СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии устного ответа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование данных критериев позволяет объективно оценить устные ответы учащихся по литературе во всех классах.

Просмотр содержимого документа
«Критерии устного ответа по литературе»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 

1.Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения. 

2.Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний. 

3.Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть. 

4.Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы. 

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы. 

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения. 

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа. 

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа. 

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений. 

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь. 

Примерный план анализа лирического произведения 

1. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанр произведения и художественный (творческий) метод. 

2. Идейное содержание: ведущие темы и мотивы, основная мысль, мысли и чувства лирического героя, их эмоциональная окрашенность. 

3. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие чувств и мыслей лирического героя. (Эмоционально-логическая цепочка) 

4. Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие заключенные в стихотворении мысли и переживания: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, символы, гиперболы и т.д. 

5. Ритмика (силлабо-тоника, тоника и т.д.),размер (ямб, хорей и т.д.) и его осложнения, рифма (мужская, женская и т.д.); другие особенности стиха(строфа, приемы звукописи и т.д.). 6. Выводы о значении данного произведения в творчестве поэта. Условия выставления оценки за грамотность.

Основные критерии оценки письменной работы ученика   

1.ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ.      

Постановка проблемы сочинения во вступлении:   

 а- эпоха, 
 б- факт биографии автора, 
 в- личностное восприятие художественного текста, 
 г- ассоциации, 
 д- оригинальное вступление. 

Выбор ключевых понятий: 

 а- герой, б- проблема, 
 в- нравственные ценности, 
 г- литературоведческие категории.       

Смысл заглавия: 

 а- новый уровень обобщения, 
 б- постановка новой проблемы, 
 в- оригинальный финал. 

 2. ЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:           

а- сюжетной линии,           
б- имен героев, географических названий, культурно- исторических реалий,           
в- содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет, пейзаж, интерьер, монолог и диалог, художественная деталь),           
г- уместное цитирование. 

 3. КАЧЕСТВО СВЯЗНОГО ТЕКСТА РАССУЖДЕНИЯ.       

Полнота содержания:            

а- необходимый материал,           
б- возможный материал.       

Глубина содержания:           

а- аргументация (суждение и его доказательность), 
б- комментарии.       

Логика изложения:           

а- все ли означенные во вступлении проблемы, понятия, категории раскрыты в ходе рассуждения?           
б- членение текста на абзацы и связь между ними,           
в- выделение и развитие главной мысли в основной части работы и в заключении.       

Эстетический вкус:           

а- понимание художественного текста в единстве содержания и формы,           

б- отсутствие социологизации и вульгаризацции при анализе текста,           
в- понимание исторической и личностной обусловленности отношения автора к прекрасному - безобразному, трагическому - комическому, возвышенному -  низменному,           
г- бережное отношение к стилю автора при фрагментарном пересказе художественного текста. 

 4. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:      

Эмоциональность стиля.      Ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях.      Стилевое единство.  

5. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЖАНРУ.        

А. Школьное сочинение  (по общему плану).        

В. Литературоведческая статья -  знание теории литературы, представление о СИСТЕМЕ образов, представление о СПОСОБАХ выражения авторской позиции,  представление о месте произведения в творчестве автора.        

С. Публицистическая статья - понимание АКТУАЛЬНОСТИ осмысления проблемы (нравственные ценности), ассоциации (жизненные, литературные), личностное отношение (пафос статьи) и  соответствующее речевое оформление.        

D. Рецензия и ее виды - (публицистическая статья, эссе, развернутая аннотация, авторецензия), краткие библиографические сведения о книге, смысл названия, личные впечатления от прочитанного, особенности сюжета и композиции, актуальность проблематики, язык и стиль произведения, мастерство автора книги в изображении характеров героев,какова основная мысль рецензии?        

Е. Эссе.Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения ,с нею связанные.  Не содержит окончательной оценки произведения.            субъективность стиля (образность, афористичность, разговорность),            индивидуальная импровизация в трактовке текста, темы,            использование приема непрямого диалога с читателем.       

 F. Дневник, путешествие - особые формы повествования. 

СОЧИНЕНИЕ - собственное истолкование текста, темы, разъяснение смысла, значения их. 

ЦИТАТА - не повторение написанного, но комментарий к нему. 

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!