СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковое занятие - Римские цифры

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения римских цифр, где в наше время ещё можно встретить римские числа. Научить записывать большие числа с помощью римских цифр, рассмотрены занимательные задачи.  

Просмотр содержимого документа
«Кружковое занятие - Римские цифры»

Кружковое занятие  с мотивированными детьми по математике  по теме «Римские цифры» для 5 класса 2016 год

Кружковое занятие с мотивированными детьми по математике по теме «Римские цифры» для 5 класса

2016 год

Разминка 1) В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 17

Разминка

1) В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 17

2) Найдите три разных способа выразить число 24 тремя одинаковыми цифрами.

2) Найдите три разных способа выразить число 24 тремя одинаковыми цифрами.

24 = 22 + 2 = 3 3 – 3 = 8 + 8 + 8. 3)  В квадрате, состоящем из 9 клеток, расставить числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы суммы чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду, а также на любой диагонали были равны.

24 = 22 + 2 = 3 3 – 3 = 8 + 8 + 8.

3) В квадрате, состоящем из 9 клеток, расставить числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы суммы чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду, а также на любой диагонали были равны.

Тема: «Римские цифры».   Цель: развитие логического мышления; раскрытие творческих способностей ребенка; воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); привитие интереса к предмету.

Тема: «Римские цифры».

Цель:

  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.
Римские цифры,  цифры древних римлян. Римская (буквенная) система нумерации появилась примерно в 500 году до нашей эры у этрусков. Просуществовала она много столетий, прежде чем в средние века была заменена на привычную нам систему, взятую у арабов.

Римские цифры, цифры древних римлян.

Римская (буквенная) система нумерации появилась примерно в 500 году до нашей эры у этрусков. Просуществовала она много столетий, прежде чем в средние века была заменена на привычную нам систему, взятую у арабов.

Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита: 1 I лат.  Unus 5 V лат.  Quinque 10 X лат.  Decem 50 L лат.  Quinquaginta 100 C лат.  Centum 500 D лат.  Quingenti 1000 M лат.  mille

Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита:

  • 1 I лат. Unus
  • 5 V лат. Quinque
  • 10 X лат. Decem
  • 50 L лат. Quinquaginta
  • 100 C лат. Centum
  • 500 D лат. Quingenti
  • 1000 M лат. mille
Правила записи чисел  римскими цифрами : Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).

Правила записи чисел римскими цифрами :

  • Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы.
  • Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).
История римских цифр Единица - I - это отображение пальца. Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем. Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки.

История римских цифр

Единица - I - это отображение пальца. Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем.

Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки.

История римских цифр Они произошли от жестов. Пятьдесят - L - рука поднята на уровень плеча, согнута в локте, и предплечье с собранной кистью поднято вверх. Раньше римская цифра 4 записывалась как IIII, а не IV. Возможно, так делали потому, что IV - первые буквы в имени Юпитера (IVPITER) в старолатинской записи.

История римских цифр

  • Они произошли от жестов. Пятьдесят - L - рука поднята на уровень плеча, согнута в локте, и предплечье с собранной кистью поднято вверх.
  • Раньше римская цифра 4 записывалась как IIII, а не IV. Возможно, так делали потому, что IV - первые буквы в имени Юпитера (IVPITER) в старолатинской записи.

Применение римских цифр Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э. Порядковый номер монарха: Карл V, Екатерина II, Петр I. Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав). В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия. Маркировка циферблатов часов «под старину». Иные важные события или пункты списка, например: II мировая война, XXII олимпийские игры и т.д. Порядковый номер ступени в звукоряде.

Применение римских цифр

  • Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.
  • Порядковый номер монарха: Карл V, Екатерина II, Петр I.
  • Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав).
  • В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия.
  • Маркировка циферблатов часов «под старину».
  • Иные важные события или пункты списка, например: II мировая война, XXII олимпийские игры и т.д.
  • Порядковый номер ступени в звукоряде.
В каком году построено здание? Понятно, что это 1930 год Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

В каком году построено здание?

Понятно, что это 1930 год

Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

Когда было построено это здание, сколько лет оно строилось, и когда была проведена его реставрация? Здание Одесского оперного театра

Когда было построено это здание, сколько лет оно строилось, и когда была проведена его реставрация?

Здание Одесского оперного театра

Запишите арабскими цифрами числа: Римские числа Ответ CMLXIV 964 CCCXXVI 326 DCCCXCI 891 CLXXX 180 LXXVII 77 34 XXXIV MCMXLV 1945

Запишите арабскими цифрами числа:

Римские числа

Ответ

CMLXIV

964

CCCXXVI

326

DCCCXCI

891

CLXXX

180

LXXVII

77

34

XXXIV

MCMXLV

1945

Запишите римскими цифрами числа: Арабские числа Ответ  3527 MMMDXXVII  183693 CLXXXIII m DCXCIII    574 DLXXIV   1147 MCXLVII   1974 MCMLXXIV  MMMMMIII  5003  444 CDXLIV

Запишите римскими цифрами числа:

Арабские числа

Ответ

3527

MMMDXXVII

183693

CLXXXIII m DCXCIII

574

DLXXIV

1147

MCXLVII

1974

MCMLXXIV

MMMMMIII

5003

444

CDXLIV

Закрепление пройденного Здесь зашифрованы римскими цифрами годы рождения Александра Пушкина, Александра Герцена и Александра Блока. Решите сами, какому Александру принадлежит какая дата.  MDCCCXH  MDCCXCIX  MDCCCLXXX

Закрепление пройденного

Здесь зашифрованы римскими цифрами годы рождения Александра Пушкина, Александра Герцена и Александра Блока. Решите сами, какому Александру принадлежит какая дата.

MDCCCXH MDCCXCIX MDCCCLXXX

Сосчитайте:   LХХIV - ХLVII = XXVII CCMII - CCDI = DI MMDCXLVIII - MMDXXLIV = = CXIV

Сосчитайте:

LХХIV - ХLVII =

XXVII

CCMII - CCDI =

DI

MMDCXLVIII - MMDXXLIV =

= CXIV

Задача.  Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.

Задача. Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.

Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.

Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.

Одна спичка - одна ошибка   Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.

Одна спичка - одна ошибка

Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.

Домашнее задание 1. Какое число римляне написали на здании храма ? 2. Сколько чисел по правилам римской нумерации можно записать с помощью цифр I; V; X ? 3 . Используя римскую систему записи чисел, запишите год своего рождения. 4. Переложи одну палочку так, чтобы выражение имело верное значение VI + I = V IX - I = X X + III =XI VI - IV = IX

Домашнее задание

1. Какое число римляне написали на здании храма ?

2. Сколько чисел по правилам римской нумерации можно записать с помощью цифр I; V; X ?

3 . Используя римскую систему записи чисел, запишите год своего рождения.

4. Переложи одну палочку так, чтобы выражение имело верное значение

VI + I = V IX - I = X

X + III =XI VI - IV = IX

Источники

  • 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%EC%F1%EA%E8%E5_%F6%E8%F4%F0%FB
  • 2. Фото «Часы – куранты Спасской башни» http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcShEhodjJtzrsEGbA-7WOvAKMCReu0RN3SUuEPa7C-26UQwsCAi9A
  • 3. Рисунок «Жесты» http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ8zQO3SfqDIrhgXHt5OndP2AigkvVy0toMFO3_61SKFdX9rBGPqSjJ2yAe
  • 4. Рисунок «Часы» http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOnCoWNVoF40dGcdhPd-s8NxT3MfqNh4cwUlXr6mmwV1T3FNPok3DSjas
  • 5. Рисунок «Глобус» http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTRK2sB4hy263n-gANw3lF4WKevnqgsgyo4yGru3H5RDWJELKGh10PfHQ
  • 6. Фото «Монета» http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQi1wGb4djSQBUYX_NOvT_OV0QzGJpSwjdAPZUuKWLusSehwrteSho1Cw
  • 7. Рисунок «Первые школы» http://laginlib.org.ua/blog/wp-content/uploads/2011/09/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg
  • 8. Фото «Здание Волжской академии водного транспорта» http://fotki.yandex.ru/users/apashenko/view/152409/
  • 9. Рисунок «Римские цифры» http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ97vyr86M5mf9mySXrq7p4FnWG-JS0UOJozKgDwz1_tz7kiNR-
  • 10. Рисунок «Цифра 4» http://abrosait.ru/wp-content/uploads/2010/03/4.jpg
  • 11. Рисунок «Римские цифры! Эх, посчитаем!» http://proza.ru/pics/2010/01/28/1195.jpg
  • 12. http://www.vneuroka.ru/matmir/zadacha.php?cat=1&num=12&sub=4
  • 13. Рисунок « They used to count with I, V, X, D, C, L & Ms. Roman numerals » http://activerain.com/image_store/uploads/7/8/4/6/3/ar13319501136487.png
  • 14. Рисунок «Умножение 123 на 165» http://hotcooltop.com/image268.jpg
  • 15. Глейзер Г.И. История математики в школе. – Москва: «Просвещение»,1981.
  • 16. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 1998.
  • 17. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1994.
  • 18. Рисунок «Смайл» http://img-fotki.yandex.ru/get/5818/137686494.0/0_72e39_333c6662_L
  • 19. Фото «А.С. Пушкин» http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=489666275-33-72
  • 20. Фото «А. Герцен» http://fra.1september.ru/2009/20/russes_herzen.jpg
  • 21. Фото «А. Блок» http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=16653850-19-72


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!