КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1.Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
2.Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
3.Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
4.Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Общие требования к устному ответу по литературе
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Примерный план анализа лирического произведения
1. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанр произведения и художественный (творческий) метод.
2. Идейное содержание: ведущие темы и мотивы, основная мысль, мысли и чувства лирического героя, их эмоциональная окрашенность.
3. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие чувств и мыслей лирического героя. (Эмоционально-логическая цепочка)
4. Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие заключенные в стихотворении мысли и переживания: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, символы, гиперболы и т.д.
5. Ритмика (силлабо-тоника, тоника и т.д.),размер (ямб, хорей и т.д.) и его осложнения, рифма (мужская, женская и т.д.); другие особенности стиха(строфа, приемы звукописи и т.д.). 6. Выводы о значении данного произведения в творчестве поэта. Условия выставления оценки за грамотность.
Основные критерии оценки письменной работы ученика
1.ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ.
Постановка проблемы сочинения во вступлении:
а- эпоха,
б- факт биографии автора,
в- личностное восприятие художественного текста,
г- ассоциации,
д- оригинальное вступление.
Выбор ключевых понятий:
а- герой, б- проблема,
в- нравственные ценности,
г- литературоведческие категории.
Смысл заглавия:
а- новый уровень обобщения,
б- постановка новой проблемы,
в- оригинальный финал.
2. ЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:
а- сюжетной линии,
б- имен героев, географических названий, культурно- исторических реалий,
в- содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет, пейзаж, интерьер, монолог и диалог, художественная деталь),
г- уместное цитирование.
3. КАЧЕСТВО СВЯЗНОГО ТЕКСТА РАССУЖДЕНИЯ.
Полнота содержания:
а- необходимый материал,
б- возможный материал.
Глубина содержания:
а- аргументация (суждение и его доказательность),
б- комментарии.
Логика изложения:
а- все ли означенные во вступлении проблемы, понятия, категории раскрыты в ходе рассуждения?
б- членение текста на абзацы и связь между ними,
в- выделение и развитие главной мысли в основной части работы и в заключении.
Эстетический вкус:
а- понимание художественного текста в единстве содержания и формы,
б- отсутствие социологизации и вульгаризацции при анализе текста,
в- понимание исторической и личностной обусловленности отношения автора к прекрасному - безобразному, трагическому - комическому, возвышенному - низменному,
г- бережное отношение к стилю автора при фрагментарном пересказе художественного текста.
4. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:
Эмоциональность стиля. Ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях. Стилевое единство.
5. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЖАНРУ.
А. Школьное сочинение (по общему плану).
В. Литературоведческая статья - знание теории литературы, представление о СИСТЕМЕ образов, представление о СПОСОБАХ выражения авторской позиции, представление о месте произведения в творчестве автора.
С. Публицистическая статья - понимание АКТУАЛЬНОСТИ осмысления проблемы (нравственные ценности), ассоциации (жизненные, литературные), личностное отношение (пафос статьи) и соответствующее речевое оформление.
D. Рецензия и ее виды - (публицистическая статья, эссе, развернутая аннотация, авторецензия), краткие библиографические сведения о книге, смысл названия, личные впечатления от прочитанного, особенности сюжета и композиции, актуальность проблематики, язык и стиль произведения, мастерство автора книги в изображении характеров героев,какова основная мысль рецензии?
Е. Эссе.Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения ,с нею связанные. Не содержит окончательной оценки произведения. субъективность стиля (образность, афористичность, разговорность), индивидуальная импровизация в трактовке текста, темы, использование приема непрямого диалога с читателем.
F. Дневник, путешествие - особые формы повествования.
СОЧИНЕНИЕ - собственное истолкование текста, темы, разъяснение смысла, значения их.
ЦИТАТА - не повторение написанного, но комментарий к нему.
4