Пути преодоления кризисных состояний учащихся в подростковом возрасте
Семинар для педагогического коллектива
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
- суицидальные мысли;
- фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
- суицидальные замыслы: способы, средства и временя.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
- попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
- завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
Суицид подростков имеет следующие черты: 1. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); 2. конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; 3. суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. 4. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; 5. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; 6. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, мало токсические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Общие признаки суицидального риска
- Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
- Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
- Объективная тяжесть жизненных обстоятельств:
детство, прошедшее в неблагополучной семье;
- плохие отношения с близкими в данный период;
потеря дорогого человека, общественное
отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
- Снижение ресурсов личности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:
- тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
- затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
- напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
- депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
- выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
- тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
- употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
- Внешние обстоятельства суицидального подростка:
- неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
- беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
- неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
- отсутствие у подростка друзей,
отвержение в учебной группе;
- серия неудач в учебе, общении,
межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми.
Исследования показали
- главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. (На это указали 50% мальчиков и 78% девочек)
- частые наказания детей (Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок).
- морализаторство
взрослых.
Роль педагога в работе с такими подростками :
- Помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений).
- Выражается в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
- Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка.
- Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Факторы личности препятствующие совершению суицида
- нереализованные творческие планы,
- осознание бессмысленности самоубийства,
- боязнь причинить душевную боль родным и близким,
- неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства,
- религиозные и
социальные табу.
Психопрофилактика суицида с учетом основных видов учащихся
№ п/п
Класс
1
Основные виды деятельности с учащимися
1 – 4
2
3
Становление и развитие самооценки учащихся.
На что обратить внимание
5
6
4
Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности.
В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.
Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.
Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка
5
7
Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни
Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»
8
6
Развитие навыков общения, Формирование навыков само регуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)
Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов
9
7
Развитие навыков общения; формирование навыков само регуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов
Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»
10-11
Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе
Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу
Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся
Роль родителей в профилактике суицидальных попыток
- В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить.
- Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить? (алкоголизм в семье, драки, дикая опека и т. д.)
Правовая ответственность
- Попытка самоубийства может служить основанием для недобровольного помещения в психиатрическую больницу
- пособничество при самоубийстве, подстрекательство к самоубийству, доведение до самоубийства и неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь за собой правовую ответственность (ст. 110 УК РФ).