Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?
(интегрированный урок по истории и литературе)
Тип урок: обобщение знаний
Методы: анализ текста, исторических документов, индивидульная работа, работа в группах, метод критического мышления (синквейн)
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран
Ход урока:
Актуализация. Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок. В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки, и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Недавно мы с вами закончили изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», кторый вновь нас переносит в 18 век.
- Что общего между историей и произведением А.С.Пушкина? (В центре внимания – исторические события. «Капитанская дочка» - исторический роман)
- Какой литературный персонаж роднит роман с историей? (Емельян Пугачев)
Обратите внимание на эпиграф уроку. В книге «Мой Пушкин» в главе «Пушкин и Пугачев» Марина Цветаева написала: В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит».
Марине Цветаевой вторит Ф.М.Достоевский: «Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».
- В чем смысл этих высказываний?
- Что их объединяет?
(Их объединяет одинаковая оценка характера Емельяна Пугачева. И Цветаева , и Достоевский подчеркивают двойственность этой незаурядной личности, ее противоречивый характер).
Объявление темы и цели урока.
В центре нашего сегодняшнего обсуждения - анализ образа Емельяна Пугачева с точки зрения исторической личности и литературного героя.
Итак, тема нашего урока: «Емельян Пугачев…», попробуйте дальше сформулировать тему урока. (Выслушиваются ответы учащихся, дается их оценка).
Правильно. Вы можете записать в тетрадь одну из своих формулировок либо воспользоваться нашей: «Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?».
Задачи:
знать причины, движущие силы и результаты восстания предводительством Емельяна Пугачева; текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
изучить критическую литературу и исторические источники по данному вопросу;
уметь сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, строить высказывание.
Повторение изученного.
Учитель истории. А что вы знаете о Пугачеве? Кто он? Откуда?
(Историческая справка из биографии Пугачева).
Ученик:
Эй, пошел, ямщик!.. – Нет мочи;
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги замело;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
Учитель литературы.
- Какое отношение эти пушкинские строки имеют к Пугачеву и к роману «Капитанская дочка»?
(они описывают первую встречу Гринева с Пугачевым во время бурана).
Обратимся к тексту.
(Чтение по ролям)
Гринёв.
Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось.
Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было за холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал, что в тамошние метели целые обозы бывали ими занесены. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.
…Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.
Вдруг я увидел что-то чёрное. Воз не воз, дерево не дерево, а, кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек.
- Послушай, мужичок, - обратился я к незнакомцу, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли довести меня до ночлега?
Пугачёв.
- Сторона мне знакомая, - слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да, вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги.
Немного погодя продолжил: «…слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай.
Гринёв.
- А почему ты думаешь, что жило недалече?
Пугачёв.
- А потому, что ветер оттоль потянул, и я слышу домом пахнуло; знать, деревня близко.
Гринёв.
Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тихо ступали по глубокому снегу.
Учитель литературы.
- Итак, перед вами два героя – две дороги. Как вы думаете, слово «дорога» в этой повести употреблено только в прямом значении или оно имеет переносное?
(Дорога в прямом значении – путь. Но ещё и «дорога жизни», «жизненный путь», «дорога чести»).
Учитель литературы.
- Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни.
Итак, встреча состоялась. Теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Потом они встретятся еще не раз, но главная их встреча – здесь, в буране.
- Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва «вывел» из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического? Что символизирует буран?
(Буран символизирует стихию, вихрь, смятение. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и пугачёвщина в его изображении: вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути. Не случайно Гриневу Пугачев приснится в виде бородатого мужика с топором. Топор, кровь – это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии «пугачёвщины»).
Учитель истории.
- Что послужило причинами появления самозванца Пугачева?
- Как проявляется его жестокость?
(Историческая справка).
Учитель литературы.
Далеко не все деяния и исторические события, связанные с восстанием Пугачева освещаются Пушкиным в произведении. За страницами повести остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни. Почти не изображает автор боевые действия, не описывает подробно осаду городов. Пушкин говорит об этом всего лишь нескольких словах.
Давайте посмотрим фрагмент фильма.
- Какому эпизоду соответствует фрагмент?
(Взятие Белогорской крепости. Казнь капитана Миронова и убийство Василисы Егоровны)
- Каким вы увидели здесь Пугачева?
(С одной стороны, жестокого, кровавого убийцу, с другой – милосердного человека, помнящего добро).
Думаю, теперь становятся еще более понятными высказывания М.Цветаевой, увидевшего в Пугачеве, как это ни парадоксально, «любящего изверга», и Ф.М.Достоевского, который подчеркивал, что Пугачев отличается зверством и вместе с тем «беззаветным русским благодушием».
Пушкин, изображая пугачевское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории , из этой «мглы», среди которой «дороги нет».
Давайте посмотрим на личность Пугачева глазами историков и литературоведов. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет у нас представлять историков, другая – литературоведов. Историки будут работать с Указом Е.Пугачева от 31 июля 1774г . Литературоведы в текстом романа «Капитанская дочка».
По ходу исследования исторического документа и художественного текста заполняете таблицу ( высвечивается на экране)
Черты характера Е.Пугачева | Указ Е.Пугачева от 31 июля 1774г | Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». |
| | |
Учитель истории.
- Как называет себя Пугачев в Указе?
- О каком качестве это говорит? (О дерзости._Записываем в таблицу)
Учитель литературы .
- Как велит себя называть в повести Пугачев?
Ученики . Государь Петр Федорович. В разговоре с Гриневым: «Дай срок ... как пойду на Москву» (Хрестоматия, гл. 8) — тоже проявляет дерзость.
Учитель истории . Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)
— отмену крепостного права;
— отмену налогов, рекрутских наборов;
— дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.
- О каких чертах характера это говорит?
Ученики . Широта души, щедрость.
Учитель литературы . Как эти качества показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8)
— «так ли тебя пожалую, когда получу свое государство»;
— «я тебя пожалую в фельдъегери и князья»;
— «казнить так казнить — миловать так миловать»;
— «возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь».
Учитель истории .
- Каковы планы Пугачева?
— захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
— наказать дворян;
— насладиться роскошью царской жизни.
- О какой черте характера это говорит?
Ученики . Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.)
Учитель литературы. Какие слова Пугачева говорят о его честолюбии? (Хрестоматия, гл. 8)
— «прусский король мог бы со мной потягаться?»;
— «я воюю хоть куда ... сорок енералов убиты ... четыре армии взяты в полон»;
— «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»;
— «лучше раз напиться живой крови» (иносказание: напиться живой кровью — значит поцарствовать, пожить на широкую ногу).
Учитель истории .
- Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?
— он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;
— у него хорошая армия, вооружение;
— проводит ряд удачных военных операций.
О каких чертах характера Пугачева это говорит?
Ученики . Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)
Учитель истории.
Войско Пугачева – 25 000 человек
В плен были взяты – 5 000 человек
Убито – 2 000 человек
В Казани сгорело 2057 домов, 25 церквей, 3 монастыря
Река Казань была запружена мертвыми телами
Вот пример хроники Хроника злодеяний Пугачева
Крепость Рассыпная
Атамана шайки, в которую явился Пугачев, он повесил
Начальнику Билову отсекли голову
Жену Билова изрубили
Вдову майора Веловского удавили
Все офицеры были повешены
Учитель литературы .
- А как показывает Пушкин жестокость, можно сказать, зверство Пугачева?
Ученики . По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.
Речь Пугачева наполнена угрозами. Приведите примеры
а) «Унять старую ведьму!» (гл. 8,)
б) «... с тебя живого велю кожу содрать» (гл. 8, )
Портретная характеристика: «звериный взгляд», «огненные глаза»
Учитель истории .
- Говорится ли в данном Указе о милосердии?
Ученики . Да, «милосердием всех награждаю».
Учитель . К кому Пугачев проявляет милосердие?
Ученики . К тем, кто его поддержал, — к крестьянам и казакам.
Учитель литературы .
Какие поступки Пугачева говорят о его милосердии в повести?
а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;
б) освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе.
Литературоведы: речевая характеристика: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Он узнает ... каково обижать народ ... казнить так казнить, жаловать так жаловать» (с. 98).
Учитель истории .- Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?
Ученики . Злодей.
Учитель литературы . - Как характеризует Пугачева Пушкин?
Ученики . Злодей, но и милосердный человек.
Учитель литературы. - Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?
Учитель литературы.
Все, что можно увидеть в Указе, Пушкин подтверждает. Но автор изображает Пугачева и милосердным. Для создания своего литературного образа писатель использует ХУДОЖЕСТВЕННЫЙВЫМЫСЕЛ. – это изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
- Какие сцены, по вашему мнению, вымышлены?
Ученики . Встреча с Гриневым во время бурана; Пугачев получает в подарок заячий тулуп; встречи и беседы с Гриневым; освобождение Маши.
Учитель литературы.
Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачева по отношению к Гриневу и к Маше.
Учитель истории. - Чьи интересы выражали Указы и действия Пугачева?
(народа. А тех, кто отказывался повиноваться ему, Пугачев жестоко преследовал)
- Можно ли было избежать восстания? (Да. Если бы Екатерина проявила милосердие к народу)
- А как она могла это сделать? (Дать крестьянам свободу)
Учитель литературы.
- Указал ли Пушкин путь, по которому следует идти, чтобы выбраться из «бурана» истории?
(Правительство должно быть милосердным к народу, заботиться о нем, дать ему необходимое для жизни)
Учитель истории.
- Чем закончилось восстание? (Жестоким подавлением, ухудшением жизни народа. Арест и казнь Пугачева).
Учитель литературы.
А.С.Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя белее ярким, живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.
А каким после сегодняшнего урока останется Емельян Пугачев в вашей памяти?
Составим синквейн.
Емельян Пугачев.
2 глагола
3 прилагательных
Предложение
1 существительное.
Подведение итогов.
Учитель литературы.
В повести раскрыта душа русского народа, заблудившегося в « буране». Эта взбунтовавшаяся душа может быть страшна, как буран, когда « дороги нет». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Учитель истории.
История , основываясь на фактах уже свершившихся , позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.
Учитель литературы.
А литература указывает путь , по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.
Домашнее задание.
Если бы вам представилась возможность побеседовать с Пугачевым, о чем бы вы его спросили? Какие вопросы ему задали?
Оценки за урок.