7 Л Е Т
КРИЗИС
семилетнего возраста
Кризис 7 лет у ребенка.
Что это такое и каковы причины?
Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?
Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем
переходным периодам, в полной мере
проявляется и в этом возрасте (негативизм,
упрямство, строптивость и др.).
Как проявляется возрастной кризис 7 лет?
Появляются специфические для данного возраста особенности:
- нарочитость;
- нелепость;
- искусственность поведения;
- паясничанье;
- вертлявость;
- клоунада.
Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать
животным и людям — это не удивляет окружающих и
кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период
кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер,
вызывает не улыбку, а осуждение.
«СЕМИЗВЕЗДИЕ» кризиса семи лет
№
п/п
СИМПТОМ
1
Утрата непосредственности ребенка, что связано с включением в поступки интеллектуального компонента, который встраивается между переживанием и поступком
2
3
Переход от одного способа переживания ребенка воздействий окружающей среды к другому
Обобщение переживаний, что становится основой логики эмоций и чувств
4
Перестройка мотивационно-потребностной сферы, возникновение новых побуждений, переоценка ценностей
5
Изменение отношения ребенка к среде, его интересов и целей деятельности
6
Обобщение отношения ребенка к самому себе, осознание своей человеческой ценности, повышение уровня требований к себе, активное становление самооценки
7
Обобщение отношения ребенка к окружающим, перестройка позиции по отношению к близким взрослым
Каковы причины кризиса?
К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и вне ситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции,
свобода конструировать свое личное отношение к
различным жизненным ситуациям. Останется
внутренний мир личности, мир чувств, пространство
внутренних действий и работы воображения.
Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского , ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» . Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится
индивидуальным» . Развитие новообразования в
стабильном возрасте представляет собой
исходный момент для всех динамических изменений «Я» .
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.
Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.
Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде.
Применительно к интересующему нас
возрасту эта проблема начинает звучать как
проблема перехода от сюжетно-ролевой игры
к учебной деятельности.
Пути разрешения кризиса
1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе, уделите время интеллектуальной и психологической подготовке. Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.
2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.
3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.
4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего
действия или своего бездействия. В результате он начнёт
взрослеть и станет сознательнее.
5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и
участия, сославшись на утомление или неважное
самочувствие.
Как справиться с кризисом семи лет?
- Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
- Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
- Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
- И змените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Тон приказа и назидания в этом возрасте
малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а
убеждать, рассуждать и анализировать вместе с
ребенком возможные последствия его действий.
- Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
- Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
- Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
- Поощряйте общение со сверстниками.
- Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
- Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
- Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с
положительной окраской), какие могут быть сложности и
как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.
Как можно больше оптимизма и юмора
в общении с детьми, это всегда помогает!
Спасибо за внимание!
Солдатенко Н.Д.,
педагог-психолог