СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кровавый убийца или народный герой? (разработка интегрированного урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по литературе и истории. Образ Пугачева в истории и в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Кровавый убийца или народный герой? (разработка интегрированного урока)»

Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?

(интегрированный урок по истории и литературе)

Тип урок: обобщение знаний

Методы: анализ текста, исторических документов, индивидульная работа, работа в группах, метод критического мышления (синквейн)

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран

Ход урока:

  1. Актуализация. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок. В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки, и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Недавно мы с вами закончили изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», кторый вновь нас переносит в 18 век.

- Что общего между историей и произведением А.С.Пушкина? (В центре внимания – исторические события. «Капитанская дочка» - исторический роман)

- Какой литературный персонаж роднит роман с историей? (Емельян Пугачев)

Обратите внимание на эпиграф уроку. В книге «Мой Пушкин» в главе «Пушкин и Пугачев» Марина Цветаева написала: В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит».

Марине Цветаевой вторит Ф.М.Достоевский: «Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».

- В чем смысл этих высказываний?

- Что их объединяет?

(Их объединяет одинаковая оценка характера Емельяна Пугачева. И Цветаева , и Достоевский подчеркивают двойственность этой незаурядной личности, ее противоречивый характер).

  1. Объявление темы и цели урока.

В центре нашего сегодняшнего обсуждения - анализ образа Емельяна Пугачева с точки зрения исторической личности и литературного героя.

Итак, тема нашего урока: «Емельян Пугачев…», попробуйте дальше сформулировать тему урока. (Выслушиваются ответы учащихся, дается их оценка).

Правильно. Вы можете записать в тетрадь одну из своих формулировок либо воспользоваться нашей: «Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?».

  • Цель урока: на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: народный герой или кровавый убийца?

Задачи:

  • знать причины, движущие силы и результаты восстания предводительством Емельяна Пугачева; текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

  • изучить критическую литературу и исторические источники по данному вопросу;

  • уметь вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением;

  • уметь сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, строить высказывание.



  1. Повторение изученного.

Учитель истории. А что вы знаете о Пугачеве? Кто он? Откуда?

(Историческая справка из биографии Пугачева).

Ученик:

Эй, пошел, ямщик!.. – Нет мочи;

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги замело;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!



Учитель литературы.

- Какое отношение эти пушкинские строки имеют к Пугачеву и к роману «Капитанская дочка»?

(они описывают первую встречу Гринева с Пугачевым во время бурана).


Обратимся к тексту.

(Чтение по ролям)

Гринёв.

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось.

Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было за холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал, что в тамошние метели целые обозы бывали ими занесены. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.

…Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.

Вдруг я увидел что-то чёрное. Воз не воз, дерево не дерево, а, кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек.

- Послушай, мужичок, - обратился я к незнакомцу, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли довести меня до ночлега?

Пугачёв.

- Сторона мне знакомая, - слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да, вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги.

Немного погодя продолжил: «…слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай.

Гринёв.

- А почему ты думаешь, что жило недалече?

Пугачёв.

- А потому, что ветер оттоль потянул, и я слышу домом пахнуло; знать, деревня близко.

Гринёв.

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тихо ступали по глубокому снегу.

Учитель литературы.

- Итак, перед вами два героя – две дороги. Как вы думаете, слово «дорога» в этой повести употреблено только в прямом значении или оно имеет переносное?

(Дорога в прямом значении – путь. Но ещё и «дорога жизни», «жизненный путь», «дорога чести»).

Учитель литературы.

- Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни.

Итак, встреча состоялась. Теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Потом они встретятся еще не раз, но главная их встреча – здесь, в буране.

- Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва «вывел» из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического? Что символизирует буран?

(Буран символизирует стихию, вихрь, смятение. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и пугачёвщина в его изображении: вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути. Не случайно Гриневу Пугачев приснится в виде бородатого мужика с топором. Топор, кровь – это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии «пугачёвщины»).

Учитель истории.

- Что послужило причинами появления самозванца Пугачева?

- Как проявляется его жестокость?

(Историческая справка).

Учитель литературы.

Далеко не все деяния и исторические события, связанные с восстанием Пугачева освещаются Пушкиным в произведении. За страницами повести остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни. Почти не изображает автор боевые действия, не описывает подробно осаду городов. Пушкин говорит об этом всего лишь нескольких словах.

Давайте посмотрим фрагмент фильма.

- Какому эпизоду соответствует фрагмент?

(Взятие Белогорской крепости. Казнь капитана Миронова и убийство Василисы Егоровны)

- Каким вы увидели здесь Пугачева?

(С одной стороны, жестокого, кровавого убийцу, с другой – милосердного человека, помнящего добро).

Думаю, теперь становятся еще более понятными высказывания М.Цветаевой, увидевшего в Пугачеве, как это ни парадоксально, «любящего изверга», и Ф.М.Достоевского, который подчеркивал, что Пугачев отличается зверством и вместе с тем «беззаветным русским благодушием».

Пушкин, изображая пугачевское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории , из этой «мглы», среди которой «дороги нет».

Давайте посмотрим на личность Пугачева глазами историков и литературоведов. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет у нас представлять историков, другая – литературоведов. Историки будут работать с Указом Е.Пугачева от 31 июля 1774г . Литературоведы в текстом романа «Капитанская дочка».

По ходу исследования исторического документа и художественного текста заполняете таблицу ( высвечивается на экране)

Черты характера Е.Пугачева

Указ Е.Пугачева от 31 июля 1774г

Повесть

А.С. Пушкина «Капитанская дочка».





Учитель истории.

- Как называет себя Пугачев в Указе?

- О каком качестве это говорит? (О дерзости._Записываем в таблицу)

Учитель литературы .

- Как велит себя называть в повести Пугачев?

Ученики . Государь Петр Федорович. В разговоре с Гриневым: «Дай срок ... как пойду на Москву» (Хрестоматия, гл. 8) — тоже проявляет дерзость.

Учитель истории . Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)

— отмену крепостного права;

— отмену налогов, рекрутских наборов;

— дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.

- О каких чертах характера это говорит?

Ученики . Широта души, щедрость.

Учитель литературы . Как эти качества показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8)

— «так ли тебя пожалую, когда получу свое государство»;

— «я тебя пожалую в фельдъегери и князья»;

— «казнить так казнить — миловать так миловать»;

— «возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь».

Учитель истории .

- Каковы планы Пугачева?

— захват престола в России;

– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;

— наказать дворян;

— насладиться роскошью царской жизни.

- О какой черте характера это говорит?

Ученики . Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.)

Учитель литературы. Какие слова Пугачева говорят о его честолюбии? (Хрестоматия, гл. 8)

— «прусский король мог бы со мной потягаться?»;

— «я воюю хоть куда ... сорок енералов убиты ... четыре армии взяты в полон»;

— «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»;

— «лучше раз напиться живой крови» (иносказание: напиться живой кровью — значит поцарствовать, пожить на широкую ногу).

Учитель истории .

- Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?

— он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;

— у него хорошая армия, вооружение;

— проводит ряд удачных военных операций.

О каких чертах характера Пугачева это говорит?

Ученики . Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)

Учитель истории.

  • Войско Пугачева – 25 000 человек

  • В плен были взяты – 5 000 человек

  • Убито – 2 000 человек

  • В Казани сгорело 2057 домов, 25 церквей, 3 монастыря

  • Река Казань была запружена мертвыми телами

Вот пример хроники Хроника злодеяний Пугачева
Крепость Рассыпная

  • Атамана шайки, в которую явился Пугачев, он повесил

  • Начальнику Билову отсекли голову

  • Жену Билова изрубили

  • Вдову майора Веловского удавили

  • Все офицеры были повешены

Учитель литературы .

- А как показывает Пушкин жестокость, можно сказать, зверство Пугачева?

Ученики . По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.

Речь Пугачева наполнена угрозами. Приведите примеры

а) «Унять старую ведьму!» (гл. 8,)

б) «... с тебя живого велю кожу содрать» (гл. 8, )

Портретная характеристика: «звериный взгляд», «огненные глаза»

Учитель истории .

- Говорится ли в данном Указе о милосердии?

Ученики . Да, «милосердием всех награждаю».

Учитель . К кому Пугачев проявляет милосердие?

Ученики . К тем, кто его поддержал, — к крестьянам и казакам.

Учитель литературы .

Какие поступки Пугачева говорят о его милосердии в повести?

а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;

б) освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе.

Литературоведы: речевая характеристика: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Он узнает ... каково обижать народ ... казнить так казнить, жаловать так жаловать» (с. 98).

Учитель истории .- Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?

Ученики . Злодей.

Учитель литературы . - Как характеризует Пугачева Пушкин?

Ученики . Злодей, но и милосердный человек.

Учитель литературы. - Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?

Учитель литературы.

Все, что можно увидеть в Указе, Пушкин подтверждает. Но автор изображает Пугачева и милосердным. Для создания своего литературного образа писатель использует ХУДОЖЕСТВЕННЫЙВЫМЫСЕЛ. – это изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.

- Какие сцены, по вашему мнению, вымышлены?

Ученики . Встреча с Гриневым во время бурана; Пугачев получает в подарок заячий тулуп; встречи и беседы с Гриневым; освобождение Маши.

Учитель литературы.

Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачева по отношению к Гриневу и к Маше.

Учитель истории. - Чьи интересы выражали Указы и действия Пугачева?

(народа. А тех, кто отказывался повиноваться ему, Пугачев жестоко преследовал)

- Можно ли было избежать восстания? (Да. Если бы Екатерина проявила милосердие к народу)

- А как она могла это сделать? (Дать крестьянам свободу)

Учитель литературы.

- Указал ли Пушкин путь, по которому следует идти, чтобы выбраться из «бурана» истории?

(Правительство должно быть милосердным к народу, заботиться о нем, дать ему необходимое для жизни)

Учитель истории.

- Чем закончилось восстание? (Жестоким подавлением, ухудшением жизни народа. Арест и казнь Пугачева).

Учитель литературы.

А.С.Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя белее ярким, живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.

А каким после сегодняшнего урока останется Емельян Пугачев в вашей памяти?

Составим синквейн.

Емельян Пугачев.

2 глагола

3 прилагательных

Предложение

1 существительное.

  1. Подведение итогов.

Учитель литературы.

В повести раскрыта душа русского народа, заблудившегося в « буране». Эта взбунтовавшаяся душа может быть страшна, как буран, когда « дороги нет». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Учитель истории.

История , основываясь на фактах уже свершившихся , позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.

Учитель литературы.

А литература указывает путь , по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.

  1. Домашнее задание.

Если бы вам представилась возможность побеседовать с Пугачевым, о чем бы вы его спросили? Какие вопросы ему задали?

  1. Оценки за урок.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!