СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кризис семилетнего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кризис семилетнего возраста»

 7 Л Е Т КРИЗИС семилетнего возраста

7 Л Е Т

КРИЗИС

семилетнего возраста

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь? Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем  переходным периодам, в полной мере  проявляется и в этом возрасте (негативизм,  упрямство, строптивость и др.).

Кризис 7 лет у ребенка.

Что это такое и каковы причины?

Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем

переходным периодам, в полной мере

проявляется и в этом возрасте (негативизм,

упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет? Появляются специфические для данного возраста особенности:  нарочитость;  нелепость;  искусственность поведения;  паясничанье;  вертлявость;  клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать  животным и людям — это не удивляет окружающих и  кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период  кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер,  вызывает не улыбку, а осуждение.

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость;
  • нелепость;
  • искусственность поведения;
  • паясничанье;
  • вертлявость;
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать

животным и людям — это не удивляет окружающих и

кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период

кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер,

вызывает не улыбку, а осуждение.

«СЕМИЗВЕЗДИЕ» кризиса семи лет № п/п СИМПТОМ 1 Утрата непосредственности ребенка, что связано с включением в поступки интеллектуального компонента, который встраивается между переживанием и поступком 2 3 Переход от одного способа переживания ребенка воздействий окружающей среды к другому Обобщение переживаний, что становится основой логики эмоций и чувств 4 Перестройка мотивационно-потребностной сферы, возникновение новых побуждений, переоценка ценностей 5 Изменение отношения ребенка к среде, его интересов и целей деятельности 6 Обобщение отношения ребенка к самому себе, осознание своей человеческой ценности, повышение уровня требований к себе, активное становление самооценки 7 Обобщение отношения ребенка к окружающим, перестройка позиции по отношению к близким взрослым

«СЕМИЗВЕЗДИЕ» кризиса семи лет

п/п

СИМПТОМ

1

Утрата непосредственности ребенка, что связано с включением в поступки интеллектуального компонента, который встраивается между переживанием и поступком

2

3

Переход от одного способа переживания ребенка воздействий окружающей среды к другому

Обобщение переживаний, что становится основой логики эмоций и чувств

4

Перестройка мотивационно-потребностной сферы, возникновение новых побуждений, переоценка ценностей

5

Изменение отношения ребенка к среде, его интересов и целей деятельности

6

Обобщение отношения ребенка к самому себе, осознание своей человеческой ценности, повышение уровня требований к себе, активное становление самооценки

7

Обобщение отношения ребенка к окружающим, перестройка позиции по отношению к близким взрослым

Каковы причины кризиса? К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и вне ситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции,  свобода конструировать свое личное отношение к  различным жизненным ситуациям. Останется  внутренний мир личности, мир чувств, пространство  внутренних действий и работы воображения.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и вне ситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции,

свобода конструировать свое личное отношение к

различным жизненным ситуациям. Останется

внутренний мир личности, мир чувств, пространство

внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского , ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» .  Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится  индивидуальным» .  Развитие новообразования в  стабильном возрасте представляет собой  исходный момент для всех динамических изменений «Я» .

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского , ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» . Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится

индивидуальным» . Развитие новообразования в

стабильном возрасте представляет собой

исходный момент для всех динамических изменений «Я» .

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе. Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде.  Применительно к интересующему нас  возрасту эта проблема начинает звучать как  проблема перехода от сюжетно-ролевой игры  к учебной деятельности.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде.

Применительно к интересующему нас

возрасту эта проблема начинает звучать как

проблема перехода от сюжетно-ролевой игры

к учебной деятельности.

  Пути разрешения кризиса 1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе,  уделите время  интеллектуальной и психологической подготовке.  Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение. 2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности. 3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого. 4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего  действия или своего бездействия. В результате он начнёт  взрослеть и станет сознательнее.  5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и  участия, сославшись на утомление или неважное  самочувствие.

  Пути разрешения кризиса

1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе,  уделите время  интеллектуальной и психологической подготовке.  Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.

2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.

3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.

4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего

действия или своего бездействия. В результате он начнёт

взрослеть и станет сознательнее.

5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и

участия, сославшись на утомление или неважное

самочувствие.

Как справиться с кризисом семи лет?  Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.  Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.  Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.  И змените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.   Тон приказа и назидания в этом возрасте  малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а  убеждать, рассуждать и анализировать вместе с  ребенком возможные последствия его действий.

Как справиться с кризисом семи лет?

  • Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  • Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  • Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  • И змените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

Тон приказа и назидания в этом возрасте

малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а

убеждать, рассуждать и анализировать вместе с

ребенком возможные последствия его действий.

 Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.  Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.  Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).  Поощряйте общение со сверстниками.  Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).  Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).  Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с  положительной окраской), какие могут быть сложности и  как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.  Как можно больше оптимизма и юмора  в общении с детьми, это всегда помогает!
  • Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  • Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  • Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  • Поощряйте общение со сверстниками.
  • Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  • Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  • Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с

положительной окраской), какие могут быть сложности и

как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.

Как можно больше оптимизма и юмора

в общении с детьми, это всегда помогает!

Спасибо за внимание! Солдатенко Н.Д., педагог-психолог

Спасибо за внимание!

Солдатенко Н.Д.,

педагог-психолог


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!