Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Почти у всех родителей наступает такой момент, когда их ребенок начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.
Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст.
Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.
Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.
Так возникает кризис трех лет.
Продолжительность протекания кризиса зависит от выбранной модели воспитания родителей, особенностей психического развития ребенка и его личности.
Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:
-
негативизм – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
-
упрямство – ребенок требует что то не потому что ему это надо, а потому что он то требует.
-
своеволие - проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет.
-
протест - поведение ребёнка носит протестующий характер.
-
обесценивание - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям.
Таким образом, «кризис трёх лет» - это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.
Все эти особенности проявления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность.
Типичные ошибки родителей, которые могут наблюдаются в этот кризисный период у ребенка:
-
Первая ошибка - заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации.
-
Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.
-
Третья ошибка - советчики родителей становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности.
-
Четвертая ошибка - неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса 3 лет у ребенка:
-
Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
-
Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
-
При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.
-
Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство.
-
Не командуйте своим ребенком. Это лишь приведет к нервному напряжению.
-
Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным.
-
Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
-
Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку.
-
Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации.
-
Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал.
-
Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком.
-
Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка.
А если у ребенка началась истерика, то стоит поступить следующим образом:
1) задайте неожиданный вопрос;
2) не пытайтесь что-либо внушать ребёнку – он сильно возбуждён и не может вас услышать;
3) достаньте из кармана интересный предмет, чтобы его заинтересовать.
5) предложите другую деятельность (попытайтесь переключить внимание);
6) если ребёнок требует что-либо надрывно, спокойно скажите: «Я дам тебе конфету, как только ты успокоишься и попросишь красиво. Ты умеешь это делать».
Список литературы:
https://ivanova-t-v.a2b2.ru/info/7424/
https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/psixologiya/krizis-3-let.html