СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол «Приучаем ребёнка к труду».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить вместе с родителями способы трудового воспитания детей.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;
  2. проинформировать родителей о роли трудового воспитания в развитии личности ребёнка;
  3. создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями;
  4. дать рекомендации родителям по осуществлению трудового воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Приучаем ребёнка к труду».»

Круглый стол

«Приучаем ребёнка к труду».

(для родителей учащихся третьих классов)


Цель: определить вместе с родителями способы трудового воспитания детей.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;

  2. проинформировать родителей о роли трудового воспитания в развитии личности ребёнка;

  3. создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями;

  4. дать рекомендации родителям по осуществлению трудового воспитания.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.

  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Материалы и оборудование:

  1. столы и стулья (расставленные по кругу);

  2. мягкая игрушка;

  3. видеопроектор, экран;

  4. памятки для родителей (Приложение 1);

  5. видеофрагмент фильма «Мачеха» (1973 г., режиссёр Олег Бондарев); ссылка на видеофрагмент: https://yadi.sk/i/kDCnRxfH3KLvSB

Ход собрания

  1. Игра-приветствие «Передай по кругу» (раскрепощение участников, создание доброжелательной атмосферы).

Родители передают по кругу мягкую игрушку и говорят друг приятные приветственные слова («Рад вас видеть, хорошо сегодня выглядите и тд.»)

  1. Беседа «Воспоминания» (активизация мыслительной деятельности родителей, поиск способов решения проблемы через обращение к своему опыту).

Участникам предлагается вспомнить, как их родители занимались их трудовым воспитанием.

Вопросы для организации беседы:

- Какие методы применяли ваши родители для того, чтобы организовать трудовое воспитание?

- Вспомните конкретный случай из своего детства, наглядно демонстрирующий плюсы и минусы разных способов воспитания

  1. Просмотр фрагмента фильма «Мачеха» (организация дискуссии, обмен мнениями).

Ведущий просит участников поделиться своими мнениями.

- Как вы оцениваете позиции учителя и матери по отношению к трудовому воспитанию ребёнка?

- К чему, на ваш взгляд, может привести ограждение ребёнка от труда?

  1. Минилекция «Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. [1]

В жизнь младшего школьника входит систематический труд, который требует усилий и направлен на достижение результата. Труд осуществляется в процессе включения младших школьников в соответствующую деятельность. Первые уроки научной организации труда ученик получает в учебном процессе.

В процессе труда ребенок должен научиться наблюдать, получать новые впечатления, осмысливать свои действия, выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания, анализировать и оценивать результаты своего труда. Дети должны привыкнуть к мысли, что знания получают не только из книг, но также и из практической деятельности, путем труда. Для этого ребенок должен быть наблюдательным, самостоятельно приобретать знания. Такая установка на внимательное отношение к труду дает очень много в младших классах.

Начиная с первого класса ребят привлекают к ручному и художественному труду. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, упорства, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, изготавливая для них подарки. При изучении природоведения и естествознания учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и животных. Труд младших школьников в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженное деревце и т.д.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: дети посеяли семена и лишь через некоторое время смогут наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение. Ухаживая за животными, выращивая растения, младший школьник всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение к природе, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Младшие школьники наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает младшим школьникам возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд младших школьников в природе способствует не только нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию, но и формированию таких волевых качеств, как смелость, мужество, самоотверженность.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим людям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует формированию таких волевых качеств, как настойчивость, принципиальность, терпение.

Наконец, хозяйственно-бытовой труд – это вид труда, которым способен овладеть младший школьник. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и т.д. Если труд по самообслуживанию предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Младший школьник учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда младший школьник может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, учителю, маме) способствуют формированию таких нравственно-волевых качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, развитию общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем – коллективистических начал личности дошкольника.

Но не только в этом значение хозяйственно бытового труда. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, ее предварительного планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у младших школьников бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь в течение непродолжительного времени: протерли пыль, завтра она вновь появилась; приготовили раздаточный материал к проведению урока, а после урока все убрали. И ничто не напоминает ребятам о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел способствует выработке волевых качеств.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным (изготовленный младшим школьником предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-либо задачи (математической, житейской, собственное «открытие», полученное в результате обдумывания). Последний и есть результат умственного труда.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Разнообразные виды труда, практические занятия способствуют формированию волевых качеств личности. Педагоги должны помнить, что краткая вступительная беседа помогает пробудить у детей интерес и внимание к работе, желание показать свои знания в деле, на практике. Главное же состоит в том, чтобы в процессе труда создать ситуации, когда надо мыслить и действовать самостоятельно, вызвать удивление, любопытство, желание узнать больше, понять, самому попытаться найти правильное решение. Такие ситуации возникают в содержании и логике правильно организованного труда, когда сама работа ставит задачи, пробуждает любознательность, рождает мысли.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет авторитет школьника в классе. Нравственное и трудовое воспитание должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств. [2]


  1. Упражнение «Правила трудового воспитания» (создание условий для самостоятельного решения проблемы родителями).

Родителям необходимо разделиться на 3 подгруппы. Первая подгруппа составляет правила, которые призваны указать правильные действия родителей (хвалить ребёнка за сделанную работу, организовать рабочее пространство, помочь спланировать работу и т.д.), вторая подгруппа – правила, указывающие на ошибки в воспитании (где говорится, как делать нельзя: нельзя резко критиковать работу ребёнка, высмеивать неуклюжесть и неумелость ребёнка, использовать труд в качестве наказания), третья подгруппа – судьи, которые должны оценить разработанные каждой подгруппой правила. Обсуждение – третья подгруппа высказывает мнения по поводу разработанных правил, первой и второй группе тоже нужно дать возможность высказаться.

6. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается ответить на вопросы:

- что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании,

- была ли полученная информация полезной,

- как собираетесь использовать эту информацию?

Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами)



Источники:

  1. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/11/17/rol-trudovogo-vospitaniya-v-razvitii-lichnosti

  2. Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. –2014. –No11 (ноябрь)

  3. URL: http://www.all-psy.com/stati/detail/3222/1/


Приложение 1

Памятка для родителей

Приучаем ребёнка к труду

Правильно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.

Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелые и самостоятельны.

Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте – в каких пунктах они могут принять участие.

Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.

Можно сделать картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.

Используйте также кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).

По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.

Оценивайте сам вклад выполненной работы. Прокомментируйте качество работы, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.

Не выполняйте за детей работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.

Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.


Список домашних работ, которые под силу третьеклассснику.

Подмести пол.

Вытереть пыль с мебели.

Кормить животных.

Пропылесосить.

Застелить постель и прибрать вещи в комнате.

Почистить раковину и ванну.

Помыть зеркала и окна.

Сложить чистое белье и убрать его в шкаф.

Вынести мусор.

Вытрясти коврики.

Полить цветы.

Почистить овощи.

Повесить свою одежду в гардеробной.

Сгрести листья и траву.

Вывести животное на прогулку.

Поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину.

Управляться со стиральной машиной и сушилкой, отмерять моющие средства.

Совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать другой выбор.

Соблюдать свои собственные договоренности (дантист, тренировка, школа, кружок, постоянные домашние обязанности).

Испечь печенье и пироги.

Готовить еду для семьи.

Обслуживать гостей (помочь с верхней одеждой, предложить тапочки, принести напитки, предложить сесть).

Планировать свой собственный день рождения или другие семейные торжества.

Шить, вязать, делать поделки.

Мыть семейный автомобиль.

Дети очень любят чувствовать себя самостоятельными и нужными, ощущать, что родным необходима их помощь. Приучение детей к домашней работе – один из самых ценных подарков, который вы можете для них сделать, несмотря на собственные трудности и переживания.

Согласитесь, что дорогого стоят умения: планировать, доводить дела до конца, делать сразу несколько дел одновременно, и, главное, достойно выполнять взятые на себя обязательства. Со временем вы обязательно услышите от своих детей слова благодарности за этот проделанный труд. [3]


.














Приложение 1.


Анкета.

1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

4. Ест ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала?

5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным?

6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? Если да, то как?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!