Тема урока: Круговорот воды в природе.
Цели урока:
Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состоя-
ния в другое).
Закрепить знания детей о разнообразии состояний воды в окружающей среде.
Формировать знания об экологической целостности природы.
Закрепить знания учащихся о том, как человек влияет на природу. Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Оборудование: рисунки «Круговорот воды в природе», карточка со словом «круговорот», , глобус, для опыта : штатив с закреплённым стеклом, спиртовка, колба с водой, карточки с заданиями, тест.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок природоведения.
II. Сообщение темы урока
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
– Сегодня мы продолжим разговор о воде. Закрепим изученный материал по теме и узнаем новое о воде.
III. Повторение
Начнём с повторения..
Опрос
– Что такое вода? (Вода это полезное ископаемое.)
– Расскажите о составе воды. (В состав воды входят водород, кислород, примеси и минеральные соли.)
– Докажите, что в воде есть кислород. (Если в стакан налить воду и на некоторое время оставить, на стенках стакана осядут пузырьки. Это пузырьки воздуха, а в воздухе есть кислород.)
– Какая вода нужна всему живому? (Всем нужна чистая вода.)
– Как можно очистить воду от естественных загрязнений? (Нужно воду профильтровать.)
Ученик демонстрирует опыт и рассказывает.
– Сначала фильтруем воду через сетку, на ней остаются камешки и остатки растений. Затем через многослойный фильтр из специальной бумаги или ткани. Чтобы воду можно было пить, её надо прокипятить.
– Молодцы!
Учащиеся дают ответы. Желающие дополняют. Выставляются отметки.
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись!
Руки вверх, руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы! Садитесь.
IV. Подготовка к изучению нового материала.
Ребята читают подготовленные доклады
– Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.
2. Распределите состояния воды на 3 группы: вода в жидком, в твёрдом и в газообразном образном состоянии.
– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Это пар. Он присутствует в воздухе. Облака, туман.)
– От чего зависят различные состояния воды? (От температуры воздуха.)
– При каких условиях вода переходит из одного состояния в другое?
Ответы детей.
V. Изучение нового материала
Учитель демонстрирует глобус.
– Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?
Ответы детей.
– Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы сейчас решите сами.
1. Опыт
– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой?(Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)
– Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)
– Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)
– Сделайте вывод. (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)
2. Словарная работа
Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ»
– Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)
– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
3. Дети разыгрывают стихотворение С. Погореловского «Весёлый разговор»
По ходу чтения учитель открывает рисунки тучи, капелек, ручейка, моря, солнца, пара. Получается схема «Круговорот воды в природе».
Ведущий.
Нависли тучи над селом –
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
Куда ты несёшься?
Постой, ручеёк,
Побудь, непоседливый, с нами!
Капля.
Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далёк, –
Бегу я на родину, к маме!
Ведущий. А кто твоя мама?
Капля.
Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней –
И к стрАннице-тучке
Я паром взлетела.
Летела по свету я с ней.
Ведущий.
Счастливая, ты!
Увидела с неба
Всю землю с её чудесами!
Капля.
Да, много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме.
– Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (Вода испаряется, превращается в пар.)
– А почему до сих пор вся вода не испарилась с поверхности земли? (Высоко над землёй воздух очень холодный. Соприкасаясь с ним пар опять превращается в воду и опускается на землю в виде дождя , снега и града. Происходит круговорот воды в природе.)
Физкультминутка
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, – потом прыжок,
А теперь присядь скорее,
Не держись за батарею.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.
4. Закрепление
– Расскажите о путешествии капельки, пользуясь схемой.
VI. Беседа об охране воды
– Много воды на нашей планете. Реки, озёра, пруды, моря, океаны, вечные льды. Почему же всё чаще люди говорят, что вода в опасности?
– Почему так опасно загрязнять водоёмы?
– Как люди должны беречь и охранять воду?
– Что мы с вами можем сделать для охраны воды от загрязнений?
Ответы детей.
VII. Итог урока
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
– Итогом нашей работы будет тест.