СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценки одаренности детей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны критерии оценки одаренности детей и  действенные методы по развитию одаренности в области литературного творчества на примере деятельности школьного литературного клуба "Пегас"  в МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус) города Новосибирска.Отбор одаренных, стимулы творчества, личный творческий пример, издательская деятельность  -- главные условия успешной работы в этой сфере деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки одаренности детей.»

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми.





Автор: Трегубов Сергей Леонидович - учитель истории и обществознания высшей категории, руководитель школьного литературного клуба «Пегас»,

Номинант Национальной премии в области литературы «Поэт года-2014».

Место работы: МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус) Дзержинского района города Новосибирска.

Телефон: 267-86-10, 267-68-01.




На сегодняшний день в педагогической науке выделяется несколько видов одаренности детей.

  1. Академическая одаренность (высокая способность к учению и обучению).

Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная память, легкое и быстрое усвоение материала.

  1. Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли.

  2. Художественная одаренность.

Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины, сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу.

  1. Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).

Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей различные поделки и модели, разбирается в технике.

  1. Психомоторная одаренность (спортивная).

Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные нормативы для своего возраста.

Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается. Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого-либо одного вида. Задача педагога в этом случае – увидеть вид наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному пути развития.

Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить портрет одаренного ребенка:

  1. Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту.

  2. Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его.

  3. Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей, иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным способом.

  4. Имеет развитое чувство юмора.

  5. Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет сказки, стихи.

  6. Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как все.

  7. Преимущественно умеет сглаживать конфликты, тактичен в отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения.

  8. Не терпит авторитарных указаний и приказов. Охотно выполняет просьбы, особенно мотивированные необходимостью их выполнения.

  9. Любит поисковую и исследовательскую работу.

  10. Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.


В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности детей в области литературного творчества и о тех практических методах работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.

Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием литературной одаренности детей выявление эстетического отношения автора литературного произведения к окружающей действительности.

Например, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом анализа является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные определения. Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости.

О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к действительности к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ.





Критерии развития детской художественной одарённости:

1. Эстетическое отношение к действительности.

 

Восприятие действительности, степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона.

 

Низкий

уровень

Преобладание безоценочно-описательных характеристик

 

 

Средний

Преобладание эмоционально-оценочных характеристик

 

Высокий

 

Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)






2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

Низкий

уровень

Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей

 

Средний

Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки

Высокий

 

Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам


Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие немаловажные критерии художественной одаренности детей.

3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.

4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.

5. Творческая инициатива.

6. Оригинальность замыслов и образов.

7. Владение материалом и художественной формой (единство формы и содержания).

8. Эмоционально-ценностное отношение к предмету изображения, богатство ассоциаций, сравнений и метафор.

Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей работе.

На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для детской одаренности:

  1. Подражательный – уровень воспроизведения подобного.

  2. Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами мастерства.

  3. Мастер – самостоятельный автор, работы которого почти не редактируются перед публикацией.

  4. Талант.

  5. Гений.

Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому задачей руководителя детского литературного клуба считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен стремиться.

В работе руководителя определяются два этапа:

а) диагностика одаренности;

б) развитие одаренности.


На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого--либо оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников – победителей районных, городских Всероссийских и Международных литературно-исторических конкурсов.

Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям, отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную степень одаренности. Дальнейшая работа строится по индивидуальному принципу, но обязательно следует проводить и общие читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).

Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас» Ветеранов Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов – известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим литературно-художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи лучших авторов. В 2013-2014 г.г. победители городского литературного конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120-летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих произведений. Раз в четверть в школе издается литературно-художественный альманах «Пегас» с произведениями, фотографиями и рисунками авторов, которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и результаты не заставляют долго ждать. В апреле-мае 2014 года Амбурцев Иван, Бармина Алена, Дозорова Анастасия и Чугаев Алексей стали Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя малая Родина».

Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но и учащихся кадетских классов нашей школы во Всероссийском историко-литературном конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Дипломы Лауреатов получили:

Кирсанов Вадим (Высшая категория), Яковлева Кристина (Первая категория), Зарочинцева Людмила (Высшая категория),

Рыжкова Евгения (Высшая категория), Емельянова Анастасия (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса, посвященного 70-летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».

В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.



В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120-летию нашего города, с участием литературно одаренных учащихся нашей школы:





Чугаев Алексей и Бармина Алена с радиожурналистом

Еленой Александровной Волковой.

Литература

  1. Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.

  2. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.

  3. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.

  4. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

  5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.

Статья опубликована на личном сайте учителя МУЛЬТИУРОК.РУ http://multiurok.ru/plug2015/files/






МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус),

г. Новосибирск,

Дзержинский район, ул. А. Лежена,22,

Т. 267-68-01, 267-86-10.

Самодеятельное издательство «ПЕГАС», тираж 30 экз.

тлф. редактора С.Л. Трегубова 8-952-949-78-13.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!