СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковая работа по русскому языку. "Прямое и переносное значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие позволит углубить знания детей о прямом и переносном значении слов.

Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа по русскому языку. "Прямое и переносное значение слова"»

Тема: Прямое и переносное значение слова

Цели: 1. Развивать интерес к изучению русского языка.

2. И зучить особенности прямого и переносного значения слов, наблюдать за правильным употреблением слов в речи в прямом и переносном значении.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Материалы: С. И. Ожегов «Толковый словарь», карточки с заданием для творческих групп.

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы поговорим о прямом и переносном значении слова.

- Что такое прямое значение слова?

(Собственное значение слова – название того или иного предмета, явления, которое нас окружает)

- Что такое переносное значение слова?

(Переносное значение слова – вторичное значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциативных связей, посредством метонимии, метафоры. Значение, которое приобретает слово в речи, когда его употребляют вместо другого слова).

- Главная задача – объяснить смысл словосочетаний, где одно слово употреблено в переносном значении.

2. Основная часть.

1. Прочитайте словосочетания. Объясните, какое сходство между названным и подразумеваемым явлениями сделало возможным данные метафоры:

- плоды труда

- горячее сердце

- живая речь

- страх охватил

- сгорел от стыда

- зависть шевельнулась

2. Определение значения слова «зелёный»

- Посмотрим, каково прямое значение слова «зелёный» в словаре С. И. Ожегова. (1. Цвета травы, листвы. 2. Свет (в светофоре: разрешающее движение).. 3. Огонёк (фонарик, горящий за стеклом незанятого такси. 4. Чай .

- Определите, в каком значении употреблено слово «зелёный» в следующих словосочетаниях.

- зелёная улица - свободный путь

- зелёный огонёк - свободное такси

- зелёное поле - футбольное поле

- зелёный патруль - люди охраняющие лес

- зеленый друг – лес

- зелёная тоска – очень, очень скучно.

3. Работа по группам. Класс делится на 4 группы по геометрическим фигурам.

- Прочитайте словосочетание. Определите, в каком из них одинаковое слово употребляется в переносном значении.

1 гр. Железный стержень, железный характер

Подошва ноги, подошва горы.

2 гр. Мальчик спрятался, солнце спряталось.

Язык пламени, язык коровы.

3 гр. Мягкая улыбка, мягкая трава.

Воет ветер, воет волк.

4 гр. Убить время, убить комара.

Дышит человек, дышит двигатель.

- Составьте предложение с теми словосочетаниями, где слова употребляются в переносном значении.

4. Подобрать к словосочетаниям слова так, чтобы получился переносный смысл.

1 гр. Острый нож – острое…..слово

Чёрный карандаш – чёрная …… зависть

2 гр. Светлая вода – светлая…… мысль

Прозрачный воздух – прозрачный …..намёк

3 гр. Сладкая ягода – сладкая ……речь

Золотое кольцо – золотое…… сердце

4 гр. Стальной обруч – стальной ….. характер

Живые цветы – живая ……беседа.

5. В каждой паре слов подобрать такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим в переносном.

1 гр. Хвост, холод – собачий.

2 гр. Нервы, труба – стальные, железные.

3 гр. Перстень, характер – золотой.

4 гр. Жизнь, конфета – сладкая.

6. Подчеркнуть словосочетания, где глагол употреблен в переносном значении.

Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, проглотил язык, волчий хвост, горькое лекарство, медвежья услуга, горькая правда, важная птица, сладкая ложь, важная деталь, волчий аппетит, обливаться водой.

7. Переносное значение слов в тексте.

Мама крапива КУСАЕТСЯ?–Да.
–А как она лает?
2) Мама попросила ребят запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать. . В отсутствии матери кто-то постучал в дверь.
Приходил грипп, но мы его не пустили.
В каком значении поняли дети выделенный глагол? Составь и напиши два предложения с выделенными глаголами в переносном значении.
Выделенные слова КУСАЕТСЯ, ХОДИТ.

8. Укажите, какие глаголы в переносном значении использовал Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? Объясните значение.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела.

9. Составьте с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а другое – в переносном.

- тепло (души, от печки)

- металл (в голосе, черный)

- чёрный (мысли, пиджак)

- хлебнуть (горя, воды)

3. Заключительная часть (рефлексия) .

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

- Что означает выражение «переносный смысл слова»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!