СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол на тему «Семья – колыбель счастья»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему «Семья – колыбель счастья»»

План-конспект урока по ОБЖ для 8 класса

Урок - круглый стол «Семья – колыбель счастья»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Вид урока: урок-круглый стол

Цель: Определение значения семьи, как духовно-нравственной основы жизни человека, формирование положительного отношения к семейным ценностям.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть этапы становления и развития любви в семье, закрепить представление обучающихся о семье как ячейке общества.

Развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, навыков анализировать, сравнивать, рассуждать.

Воспитательная: формирование нравственных качеств, представлений о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких; формирование у учащихся ценности семейного очага.

Оборудование: презентация «Семья- колыбель счастья», карточки с пословицами и текстом для работы в группах, музыка для минутки тишины, чистые листы формата А4.

Планируемые результаты (УУД):

  • Сформировать у обучающихся понятие семья

  • Формировать положительное отношение к семейным ценностям

  • Разграничить понятия любовь и влюбленность

  • Выявить любовь как основную ценностью современной семьи

  • Выявить важность каждого члена семьи

  • Узнать о проблемы, которые существуют в семейных отношениях

  • Выработать качества честности, добропорядочности и искренности

  • Напомнить о важности и значимости почёта и уважения своих родителей

  • Рассмотреть семейные традиции



Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


1 мин.

Приветственное слово учителя:

Ребята, возьмитесь, пожалуйста, за руки и поприветствуйте друг друга словами:

-Доброе утро людям и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я надеюсь сегодня на Ваши доверительные ответы…

Приветствие

2.Актуализация

знаний






3 мин.

Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека.

Вы уже на пороге взрослой жизни, а значит, готовы вступить во взрослую жизнь, мы можем говорить и рассуждать на эту тему. А вот на какую, я предлагаю вам узнать самим, прочитав высказывание французского писателя Сент – Экзюпери. Как вы его понимаете высказывание и о чём мы будем говорить сегодня?

«Любить – это значит смотреть не на друг на друга,

а смотреть вместе в одном направлении»

Я думаю, что Вы уже задумывались над вопросами: чего я должен достигнуть в жизни, кем стать, какую семью создать, по какому принципу и как буду выбирать себе спутника жизни?

Отвечают на вопросы.




Ответы учащихся: тема занятия – семья.


3. Постановка учебной цели.


2 мин.

Слайд 1

Сегодня мы попробуем раскрыть тему: «Семья – колыбель счастья».

Для этого мы поставим перед собой проблемы, на которые попробуем найти ответы.

Слайд 2

Проблемы:

1.Связь любви и семьи.

2. Является ли любовь основной ценностью современной семьи?

3. Роль членов семьи.

4. Проблемы семейных отношений. Пути преодоления.

5.Отношения родителей и детей.

6. Семейные традиции и ценности.

Формулируют цель урока.

4.Изучение нового знаний






















































































































20 мин.

Слайд 3

Дискуссия

- Что для вас значит семья?

- Почему семья нужна человеку?

- Кто из Вас хотел бы выйти замуж или жениться по любви?

- Кто будет руководствоваться другими критериями?

Давайте выясним, любовь приходит и уходит, или бывает на всю жизнь.

Слайд 4

Для этого сравним два понятия: любовь и влюблённость.

Да, влюблённость – это ещё не любовь, а только нечто направленное на то, чтобы стать любовью, а может и не стать, может быть чувственной, мимолётной.

Чтобы влюблённость переросла в любовь, важно постараться узнать друг друга лучше и даже полюбить при всех недостатках. Научиться любить и прощать, радовать друг друга. Любовь – понятие духовное, вечное.

Счастье – это не только достижение наслаждения, удовольствия, а это ни с чем несравнимая радость дарить их другому – тому, кого любишь. Счастье – это большой и радостный труд души. И только тогда оно будет истинным.

Главное свойство любящего человека – желание дарить всё самое хорошее, что у него есть. Любить – значит, уметь дарить заботу, внимание, терпение и ничего не требовать взамен. Это трудно?

Любовь хочет и умеет не только отдавать, но и принимать.

Я рада, что многие из Вас хотят вступить в брак по любви.

Слайд 5

-Ответьте на вопрос: Является ли любовь основной ценностью современной семьи?

(Размышления учащихся).

Обсуждение.

Создание семьи – это обоюдное решение любящих друг друга мужчины и женщины, готовых вместе идти по жизни до конца. Они готовы делить все радости и беды, подставлять друг другу плечо и вместе воспитывать детей. Нужно научиться жить не для себя, а для другого. В этом заключается жизненный подвиг каждого из них и состоит главный смысл семьи.

Семья обогащает личность. Супруги погружаются в мир новых чувств, новых забот. Появляются новые цели, планы, интересы.

Слайд 6

Встаёт другой вопрос: какова роль членов семьи?

Семейная традиция нашего народа утверждает, что главой в семье является мужчина. Но быть главой – не значит быть правителем, чтобы подчинить себе жену. А означает, что на мужчину ложится ответственность за благополучие семьи, за верные решения. Муж – главный защитник семьи. У женщины в семье своя незаменимая роль. Она создаёт уют, душевность, нравственную красоту «родного очага».

В народе шутя говорили: муж – голова, а жена – сердце. И попробуйте ответить, что важнее.

Слайд 7

-Какие проблемы семейных отношений существуют?

Жизнь показывает, что отношения в семье уходят от истинных, когда кто-то один начинает ставить себя выше всех остальных, свои интересы ставит на первое место. Когда в семье перестают уметь прощать. Если один сказал грубое или обидное слово другому, пусть найдёт в себе силы извиниться.

Слайд 8

- Объясните, пожалуйста, высказывание Д.С.Лихачёва из статьи «В чём смысл жизни»: «Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать».

Важно уметь соблюдать нравственные запреты. Позволяем себе бездельничать, можем обмануть близкого, сделать что-то тайно, привыкаем к дурным привычкам, не уважаем старших, изменяем.

Вот тогда-то и уходит самое главное – доверие друг к другу, взаимная и искренняя любовь.

Раньше семьи были большие, состояли из 7-9 человек. Сейчас таких семей мало. В некоторых семьях живут только родители и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными. А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то такую семью называют трёхпоколенной.

Слайд 9

-Трудно ли жить в таких семьях? Какими могут быть отношения родителей и детей?

(Размышления детей).

Слайд 10

Работа над значением пословиц.

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. И в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы.

Я предлагаю вам сейчас составить пословицы и объяснить смысл их.


Не красна изба углами, а…

красна пирогами.

В гостях хорошо…

а дома лучше.

Где родился,…

там и пригодился.

Не нужен клад…

когда в семье лад.

Каждый кулик…

своё болото хвалит.

Какие корешки,…

такие и вершки.

В родной семье

и каша гуще.


Слайд 11

Дети в любом возрасте должны почитать своих родителей. Что это значит?

Почитать родителей, значит, слушаться их, советоваться, заботиться о них.

Долг родителей перед детьми — заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей — повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще — обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.

Был в старину один принцип. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца взрослых. Подчинение было беспрекословным и полным: – не сел отец за стол – никто не садится; – если шёл отец – все замолкали, ждали, что он скажет.

Исследования показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие (говорим, все передается по наследству). При исследовании генов выяснилось, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее всего влияет пятое поколение – это деды и бабки прабабок. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сыновей или выдавать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена …

Но во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. А вы знаете своих предков? До какого колена?

И пока еще живы старые родственники попробуйте восстановить эту цепочку поколений. Ведь это пригодится нашим детям.


Минутки тишины.

Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…

(включается красивая музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд).

А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.


Слайд 12

Работа в группах.

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали).


Текст для 1 группы:

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.


Текст для 2 группы:

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, , взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше?


Текст для 3 группы:

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.


Текст для 4 группы

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

Коллективное обсуждение.

- А какие традиции есть в ваших семьях?

Отвечают на вопросы

Примеры: (Брак по расчёту, по красоте и т.д.).





















Отвечают на вопросы учителя.
























Примеры: разводы, неполные семьи, брошенные семьи и т.д.























Работа с раздаточным материалом


























































Работа в группах с раздаточным материалом



5.Закрепление и обобщение





мин.

Перед вами лист, напишите в центре слово «семья». К нему подпишите, пожалуйста, ценности семьи, которые Вы определите для своей семьи.

Выполняют задание.

Примерные слова детей: забота, любовь, уважение, дети, родители, доброта, взаимопонимание, преданность.


6.Рефлексия деятельности.

2 мин.

Круг «От сердца к сердцу».


Вы сегодня нашли на занятии пусть маленькое, но солнце своей семьи.

Придумайте к каждой букве в слове «семья» семейные ценности, которые считаете истинными

Примерные ответы:

С – счастливая, сильная, скромная, солнечная…

Е – единственная, единая…

7. Подведение итогов


1 мин.

Слайд 13

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди.

Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Спасибо Вам, ребята, за работу, за свои мысли, которыми поделились со всеми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!