СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КРИВУЛЬКО И. И., СВЕТЛОВИЧ Е. И. Три мероприятия к неделе рус. языка и литературы «Сначала аз да буки, а потом другие науки», час романса "Романс, романс...", лит. проект "Несравненный хужожник жизни" РЯиЛ 2018-7

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагается план предметной недели и разработки трёх мероприятий: «Сначала аз да буки, а потом другие науки», час романса "Романс, романс...", лит. проект "Несравненный хужожник жизни".

Просмотр содержимого документа
«КРИВУЛЬКО И. И., СВЕТЛОВИЧ Е. И. Три мероприятия к неделе рус. языка и литературы «Сначала аз да буки, а потом другие науки», час романса "Романс, романс...", лит. проект "Несравненный хужожник жизни" РЯиЛ 2018-7»


И. И. Кривулько, Е. И. Светлович, учителя русского языка и литературы ГУО «Радунская средняя школа» Вороновского района Гродненской области

Неделя русского языка и литературы «Сначала аз да буки, а потом другие науки»

Цель мероприятия: развитие интереса к русскому языку и литературе.

Задачи: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; расширение их кругозора; создание праздничной творческой атмосферы.

Девиз недели: И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

А. А. Ахматова

План проведения недели

Понедельник

Название дня: «О великий русский язык!»

Девиз дня: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский План проведения

  • Открытие недели. Выступление волонтёрской бригады. Слайд-шоу «А знаешь ли ты?».

  • Лингвистическая стендовая разминка «Пословица недаром молвится».

  • Конкурс рисунков «Моя любимая буква» (V класс).

  • Смотр-конкурс на лучшую ученическую тетрадь «Пишу красиво» (отдельно тетради мальчиков и отдельно тетради девочек).

Вторник

Название дня: «Книга — сказочная лампа».

Девиз дня: Книга — сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни.

А. М. Упит

План проведения

  • Социальный опрос «ТОП-5 лучших книг».

  • Выставка новых книг.

  • Поэтическая переменка «Мои любимые строки...».

  • Фотогазета «Русские поэты и писатели, побывавшие в Беларуси».

Среда

Название дня: «Русская песня — душа народа».

Девиз дня: Душа русского народа вся в песне, как в зеркале.

М. Е. Пятницкий

План проведения

  • Час романса «Романс, романс» (XXI классы) (приложение 1).

  • Караоке-шоу «Русская народная песня».

Четверг

Название дня: «День с Чеховым».

Девиз дня: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

План проведения

  • Стендовая викторина «Чехов — мастер рассказа».

  • КТД «Прекрасный мир удивительного человека» (приложение 2).

  • Просмотр мультфильма «Каштанка» по произведению А. П. Чехова (на большой перемене ).

  • Выпуск литературной газеты «Чехов — вчера, сегодня, всегда...».

Пятница

Название дня: «Знаем русский на десять».

Девиз дня: Мыслить по-разному — общность интеллектуалов.

Л. С. Сухоруков План проведения

  • Дистанционная олимпиада по русскому языку (VVIII классы).

  • Орфоэпический шлагбаум.

  • Лингвистический марафон «Волшебный мир языка» (приложение 3).

  • Большая перемена «Флэшмоб по-русски».

Суббота

Название дня: «Подводим итоги».

Девиз дня: Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский План проведения

  • Подведение итогов недели. Награждение участников.

  • Телепроект «Неделя русского языка и литературы».








Час романса «Романс, романс...»

Цель: способствовать развитию художественно-эстетических способностей учащихся, воспитанию гармоничной личности, тонко чувствующей красоту поэтического слова и музыки.

Оборудование: мультимедийная установка.

Форма проведения: литературный проект.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Позвольте, я в любви вам объяснюсь «Высоким слогом русского романса...». Часто по радио или с телеэкрана в записи мы слышим музыкальные произведения, которые отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодией. Они невелики по объёму. Голос их негромок и обращён к небольшой аудитории слушателей. Это камерновокальные произведения — романсы, созданные композиторами на стихотворный текст.

Ведущий 2. Родиной романса является Испания. В XV—XVI веках поэты-певцы стали исполнять произведения на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».

Ведущий 1. В XVIII веке романсы начали писать русские композиторы Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Пётр Чайковский, Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович. Лирика великих русских поэтов вдохновляла их на творчество. Этот жанр возвышал над буднями, повседневностью, житейской суетой. Он открывал большой мир высоких чувств. Делает он это и сейчас.

Ведущий 2. У романса только одна тема — любовь: к матери, другу, подруге, к детям, близким людям. Наверное, поэтому в нём, как ни в каком другом лирическом жанре, достигли совершенства слияния, гармонии и цельности русский лирический стих и лирическая мелодия.

Ведущий 1. Музами авторов русских романсов были многие известные женщины: Полина Виардо, Наталья Гончарова, Анна Керн, Варенька Кучина и др. С историей создания некоторых романсов мы вас сегодня и познакомим.

Ведущий 2. Бывают стихи-пророчества. Одно из них — стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге».

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. На эти стихи была написана музыка. Споры, кто же является её автором, продолжаются до сих пор. Единственное, что не вызывает сомнений, это фамилия композитора Абаза, а вот имена можно встретить разные: Аркадий, Виктор, Владимир, Арнольд Абаза. Но главное не это, а то настроение, которое несёт в себе романс, — «настроение любви» двух замечательных людей.

Ведущий 1. Полина Виардо была одной из самых известных женщин XIX века. Великая певица, умная и разносторонне одарённая, она для многих стала в каком-то смысле символом женского совершенства. Полина Виардо пела почти во всех европейских столицах, но своей славой более всего обязана петербургским сезонам. Каждый раз певица уезжала из России осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь Ивана Сергеевича Тургенева.

Ведущий 2. Они знали счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо —потрясающий роман любви, длившийся 40 лет. Друзья писателя вспоминают, что на отношения Тургенева с Виардо «лёг какой-то печальный туман». Этот «печальный туман» пронизывает всё стихотворение «В дороге». В нём отражено предощущение той тоски и горечи, которые наполняли душу писателя в его странствиях за любимой по всей Европе.

Звучит романс «Утро туманное».

Ведущий 1. В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию, расположенную в столице Баварии Мюнхене, прибыл новый сотрудник Фёдор Иванович Тютчев. Он сразу обратил на себя внимание глубоким и проницательным умом, своим остроумием, образованностью. Вскоре он стал желанным гостем в придворных кругах Мюнхена и тамошнем мире литераторов, музыкантов, учёных.

Ведущий 2. На одном из светских вечеров он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюблённым. Звали её Амалия Лерхенфельд. Тогда, в первую встречу с Тютчевым, Амалии было всего 14 лет. Они не могли пожениться.

Ведущий 1. Шли годы. Тютчев пишет стихотворение, посвящённое Амалии:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

Прошло ещё 30 лет. И вдруг новая встреча с Амалией. Казалось, встретились два пожилых человека, всё в прошлом, всё поросло травой забвения. Но... как будто бы романтический юноша встретил ту девочку, которая когда-то бесконечно давно потрясла его воображение и сердце.

Я встретил вас — и всё былое В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое,

И сердцу стало так тепло.

Ведущий 2. Такова удивительная история этого стихотворения, на слова которого композитор Леонид Дмитриевич Малашкин написал музыку. «Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева по сей день остаётся любимым романсом.

Звучит романс «Я встретил вас».

Ведущий 1. Один из самых знаменитых романсов — «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина. История его создания началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось необычайно сильным.

Ведущий 2. Пушкин влюбился в Анну Керн страстно, ревниво, благодарно. Он посылал ей письма. С нежностью вспоминал прежние встречи. Надеялся на новые, звал её в Тригорское, Михайловское и ждал...

Душе настало пробужденье;

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Ведущий 1. В 1826 году Анна Керн познакомилась с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой, возможно, он прочёл у неё эти стихи, а 1830 году композитор впервые исполнил этот романс. Так Пушкин и Глинка воздвигли «памятник нерукотворный» Анне Керн, памятник на все времена во «славу чудного мгновения любви». В музыке романса звучит нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строках отражена вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто никогда уже не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий 2. Романс «Разуверенье» Евгения Абрамовича Баратынского стал классикой. Поэт в юности был влюблён в свою кузину Вареньку Кучину. Именно о ней он сказал так много своим стихотворением:

Не искушай меня без нужды

Возвратам нежности своей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Ведущий 1. Композитор Михаил Иванович Глинка написал на эти стихи музыку. Его исполняли многие замечательные певцы.

Звучит романс «Разуверенье».

Ведущий 2. А сейчас мы хотим показать вам удивительный мир фильма замечательного режиссёра Эльдара Рязанова «Жестокий романс», поставленного по пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Весь фильм звучит как один большой романс.

А напоил, обволок, окутал картину миром замечательных музыкальных звуков композитор Андрей Павлович Петров. Романсы написаны на слова Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой. В музыке романсов можно услышать и страстность, и горечь, и тревогу, и страдание.

Звучит романс из к/ф «Жестокий романс».

Ведущий 1. Лет 20—25 назад пережила своё второе рождение песня Василия Николаевича Липатова на стихи Сергея Александровича Есенина «Письмо к матери». Стихотворение это было написано поэтом в 1924 году в смутное и тяжёлое для поэта время, когда тоскующей памятью он всё чаще обращался к родному дому.

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Путаная, кочевая жизнь уводила его далеко-далеко от низенького деревянного домика в родном селе Константиново Рязанской области, где жила его старенькая мать. Но в мыслях, в своих стихах поэт беспрестанно возвращался в свой родной дом, к старенькой маме.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Ведущий 2. Интересна история создания этого романса. Недалеко от села Константиново в деревенском клубе жил и работал бывший красный командир Василий Николаевич Липатов. Он мечтал учиться музыке и стать композитором. И вот Липатов поступает в Петроградскую консерваторию, где обучается игре на фортепиано и композиции. Он проявлял недюжинные способности и вскоре стал хорошим пианистом. Прочитав стихотворение Есенина, он за один день написал к нему музыку. Песня в короткий срок облетела все города и веси. Вскоре не было в стране концерта, где бы ни исполнялся этот романс. Слышал его и сам Есенин.

Звучит романс «Письмо матери».

Ведущий 1. Музыкальное «былое» продолжается в настоящем — новыми романсами. Каждое поколение творцов романса оставляло свой след в его беспокойной судьбе. Каждое поколение заставляло говорить о горестях, печалях, несправедливостях и страданиях. Как ни трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих.

Ведущий 2. Порой он терялся, задавленный более могучими музыкальными произведениями, но не прекращал своего существования, привлекая всё новых слушателей. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. В 90-е годы XX столетия романс «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» на слова Андрея Андреевича Вознесенского и музыку Алексея Львовича Рыбникова облетел всю страну.

Звучит романс «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду».

Ведущий 1. Романс не сдаёт своих позиций. Молодое поколение тоже поёт. Послушайте романс на стихи Марины Ивановны Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении учащихся нашей школы.

Ведущий 2. Да, романс красиво и ненавязчиво увлекает людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей и подлинных страстей. Мы будем рады, если сегодня подарили вам хорошее настроение. Пусть жизнь романса будет долгой и счастливой.

Приложение 2


Литературный проект «Несравненный художник жизни»

Цель: содействовать углублению знаний учащихся о творчестве А. П. Чехова, развитию художественно-эстетических способностей учащихся, воспитанию гармоничной личности, тонко чувствующей красоту прозаического слова и музыки.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход мероприятия

Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Ведущий 1. Устраивайтесь удобнее, друзья!

Ведущий 2. Ой, сколько сегодня у нас дорогих гостей!

Ведущий 1. Это вполне понятно. Вокруг Антона Павловича Чехова всегда собиралось много людей.

Ведущий 2. Верно: и дома, и на даче, и в театрах на представлении его пьес.

Ведущий 1. Молодой человек, уступите место девушке.

Ведущий 2. Антон Павлович любил воспитанных людей.

Ведущий 1. Ну, все уселись? Всем удобно? Начинаем.

Музыка останавливается.

Ведущий 2. Дорогой Антон Павлович! Позвольте представить Вам ваших друзей, которые пришли вместе с нами отметить ваш славный юбилей!

Ведущий 1. Поздравляем Вас с днём вашего рождения, дорогой писатель.

Ведущий 2. К юбилеям он относился насмешливо.

Ведущий 1. Но если бы это было при его жизни, то в день его рождения к нему шли бы люди — знакомые и незнакомые, друзья и почитатели.

Ведущий 2. Наверное, он страдал бы, выслушивая взволнованные, торжественные речи, слова любви, восхищения, благодарности и непременно бы порывался прервать их поток, перевести разговор на другое, постороннее, не о себе.

Ведущий 1. Был он человеком сдержанным и скромным, громкие слова были ему чужды, казались лишними, а то и отдавали фальшью, дурным вкусом.

Ведущий 2. У каждого из нас есть свой Чехов, во многом это определяется первым впечатлением от его творчества. Не вспомните ли вы, когда и каким образом вы познакомились с Чеховым? (Ответы учащихся.)

Ведущий 1. А зачем нужен восклицательный знак, вы никогда не задумывались? У Чехова в одном из произведений чиновник забыл поставить восклицательный знак. Что же было? Послушайте рассказ Антона Павловича Чехова «Восклицательный знак» в исполнении учащейся VI класса.

Ведущий 1. Если Пушкин пришёл к нам в детстве со сказками, то Чехов с удивительно добрыми рассказами, вызывающими сострадание у маленького читателя.

Ведущий 2. Давайте все вместе посмотрим отрывок из мультфильма, снятого по рассказу Чехова.

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Каштанка».

Ведущий 1. Вы узнали, по какому рассказу был снят этот мультфильм? Конечно, это рассказ «Каштанка».

В зал входит человек с портфелем.

Человек с портфелем. Я извиняюсь... Здесь юбилейный вечер, посвящённый Антону Павловичу Чехову?

Ведущий 2. Здесь. Пройдите в зрительный зал. Мы от лица юбиляра приглашаем вас в гости.

Ведущий 1. Вот вам стул, садитесь в первый ряд.

Человек с портфелем (усаживаясь). Посмотрим, посмотрим...

Учащиеся VII класса представляют инсценировку отрывка из рассказа «Хамелеон».

Ведущий 2 (указывая на портрет). Он был беспредельно гостеприимен. Хлебосольство у него доходило до страсти.

Ведущий 1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе Мелихово, его дом стал похож на гостиницу.

Ведущий 2. «Спали на диванах и по нескольку человек во всех комнатах, — вспоминает его брат Михаил. — Ночевали даже в сенях». Званые и незваные толпились у него неделями, но Антону Павловичу и этого было мало.

Ведущий 1. Ещё в детстве у Антоши были прекрасные актёрские способности и он постоянно изображал кого-нибудь: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу, городничего на параде.

Ведущий 2. А как-то загримировался, оделся нищим, написал письмо и пошёл с ним к дяде. Дядя не узнал племянника, прочёл письмо, разжалобился и подал ему милостыню.

Ведущий 1. Но лучше всего Антон изображал зубного врача. За несколько минут совсем преображался, раскладывал на столе инструменты и ждал пациентов. В передней раздавались стоны, и появлялся первый пациент — брат Александр.

Ведущий 2. Антоша вооружался щипцами для углей и с самым серьёзным видом долго вытаскивал зуб. Все это он разыгрывал так забавно, что все покатывались со смеху.

Учащиеся VIII класса представляют инсценировку отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия».

Ведущий 1. Многие рассказы Чехова гениально читает актёр Игорь Ильинский. Предлагаем всем вместе послушать в его исполнении рассказ «Смерть чиновника».

Демонстрируется видеофрагмент рассказа «Смерть чиновника» в исполнении И. Ильинского.

Ведущий 2. Вот так — стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришёл в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.

Ведущий 1. Перед началом вечера мы раздали вам некоторые из высказываний и афоризмов Антона Павловича Чехова.

Ведущий 2. Какой афоризм показался вам самым ярким и интересным? (Ответы учащихся.)

  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

  • Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

  • За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.

  • Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!

  • Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни.

  • Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

  • Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело.

  • Чужими грехами свят не будешь.

  • Равнодушие — это паралич души.

  • Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец.

  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

  • Умный любит учиться, а дурак — учить.

  • Искусство писать — это искусство сокращать.

  • Леса учат человека понимать прекрасное.

  • Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущён, оскорблён и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.

Ведущий 1. А знаете ли вы, что первый чеховский афоризм появился в журнале «Стрекоза»?

Ведущий 2. Его до сих пор цитируют во всех случаях, когда надо обозначить «точную меру невежества»: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Ведущий 1. Афоризмы Чехова отражают мудрость, блистательный ум и изящество речи писателя, его писательский талант.

Звучит музыка П. И. Чайковского.

Ведущий 2. Многие рассказы Чехова — это бытовые картинки, как будто подсмотренные писателем со стороны.

Ведущий 1. Мы хотим представить вам рассказ «Злой мальчик» как одну из таких картинок.

Учащаяся IX класса под музыку П. И. Чайковского читает рассказ «Злой мальчик».

Ведущий 2. Чехов писал юмористические рассказы, над которыми читатели захлёбывались от смеха.

Человек с портфелем. Вот именно!

Ведущий 1. Что вы говорите?

Человек с портфелем. Я сказал...

Ведущий 2. Вы тоже, может быть, хотите выступить?

Человек с портфелем. Нет, я не на службе. Лучше я послушаю вас.

Учащиеся X класса представляют инсценировку рассказа «Жених и папенька».

Человек с портфелем. Но это же о нас с вами! Он смеётся над нами!

Ведущий 1. Нет, он любит нас. Он сочувствует нам.

Ведущий 2. Максим Горький писал Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной полумёртвой жизни — чёрт бы её побрал».

Ведущий 1. А Лев Толстой говорил Чехову: «Я вас читаю как Пушкина. Да вы, можно сказать, Пушкин в прозе. А всё-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы ещё хуже!»

Ведущий 2. Великий Толстой в этом случае оказался неправ. Уже 155 лет как нет Толстого и Чехова, а пьесы Чехова идут во многих театрах мира: «Дядя Ваня», «Чайка», «Иванов», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

Ведущий 1. Высаживая как-то розы возле своего домика в Мелихове, Антон Павлович спросил у сестры Марии Павловны: «Почему какой сорт роз я ни посажу, получатся белые розы?» Та ответила: «Это от чистого твоего сердца».

Ведущий 2. А разве можно было по-другому ответить человеку, который за свою недолгую жизнь подарил России десятки шедевров? Он строил школы, помогал библиотекам, работал земским врачом во время эпидемии холеры, бесплатно лечил крестьян у себя в мелиховском кабинете. А ещё любил разводить сады и украшать землю.

Ведущий 1. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники.

В одной из бесед с Горьким Антон Павлович сказал: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Ведущий 2. Уже будучи больным, он как- то сказал в беседе с Буниным: «Читать меня будут семь лет. Потом забудут. А жить мне, должно быть, ещё меньше — шесть».

Ведущий 1. Он многое предвидел, многое предугадал. Но на сей раз ошибся.

Ведущий 2. Он прожил не шесть лет, а только два года и семь месяцев.

Ведущий 1. А читать его будут, пока сохранится русская речь.

Ведущий 2. Сегодня Антон Павлович Чехов ещё и один из тех писателей, кто привлекает пристальное внимание кинорежиссёров и балетмейстеров.

Ведущий 1. Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из фильма «Анна на шее», снятый по одноимённому рассказу Чехова.

Демонстрируется фрагмент из к/ф «Анна на шее» (реж. И. Анненский).

Ведущий 1. К сюжету этого рассказа обращались и балетмейстеры. На музыку Петра Гаврилина был поставлен балет «Анюта».

Ведущий 2. Эту же сцену бала, что и в фильме, посмотрите в исполнении выдающейся русской балерины Екатерины Максимовой.

Демонстрируется отрывок из балета «Анюта».

Ведущий 1. Мы не прощаемся с Антоном Павловичем, ведь его книги всегда с нами.

Ведущий 2. Хочется надеяться, что после сегодняшней встречи Чехов станет нам ближе, понятнее, роднее.

Звучит музыка П. И. Чайковского.

Приложение 3

Лингвистический марафон «Волшебный мир языка»

Цель: создание благоприятных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей в области лингвистики.

Задачи: организация работы с одарёнными детьми, формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения; активизация интереса учащихся к изучению русского языка; повышение практической направленности в изучении русского языка; создание условий для командной и личностной самореализации.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Оборудование: мультимедийная установка, три ноутбука, презентации, бумага, ручки, эмблемы, чёрный ящик, призы, секундомер.

План проведения

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

— Ребята, я рада приветствовать вас на лингвистическом марафоне «Волшебный мир языка». Сегодня вы станете участниками игры, которая проходит под девизом «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Результатом игры станет победа одной из команд, участники которой получат 10 баллов по русскому языку. Участвуют три команды.

Следить за ходом игры будет компетентное жюри.

  1. Знакомство с условиями игры.

  • Ребята, для того чтобы начать игру, необходимо познакомиться с условиями её проведения. Так как у нас сегодня марафон, то каждый балл будет равен километру. Победит та команда, которая наберёт больше баллов, т. е. пройдёт больше километров. Во время игры жюри будет вести строгий подсчёт пройденных каждой командой километров. У вас на столах стоят ноутбуки, для того чтобы спринтер вашей команды мог вести учёт заработанных километров каждым из вас, так как три лучших игрока каждой команды, не ставшей победителем, также получат 10 баллов по русскому языку.

  1. Ход игры.

Представление команд.

  • Итак, начинаем нашу игру с представления команд.

— Большое спасибо за интересное представление. Жюри оценит вашу подготовку.

Первый тур «Разминка».

1. «Кто быстрее?».

  • А сейчас давайте определим, кто начнёт игру. Поможет нам в этом задание «Кто быстрее?». Каждая команда получает карточку со словами, в которых необходимо правильно поставить ударение. Та команда, которая выполнит задание раньше и без ошибок, получит дополнительный балл и право отвечать на вопросы первой.

Свекла, кухонный, средства, жалюзи, каталог, красивее, звонит, августовский, тефтели, хозяева.

  • Жюри проверяет и оценивает выполненное вами задание, а мы обратимся к правильному ответу. (Свёкла, кухонный, средства, жалюзи, каталог, красивее, звонит, августовский, тефтели, хозяева.)

  • Какие слова оказались самыми сложными?

Жюри озвучивает результаты, конкурса.

  1. Разминка. «Немного о многом».

  • Переходим к самой «Разминке». Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, каждый правильный ответ равен одному километру. Начинает та команда, которая набрала больше баллов в предыдущем конкурсе.

  1. Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит.)

  2. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)

  3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

  4. В каком глаголе НЕТ слышится сто раз? (Стонет.)

  5. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс -ик-.)

  6. Какую строчку нельзя прочитать? (Например, сделанную на швейной машинке.)

  7. Какая буква русского алфавита появилась позже всех? в начале XIX века.)

  8. Замените фразеологизм после дождичка в четверг одним словом. (Никогда.)

  9. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика.)

  10. Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит.)

  11. Без труда не вытащишь ... (и рыбку из пруда).

  12. Раздел науки о языке, который изучает значения слов. (Лексика.)

  13. То, что учат писать тонким пёрышком в тетрадь в школе. (Буквы.)

  14. Минус в пунктуации. (Тире.)

  15. Год принятия христианства на Руси. (988 год.)

  • Жюри подводит итоги конкурса, а мы с вами проведём аукцион, который не только развивает логическое мышление, но и даёт возможность заработать приятные бонусы.

Лот 1. Этот предмет является источником «зимней свежести», суперсовременным стоматологическим инструментом. (Жевательная резинка.)

Жюри озвучивает результаты первого тура.

Второй тур «Спринт эрудитов».

— Переходим ко второму туру под названием «Спринт эрудитов». В этом туре вы сможете блеснуть знаниями по математике, естествознанию, культурологии, лингвистике. Каждый цикл включает в себя по три вопроса разной сложности: 10, 20, 30 баллов-километров. На обдумывание ответа даётся 30 секунд. Если команда, которой был адресован вопрос, даёт неправильный ответ, то ответить может другая команда и заработать дополнительные баллы- километры. Начинаем с той команды, которая вышла победителем в разминке.

Цикл «Орфоэпия»

10 баллов

Озвучьте свой заказ в кафе, если из предложенных в меню блюд вы выбрали: суп из щавеля; салат из свеклы; тефтели; блинчики с изюмом и сливовым вареньем. (Суп из щавеля; салат из свёклы; тефтели; блинчики с изюмом и сливовым вареньем.)

20 баллов

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: красивее, мусоропровод, апостроф, ходатайство? (Ходатайство.)

30 баллов

В каких словах количество букв и звуков совпадает: местный, вишня, вышьет, карась, ёмкий, ёмкость, стою? (Вишня, вышьет, ёмкость.)

Цикл «Лексика»

10 баллов

В крылатом высказывании все слова необходимо заменить на антонимы, согласовать эти антонимы между собой так, чтобы получилась относительно осмысленная фраза: На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит.)

20 баллов

Все приведённые ниже слова — устаревшие, но четыре из них устарели по одной причине, а одно — по другой. Какое? Боярин, вече, армяк, ямщик, чело. (Боярин, вече, армяк, ямщик обозначают предметы и явления, которые вышли из употребления, это историзмы.

Слово чело заменили в языке другим словом — лоб, это архаизм.)

30 баллов

Подберите синонимы к словам: адекватный, флегматичный, утрировать, меркантильный. (Адекватный — соответствующий; флегматичный — спокойный; утрировать — преувеличивать; меркантильный — корыстный.)

Цикл «Морфология»

10 баллов

Укажите относительные прилагательные: заячья шапка, заячий тулуп, заячий хвост, заячьи уши, заячья лапка. (Заячья шапка, заячий тулуп.)

20 баллов

Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова? Как называется способ их образования?

Столовая закрыта; на столе лежала столовая ложка. (Существительное, подлежащее, субстантивация; прилагательное, определение.)

30 баллов

Укажите неодушевлённые имена существительные: Барби, мертвец, зверь, труппа. (Труппа.)

Цикл «Синтаксис»

10 баллов

Укажите сочетания, которые не являются словосочетаниями: будем встречаться, Гоголь ответил, между строк, горячие головы, желание победить. (Будем встречаться, Гоголь ответил, между строк.)

20 баллов

Сколько словосочетаний можно выделить в предложении Картину раз высматривал сапожник и в обуви ошибку указал? (Четыре.)

30 баллов

Выберите правильный вариант разбора предложения Разве сердце человека не соткано из его отношения к другим людям?

Простое, вопросительное, односоставное, распространённое, полное.

Простое, вопросительное, двусоставное, распространённое, полное.

Простое, повествовательное, двусоставное, распространённое, неполное.

Простое, повествовательное, двусоставное, распространённое, полное.

(Простое, вопросительное, двусоставное, распространённое, полное.)

— Пока жюри подводит итоги, мы продолжим наш аукцион.

Лот 2. Этот предмет просто необходим тем, кому приходится иногда «заметать следы». (Ластик.)

Жюри озвучивает результаты второго тура.

Третий тур «Ты — мне, я — тебе».

Команды дома готовили по два вопроса друг другу.

Возможные варианты вопросов:

  • Какая гласная буква обозначает в русском языке гласный звук, который всегда стоит под ударением? (Ё.)

  • Какой корень в слове шла? (Ш.)

Команды задают вопросы друг другу.

  • Жюри подводит итоги, а мы продолжаем разыгрывать призы.

Лот 3. Этот предмет утверждает, что молчание не только золото, но и масса сладкого удовольствия. (Чупа-чупс.)

Жюри озвучивает результаты третьего тура.

Четвёртый тур «Творческий».

Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.

1-я команда — п; 2-я команда — мш, 3-я команда — н.

  • Жюри подводит итоги четвёртого тура нашей игры, а мы с вами разыграем ещё один лот.

Лот 4. Этот предмет необходим очень популярным, звёздным личностям, пребывающим в зените славы. А сегодня — особенно команде- победительнице. (Авторучка.)

Жюри озвучивает результаты четвёртого тура и игры в целом.

Спринтерам команд необходимо подсчитать баллы каждого игрока и определить, кто же играл лучше и также получит 10 баллов по русскому языку.

  1. Подведение итогов, объявление победителей.

  2. Рефлексия.



Список использованных источников

  1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. — М., 2007.

  2. Библиофонд: электронная библиотека студента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. bibliofond.ru. — Дата доступа: 01.03.2017.

  3. Мирецкая, Н. В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе / Н. В. Ми- рецкая. — М. : Просвещение, 1989.

  4. Организация внеклассной работы по русскому языку : пособие для учителя. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  5. Открытый урок: 1 сентября: педагогическая мастерская [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/. — Дата доступа: 01.03.2017.

  6. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку / Б. Т. Панов. — М. : Просвещение, 1980.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!