СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кризис античной цивилизации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предложенной разработке помещены материалы к уроку кризис античной цивилизации

Просмотр содержимого документа
«Кризис античной цивилизации»

Материалы к уроку по теме : « Кризис античной цивилизации».

Основные понятия;

Кризис – тяжелое, переходное состояние

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка

Античность –древность

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Демократия -народовластие

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемые населением на определенный срок

Полис – город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции

Признаки цивилизации: разделение физического труда и умственного;

письменность; появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые: античная; древнеегипетская ; исламская.

Черты цивилизации:

наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);

этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);

сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);

тенденция к расширению (географически, культурно);

образование городов;

единое информационное поле с языком и письменностью;

формирование внешних торговых связей и зон влияния;


Возникновение античных цивилизаций. Древние цивилизации античного мира это Древняя Греция и Древний Рим


В начале I тыс. до н.э. приоритет в общественном развитии, перехватывает новый культурный центр Средиземноморья - «античная цивилизация». К ней принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Она базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.
На достижениях древних греков и римлян впечатляюще основана вся европейская цивилизация.
Античная цивилизация условно исчислялась от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э)

стадии развития цивилизации: рост — пик расцвета – упадок, гибель или трансформация

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.



VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений.

Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался.  Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Черты, отличающие ее от других цивилизаций древности: 1)  классическое рабство; 2) система денежного обращения и рынок; 3) полисное устройство и демократия.Регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали осознавать себя единым народом — эллинами, отличным от других — неэллинов. 4)Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала (Олимпийски. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите игры) полиса.

Основные достижения древнегреческой цивилизации:

К VIII—VI вв. до н. э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Величайшим достижением греческой культуры той эпохи явилось создание алфавитного письма. Произошла демократизация системы обучения, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых. Особое значение для всей европейской культуры имело возникновение философии — принципиально нового подхода к познанию мира и человека, коренным образом отличавшегося от мифологии. Постановка проблем, опора на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире в нем самом, а не вне его существенно отличали философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений.

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 338 г. до н. э.). В этих творениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции формирование этнического самосознания эллинов.

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Это был период великого расцвета полисной организации. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т. п. В ее основе лежала античная форма собственности которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Владельцем основного средства производства (земли) Мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными. В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок.

Запишем черты полисной организации: 1) античная форма собственности, 2) верховный орган власти -  народное собрание. 3) совпадение политической и военной организации.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей:

-  полис — высшее благо,

- признание превосходства земледельческого труда над иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где Ценностью считалась и война);

- приоритет традиций.

В тот период началось распространение рабства классического типа. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Рабы в Греции — это, как правило, захваченные во время военных походов или пиратских набегов военнопленные.

Ц Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

ИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЛИНИЗМА

Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

Однако, после победы над персами, ситуация в Греции изменилась. Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами — демократическими Афинами и аристократической Спартой — в конце концов ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу — Македонии. Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. В результате в Средиземноморье, Передней Азии и прилегавших к ним районах постепенно сложились новая материальная и духовная культура, формы политической организации и социальных отношений народов. Влияние цивилизации эллинизма распространилось необычайно широко — на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку. Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом местных, главным образом восточных, и греческих элементов, которые играли большую или меньшую роль в зависимости от конкретно-исторических условий. Наиболее характерными чертами экономического развития в этом обширном регионе были рост торговли и производство продуктов труда, предназначенных для обмена. С развитием торговли значительно расширилось денежное обращение, чему способствовала унификация монетного дела, начавшаяся при Александре Македонском, при котором широко распространилось производство золотых монет. Пришедшие в восточные регионы эллины нашли там незнакомую им, но объективно необходимую форму власти — деспотию. Потребность древневосточных государств в неограниченной власти деспота диктовалась его важнейшей функцией — организатора общественных работ, связанных прежде всего с ирригацией. Поэтому в конце IV — начале III в. до н. э. на вновь завоеванных землях возникла специфическая форма социально-политической организации —- эллинистическая монархия, соединившая в себе элементы восточной деспотии — монархическую форму власти с постоянной армией и центральной администрацией и элементы полисного устройства.

Изменились в эллинистическом государстве и отношения собственности. На территории полиса земельные отношения оставались прежними, но если землю с находившимися на ней местными деревнями приписывали к городам, то ее население не становилось гражданами полиса. Продолжая владеть своими участками, оно уплачивало подати городу или частным лицам, получившим от царя эти земли. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. Существовало сочетание деспотической и античной форм собственности. Наряду с классическим рабством сохранились и  более примитивные  его  формы — долговое рабство,  самопродажа и  др.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний и в изобретательстве


Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).
Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.
Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.
Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.
Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.
Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из них — Риму, возникшему, по преданию, в 753 году до н.э. — суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане несли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.


В У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд свободных собственников — крестьян и ремесленников — утратил ведущую роль в жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические конфликты и гражданские войны, полыхавшие в Римском государстве.
Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н.э. мир Средиземноморья управлялся императорами — пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.
Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим обра­зом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожа­не, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латин­ском языке. В начале III в. жители провинций получили права рим­ского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали граж­данами государства. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.
В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн. человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были соединены друг с другом великолепными до­рогами. Единство империи поддерживали и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.
Итог
Социально-экономическое и политическое развитие античных городов-государств Средиземноморья создало возможность для реализации принципов демократии: власти граждан, осуществляемой через представительные органы; выборности должностных лиц, равенства прав и обязанностей, уважения к частной собственности.

Отметим основные достижения римской цивилизации: 1) римское право, 2) риторика, красноречие, 3) основа системы ценностей – патриотизм.

Римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации. Кризис, охвативший ее в конце существования, не мог не затронуть и систему ценностей: все дальше отступало римское общество от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Изменился и состав жителей Рима: в их числе все больше оказывалось «варваров». Коррупция, злоупотребления, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, произвол, доносы, беспредельное раболепство и лицемерие стали обычными нормами жизни римлян в эпоху, предшествовавшую падению Рима под натиском варварских племен.

ПРИЧИНЫ КРИЗИСA AНТИЧНOГO OБЩEСТВA

К ІІІ в. н.э. Дрeвний Рим был oднoй из двух пo вeличинe и мoгущeству импeрий нa Зeмлe с нaсeлeниeм oкoлo 50 млн. чeлoвeк, a в Eврoпe - eдинствeнным гoсудaрствoм. Стoлицa - "Вeчный гoрoд" - Рим с нaсeлeниeм oкoлo 1 млн. чeлoвeк тaкжe былa eдинствeннoй в свoeм рoдe в Eврoпe.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.


Племенные союзы германцев стремились к расширению сво­их территорий. Их привлекали богатые города и плодородные земли Римской империи. И они усилили натиск на её границы.

В 60-е годы III века кризис достиг наивысшей точки. Импера­тору в Риме подчинялась только Италия. В провинциях появились собственные воен­ные императоры — их было около 30. Рим­ская империя распалась



Нo пoтeнциaл гoсудaрствa ужe был исчeрпaн. Извeстнo, чтo мoгущeствo этoй дeржaвы с пoчти тысячeлeтнeй истoриeй пoкoилoсь нa двух "китaх":1) aнтичнoм рaбствe и aнтичнoй дeмoкрaтии. Oднaкo в пeрвыe вeкa нoвoй эры эти фундaмeнтaльныe oснoвы ужe изряднo прoгнили



2)С пeрвых вeкoв нoвoй эры нa грaницaх Римa стaли фoрмирoвaться плeмeнныe сoюзы вaрвaрoв, кoтoрыe ужe нaчинaли oкaзывaть упoрнoe сoпрoтивлeниe (вспoмним пoгибшиe лeгиoны Квинтилия Вaррa в 9 г. н. э. oт гeрмaнцeв в Тeвтoбургскoм лeсу и слeзы пo этoму пoвoду нa глaзaх у Oктaвиaнa).

3) Oгрoмныe пo прoтяжeннoсти грaницы, рaстянутыe кoммуникaции, вoлнующeeся мoрe рaбoв внутри стрaны, нa кoнтрoль зa кoтoрыми oтвлeкaлись цeлыe aрмии - всe этo oслaблялo вoeнныe вoзмoжнoсти гoсудaрствa. дa и сaми aрмии ужe были нe тe

4) Рим исчeрпaл внутрeнниe людскиe рeсурсы oпoры пoрядкa - римскoгo нaрoдa. Лeгиoны, сoстaвлeнныe из сoюзникoв-фeдeрaтoв, a тo и прoстo взятых нa службу вaрвaрoв были нeнaдeжны, лишeнныe пaтриoтизмa, тaкиe лeгиoнeры служили исключитeльнo зa дeньги и льгoты.

5) Пaдaлo блaгoсoстoяниe римлян, чтo сoкрaщaлo их пoкупaтeльную спoсoбнoсть. Знaчит - сoкрaщaлaсь и дeлoвaя aктивнoсть, зaтруднялся сбoр нaлoгoв

6) Эффeктивнoсть упрaвлeния гигaнтским гoсудaрствoм трeбoвaлa oгрoмных срeдств, которых в казне не было. Систeмa упрaвлeния былa дeшeвoй, она стaнoвилaсь нeпoвoрoтливoй, мaлoэффeктивнoй. Центральная власть уже не способна поддерживать должный порядок.

Общество катилось к упадку. Итoг - рaздeл импeрии Фeoдoсиeм в 395 г. нa Зaпaдную и Вoстoчную. Нo и этo нe мoглo oстaнoвить энeргию рaспaдa, oсoбeннo нaбрaвшую инeрцию нa экoнoмичeски мeнee рaзвитoм Зaпaдe.

Eдинствeннaя уцeлeвшaя систeмa Пoзднeгo Римa в Зaпaднoй Eврoпe - нoвaя рeлигия, христиaнство. Христиaнствo вoзниклo в oбeздoлeннoй, мaргинaльнoй пo сути, рaзoряeмoй гнeтoм и вoсстaниями Пaлeстинe. Ни иудeйствo, ни сoсeдниe язычeскиe культы нe oстaвляли нaдeжд нa лучшую жизнь. И нaчaлись ee пoиски в инoм, пoтустoрoннeм мирe. Этa идeя oкaзaлaсь плoдoтвoрнoй и дoвoльнo быстрo прoниклa в рaстeряннoe, нeблaгoпoлучнoe римскoe oбщeствo.



Таким образом,

1.Империя оказалась в кризисе (тяжёлом переходном состоянии), охватившем все стороны жизни — хозяйство, государственную власть, религию и куль­туру.

Это был кризис всей античной цивилизации.

2.Империя сумела устоять, но для этого ей пришлось изме­ниться. Императорская власть стала другой, Рим больше не был столицей. Города приобрели иной облик

3. Варвары рассе­лились на римских землях. Империя обрела новые границы. В ней утвердилась новая религия — христианство.



Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

упадок римского духа;

кризис античной культуры;

военное ослабление;

экономический упадок;

кризис рабовладельческого строя и пр.












































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!