушный слепок с окружающей природы, в ней есть трепет настоящей жизни.

«В Кунцеве»

«Вид в Ораниенбауме»

«Лосиный остров в Сокольниках»

«Лесная дорога в Сокольниках»

«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»

«К концу лета на Волге»

«Жатва»

«Вечер»

«Близ Сухаревой башни»

«Радуга»

«Просёлок»

Анализ ответа. Оценка:

1. Дано полное исчерпывающее описание композиции работы и функции изображенных на ней

фигур.

10

2. Указаны основные функции деталей, описаны значимые запоминающиеся детали их место в композиции

10

3. Определено общее настроение картины.

10

4. Указаны 3 известные работы этого же художника.

6

5. Использованы дополнительные сведения.

10

Четвёртый тип заданий. Задание 6. Максимальная оценка 30 баллов.

  1. Объедините термины в группы.

  2. Дайте определение каждой группе.

Поэма, натюрморт, опера, симфония, ода, сонет, пейзаж, романс, эпиграмма, оратория, портрет, марина


Ряд

Определение

1

Поэма, ода, сонет, эпиграмма

Литературные жанры

2

Натюрморт, пейзаж, портрет, марина

Жанр живописи,

изобразительного искусства

3

Опера, симфония, романс, оратория

Музыкальные жанры


Критерии:

  • Участник верно распределяет понятия и термины по группам – 2 балла за каждый элемент.

  • Участник верно определяет принцип группировки – 2 балла за каждую.

  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Пятый тип заданий. Задание 7. Максимальная оценка 100 баллов.

1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание. По 2

балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов.

2. В презентации представлены биографические данные выбранного

автора. По 2 балла за каждый значимый факт. Не более 10 баллов.

3. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и

коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое

значимое называние. Не более 10 баллов.

4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла

за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.

5. Участник рассматривает творчество выбранного художника в

соотнесении с особенностями художественно-исторического времени.

По 4 балла за каждую особенность времени. Не более 20 баллов.

6. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь

произведений выбранного художника с предшествующими или

последующими явлениями искусства. По 4 балла за каждое

соотнесение. Не более 20 баллов.

7. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4

балла за каждый интересный и редкий факт. Не более 16 баллов.

8. Участник использует авторитетные ресурсы, сайты, библиотеки и

делает на них ссылки. 4 балла.




Итого за 7 заданий максимально – 260 баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!