СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кризис и подросток

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

У всех детей в подростковом возрасте наступает определенная точка кипения, когда они не могут справится сами и на помощь приходит взрослый. Но не всегда взрослый знает как действовать в данных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Кризис и подросток»

Пути преодоления кризисных состояний учащихся в подростковом возрасте Семинар для педагогического коллектива

Пути преодоления кризисных состояний учащихся в подростковом возрасте

Семинар для педагогического коллектива

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя: суицидальные мысли;  фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»); суицидальные замыслы: способы, средства и временя. К внешним формам суицидного поведения относятся: попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью; завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

  • суицидальные мысли;
  • фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
  • суицидальные замыслы: способы, средства и временя.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

  • попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
 Суицид подростков имеет следующие черты:  1. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);  2. конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;  3. суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.  4. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;  5. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;  6. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, мало токсические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Суицид подростков имеет следующие черты: 1. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); 2. конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; 3. суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. 4. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; 5. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; 6. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, мало токсические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Общие признаки суицидального риска Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств:  детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период;  потеря дорогого человека, общественное  отвержение; тяжелое заболевание и т.д. Снижение ресурсов личности.

Общие признаки суицидального риска

  • Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  • Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств:

детство, прошедшее в неблагополучной семье;

  • плохие отношения с близкими в данный период;

потеря дорогого человека, общественное

отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

  • Снижение ресурсов личности.
  Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:  тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:

  • тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка: неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком; неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка; отсутствие у подростка друзей,  отвержение в учебной группе; серия неудач в учебе, общении,  межличностных отношениях с  родственниками и взрослыми.
  • Внешние обстоятельства суицидального подростка:
  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • отсутствие у подростка друзей,

отвержение в учебной группе;

  • серия неудач в учебе, общении,

межличностных отношениях с

родственниками и взрослыми.

 Исследования показали главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. (На это указали 50% мальчиков и 78% девочек) частые наказания детей (Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок). морализаторство  взрослых.

Исследования показали

  • главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. (На это указали 50% мальчиков и 78% девочек)
  • частые наказания детей (Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок).
  • морализаторство

взрослых.

Роль педагога в работе с такими подростками : Помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Выражается в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка.  Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Роль педагога в работе с такими подростками :

  • Помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений).
  • Выражается в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
  • Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. 
  • Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Факторы личности препятствующие совершению суицида нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, религиозные и  социальные табу.

Факторы личности препятствующие совершению суицида

  • нереализованные творческие планы,
  • осознание бессмысленности самоубийства,
  • боязнь причинить душевную боль родным и близким,
  • неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства,
  • религиозные и

социальные табу.

Психопрофилактика суицида с учетом основных видов учащихся

п/п

Класс

1

Основные виды деятельности с учащимися

1 – 4

2

3

Становление и развитие самооценки учащихся.

На что обратить внимание

5

6

4

Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

5

7

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

8

6

Развитие навыков общения, Формирование навыков само регуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов

9

7

Развитие навыков общения; формирование навыков само регуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

10-11

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток   В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Дом подростка – это модель мира.  А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить? (алкоголизм в семье, драки, дикая опека и т. д.)

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

  • В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить.
  • Дом подростка – это модель мира.  А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить? (алкоголизм в семье, драки, дикая опека и т. д.)
Правовая ответственность Попытка самоубийства может служить основанием для недобровольного помещения в психиатрическую больницу пособничество при самоубийстве, подстрекательство к самоубийству, доведение до самоубийства и неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь за собой правовую ответственность (ст. 110 УК РФ).

Правовая ответственность

  • Попытка самоубийства может служить основанием для недобровольного помещения в психиатрическую больницу
  • пособничество при самоубийстве, подстрекательство к самоубийству, доведение до самоубийства и неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь за собой правовую ответственность (ст. 110 УК РФ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!