Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Итатская специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VIII вида»
(МКС(К)ОУ Итатская специальная школа – интернат VIII вида)
Программа:![](https://fhd.multiurok.ru/6/f/f/6ff7b9bd9673f4a1c233ffa5310359752e8d5e9c/kruzhok-azbuka-zdorov-ia_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/6/f/f/6ff7b9bd9673f4a1c233ffa5310359752e8d5e9c/kruzhok-azbuka-zdorov-ia_2.jpeg)
Составитель: Е. А. Казаева, воспитатель
Пояснительная записка
Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие,
и характер развивается во всем своем могуществе.
Герберт Спенсер
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. Кроме того, у самих взрослых не сформирована культура здоровья, и они не придают этому серьёзного значения в воспитании детей.
Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.
Занятия проводятся в форме эвристической беседы-диалога, деловой игры, занятий-практикумов.
Основополагающие приоритеты данной программы:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;
2.Оздоровление – не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель программы « Азбука здоровья»:
1.Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни,
2.Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
1.Научить сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения;
2.Сформировать основы гигиенических навыков;
3.Через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;
4.Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.
5.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, проекты; групповая работа, практическая работа, экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.
Формы работы:
– коллективная форма;
– работа в парах;
– индивидуальная;
Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.
В основу программы « Азбука здоровья» положены следующие принципы:
1. Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
6. Наглядность.
Программа курса «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на 1 год (34 часа). Занятия проводятся 1 час в неделю.
Программа данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа ориентирует обучающихся на дополнительное образование, позволяет расширить кругозор, активно развивать познавательные психологические процессы, дает возможность построить работу с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные способности.
Ожидаемые результаты:
к концу года должны быть сформированы следующие представления:
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
о частях своего тела и их функциях;
о правилах поведения в природе и быту;
о культуре питания;
о правилах гигиены и гигиенических требованиях;
об органах чувств,
о правилах хорошего тона;
о полезных и вредных привычках.
Учащиеся научаться:
контролировать свои поведение и желания;
соблюдать правила поведения в школе и дома;
организации подвижных игр;
составлять комплекс утренней гимнастики;
самостоятельно выполнять физминутки во время приготовления домашних заданий;
навыкам самоконтроля.
Контроль над освоением программы осуществляется в ходе опроса, дидактических игр, тестирования, выполнения творческих, исследовательских и практических работ.
Методическое обеспечение:
- учебная литература:
- специальная литература;
- учебные фильмы;
- учебные презентации.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- цветные бумага и картон, клей, ножницы, краски, ватман;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер.
![](https://fhd.multiurok.ru/6/f/f/6ff7b9bd9673f4a1c233ffa5310359752e8d5e9c/kruzhok-azbuka-zdorov-ia_3.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/6/f/f/6ff7b9bd9673f4a1c233ffa5310359752e8d5e9c/kruzhok-azbuka-zdorov-ia_4.png)
Учебно-тематический план
№п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводная часть. Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | - |
2. | Основная часть. | 33 | | |
2.1 | Уроки чистоты | 7 | 7 | 5 |
2.2 | Уроки Геркулеса | 9 | 9 | 4 |
2.3 | Уроки правильного питания | 5 | 5 | 3 |
2.4 | Уроки самопознания | 5 | 5 | 5 |
2.5 | Уроки выживания | 6 | 6 | 2 |
3. | Заключительная часть. | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 34 | 20 |
Содержание программы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводная часть Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | - | 03.09 |
| Основная часть | | | | |
| Уроки чистоты | 7 | 7 | 5 | |
2 | Чистота-залог здоровья. Чистота помещений. Организация дежурства в классе. | 1 | 1 | 1 | 10.09 |
3 | Забота о коже. Уход за телом. | 1 | 1 | 1 | 17.09 |
4 | Гигиена зрения. Гимнастика для глаз. | 1 | 1 | 1 | 24.09 |
5 | Гигиена слуха. | 1 | 1 | - | 01.10 |
6 | Обоняние. Гигиена дыхания. | 1 | 1 | 1 | 08.10 |
7 | Микробы – враги здоровья. | 1 | 1 | - | 15.10 |
8 | Акция «Чистота вокруг нас». | 1 | 1 | 1 | 22.10 |
| Уроки Геркулеса | 9 | 9 | 4 | |
9 | Как стать сильным, ловким, выносливым. | 1 | 1 | - | 29.10 |
10 | Красивая осанка-основа здоровья. | 1 | 1 | - | 12.11 |
11 | Упражнения для исправления осанки | 1 | 1 | 1 | 19.11 |
12 | Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Физминутки. | 1 | 1 | 1 | 26.11 |
13 | Сон и его польза. ИКТ | 1 | 1 | - | 03.12 |
14 | Закаливание. Простейшие правила. | 1 | 1 | - | 10.12 |
15 | Зачем нужен режим дня? Влияние режима дня на успеваемость. (Анкетирование ) | 1 | 1 | 1 | 17.12 |
16 | Твой вес и рост. Экскурсия в медицинский кабинет. | 1 | 1 | 1 | 24.12 |
17 | Мышцы и их работа. Тренировка мышц. | 1 | 1 | - | 14.01 |
| Уроки правильного питания | 5 | 5 | 3 | |
18 | Польза и режим правильного питания | 1 | 1 | - | 21.01 |
19 | Как правильно вести себя за столом. Культура приёма пищи. | 1 | - | 1 | 28.01 |
20 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 | - | 04.02 |
21 | Витамины и их значение в жизни человека. ИКТ | 1 | - | 1 | 11.02 |
22 | Урок-практикум «Моё любимое блюдо» | 1 | - | 1 | 18.02 |
| Уроки самопознания | 5 | 5 | 5 | |
23 | Знаешь ли ты себя? Твой темперамент. (Тест) | 1 | 1 | 1 | 25.02 |
24 | Зачем нужна память, какая она бывает. (Тест) | 1 | 1 | 1 | 03.03 |
25 | Нервы. Как их обуздать? (Тест) | 1 | 1 | 1 | 10.03 |
26 | Что такое дружба? (Тест) | 1 | 1 | 1 | 17.03 |
27 | Органы чувств. (Тест) | 1 | 1 | 1 | 31.03 |
| Уроки выживания. | 6 | 6 | 2 | |
28 | Что такое здоровье? Что значит быть здоровым? | 1 | 1 | - | 07.04 |
29 | Правила обращения с огнём. ТСО (учебный фильм). Оказание первой помощи. | 1 | 1 | 1 | 14.04 |
30 | Правила поведения при плохих погодных условиях. Фильм о природных катаклизмах. | 1 | 1 | | 21.04 |
31 | Правила обращения с электричеством. Презентация. Оказание первой помощи | 1 | 1 | 1 | 28.04 |
32 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 1 | 1 | - | 05.05 |
33 | Правила поведения в лесу. Если ты потерялся. | 1 | 1 | | 12.05 |
| Заключительная часть | 1 | 1 | 1 | |
34 | Занятие – игра «Я выбираю здоровье!» | 1 | 1 | 1 | 19.05 |
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Список использованной литературы
Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-
86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
Приложения