СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кроссенс» как приём развития креативного мышления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-класс

«Кроссенс» как приём развития креативного мышления


Здравствуйте, уважаемые учителя.

Любая проблема выявляется на этапе диагностики. На первом этапе обучения у учащихся моего класса была проведена диагностика «Первый шаг к результативности» по следующим направлениям: мотивация, адаптация, психические процессы, уровень развития.

Результаты, на которые стоило обратить внимание.


направления

Проблема

Результат

ниже среднего

Место метки

1

Мотивация

65%


2

Адаптация

33%


3

Психические процессы

(память)

50%


4

Уровень развития

44%



Мысленно поставьте галочку на строчке, где у нас совпали проблемы. Пересчитайте число меток. Запомните их число. Так как общей целью образования является формирование у учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно и творчески, прибавьте к своему числу меток ещё одну. Поднимите руки те, у которых их не меньше трёх… Значит вам стоит заинтересоваться технологией критического мышления. Именно она помогает решить все эти проблемы. Одним из приёмов критического мышления является приём «Кроссенс».


Цель мастер-класса: Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.


Теоретическая часть

Сегодня мы познакомимся с приёмом креативного мышления под названием «Кроссенс». В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.

Для более полного понимания работы этого приёма проведём подготовительное упражнение.

Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока

(корона блестит, а сороки любят всё блестящее).


Практическая работа №1

Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких:

Корона – солнце – сосна – топор – дрова –?. По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.

1-2 корона-солнце

Рассуждения учителей:

золотая корона блестит, притягивает взгляд, завораживает своей красотой и солнце такого же ярко-жёлтого цвета (1-ый вариант ответа).

Это то, что лежит на поверхности, а вам надо мыслить масштабнее, глубже. Чтобы удобнее это было сделать, представьте себя рядом с этим предметом, вспомните, где вы его видели и при каких обстоятельствах.


Рассуждения учителей:

видели на короле, царской особе, правителе;

человеке, который управляет государством, всеми людьми;

по приказу, по установленным законам которого живут;

перед которым преклоняются и преклонялись;

без которого многие не могли представить себе жизни, были случаи, когда его боготворили, т.е. обожествляли с небесным светилом – солнцем («Князь Владимир - Красно Солнышко»);

того, кто приказа повелителя ослушается, нарушит правила, того ждёт суровое наказание

(2-ой вариант ответа).

2-3 солнце-сосна

Рассуждения учителей:

сосна – это растение, как и любое живое существо, тянется к солнцу, к свету, к теплу, жить без него не может, погибает.

Ускорим процесс рассуждения.

3-4-5-6 сосна-топор-дрова-?

Рассуждения учителей:

Топор – это орудие труда, которым можно срубить дерево, заготовить дрова и (закончите цепочку сами) развести…(огонь).

Вернёмся ко всем вашим высказываниям. Во время работы мы разбили материал на части. В каждой из них были ярко представлены самые важные, «опорные» слова. Вот ваши мудрые мысли.

Притягивает взгляд, завораживает своей красотой, управляет людьми, перед ним преклоняются, к нему тянутся, как к источнику света и тепла, без него не мыслят жизни, погибают. Его боготворят, обожествляют с солнцем. Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание.

Посмотрите, все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были сказаны не об огне, а в результате мы именно о нём получили полную картину.

Попробуйте одним предложением, можно эмоционально-окрашенным, сформулировать главную мысль этого текста.

Как велико значение огня для человека?!

На каких предметах возможно использовать данную ассоциативную цепочку? (Окружающий мир, история, ОБЖ) А если цепочку продлить дальше, например такими словами: «горение», «вещество», «пламя», «цвет»? Какие предметы пополнят наш список? (Физика, химия и даже изобразительное искусство). Т.е. от вас и ответов детей зависит, какой мы получим результат.

Графически вариативность наших ответов можно показать так.

Что это вам напоминает? (Дерево возможностей) Верно, а это значит, при работе с этим приёмом мы затрагиваем и процесс комбинаторики. Важно также отметить, что ассоциативное направление является одной из главных теорий в проблеме изучения памяти. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность человека.


Пример из опыта работы

Кроме цепочки слов, большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, как для игры "Крестики-нолики". Вот как бы выглядела наша цепочка про «огонь» в таблице.


Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. С ребятами на уроках нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.



1


2


3



8


9


4



7


6


5


Практическая работа №2.

Попробуйте в группах составить «Кроссенсы» с помощью заготовленных картинок. (Задания в трёх группах на 2-3 минуты) Назовите тему «Кроссенса». Прошу приступить…

Пока творческие группы работают, разберём ещё несколько необычных способов прочтения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд, странных, но допустимых объяснений. Я для всех слушателей задам загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? (Морковка) А теперь постарайтесь дать как можно больше своих нестандартных вариантов отгадок, но так, чтобы они не противоречили условиям загадки. (Свёкла, репка, Рапунцель, Комета,…)

Думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим «Кроссенс», и тот, который подразумевался его создателем).











49












! . ?; «»




@ # & * ~


0,1,2,3,4,

5,6,7,8,9


Спасибо большое! Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять «Кроссенсы».

На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Вывод

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

  • Научность: имеет научное обоснование;

  • Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

  • Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

  • Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

  • Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Рефлексия

Тем, кому понравился приём «Кроссенс» и кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку.

Тем, кто сомневается, что будет применять данный метод, возьмите желтую карточку.

Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите красную карточку. Расставьте их на свои дорожки. (В конце дорожки снять скрытое слово «Цель») Спасибо за внимание!

Памятка Алгоритм составления «Кроссенса»:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 - ый квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Подготовила материал учитель начальных классов: Гурова И.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!