СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный лингвист"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью деятельности учителя. Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к предмету сформировать желание обращаться к различным источникам для знакомства с новыми фактами и явлениями, для получения дополнительной информации. Одним из средств вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность является олимпиада, которая является действенной формой внеклассной работы, способствующей развитию у школьников интереса к родному языку и словесности, выявлению одаренных и талантливых учащихся, формированию положительной мотивации учения. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления,  возможность своего маленького открытия.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный лингвист"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружка «Юный лингвист») для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

- Закона РФ «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 с изменениями);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897.

Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью деятельности учителя. Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к предмету сформировать желание обращаться к различным источникам для знакомства с новыми фактами и явлениями, для получения дополнительной информации. Одним из средств вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность является олимпиада, которая является действенной формой внеклассной работы, способствующей развитию у школьников интереса к родному языку и словесности, выявлению одаренных и талантливых учащихся, формированию положительной мотивации учения. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, возможность своего маленького открытия.

Цель - способствовать углублённому изучению русского языка и на его основе росту речевой компетенции и культуры учащегося.

Задачи:

  • подготовка учащихся к выполнению различного вида заданий по русскому языку, использование рекомендаций по работе над ними;

  • развитие навыков пользования справочной литературой и словарями;

  • формирование практических умений применения знаний в нетиповой ситуации.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.


Данная программа рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 9 класса. Она построена на изучении основных правил русского языка и включает в себя как теоретический, так и практический материал. Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения и в определенной мере обогатить и расширить их. В процессе прохождения данной программы обучающиеся подробно знакомятся с основными разделами русского языка. Данный курс способствует расширению и углублению знаний обучающихся и на основе лингвистических знаний максимально способствует их речевому развитию.






1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание курса

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Раздел 1.

Из истории русского языка

Из история языка. Возникновение славянской письменности. Языки мира. Родственные связи языков. Генеалогическое древо индоевропейских языков. Языки живые и мертвые. Классификация славянских языков. Русские учёные-лингвисты.

6

5

1

2

Раздел 2.

Культура речи

Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. Трудные случаи акцентуации. Лексические нормы русского литературного языка. Грамматические, нормы русского литературного языка.

6

5

1

3

Раздел 3.

Выразительность русской речи

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации. Средства выразительности речи. Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства выразительности. Лексические средства выразительности. Морфологические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности.

8

7

1

4

Раздел 4.

Фонетика и орфография русского языка

Фонетическая система русского языка. Фонетический разбор. Связь фонетики и орфографии.

3

2

1

5

Раздел 5.

Синтаксис и пунктуация русского языка

Словосочетание и предложение. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения.

3

2

1

6

Раздел 6.

Морфемика и словообразование русского языка

Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. Работа со словообразовательным словарём.

2

1

1

7

Раздел 7.

Стилистика и культура речи

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго.

2

1

1

8

Раздел 8.

Литературоведение и работа с текстом

Тропы. Фигуры речи. Определение художественно-выразительных средств в тексте. Фразеологизмы. История их происхождения. Крылатые слова и выражения. Комплексный анализ художественного текста.

4

3

1












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Раздел 1. Из истории русского языка

1

История языка. Возникновение славянской письменности.

1

Познакомиться с историей языка, с возникновением славянской письменности.



2

Языки мира. Родственные связи языков.

1

Познакомиться с мировыми языками, выделить общие и различные черты.



3

Генеалогическое древо индоевропейских языков. Языки живые и мертвые.

1

Составить генеалогическое древо индоевропейских языков. Познакомиться с языками живыми и мертвыми



4

Классификация славянских языков.

1

Составить таблицу классификации славянских языков. Посмотреть, какое место занимает русский язык.



5-6

Русские учёные-лингвисты.

2

Познакомиться с историей исследования русского языкознания, с работами известных русоведов-исследователей. Подготовить и защитить доклад про одного из исследователей русского языка.



Раздел 2. Культура речи

7

Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

1

Познакомиться с понятием «акцентуация», с орфоэпическими нормами русского литературного языка.



8

Трудные случаи акцентуации.

1

Рассмотреть трудные случаи акцентуации.



9-10

Лексические нормы русского литературного языка

2

Познакомиться с лексическими нормами русского литературного языка.



11

Грамматические нормы русского литературного языка.

1

Познакомиться с грамматическими нормами русского литературного языка.



12

Нормы русского языка.

1

Уметь редактировать тексты с лексическими и грамматическими ошибками.



Раздел 2. Выразительность русской речи

13

Выразительность русской речи.

1

Классифицировать средства выразительности речи. Составить таблицу средств выразительности.



14

Средства выразительности речи.

1

Выбирать языковые средства в зависимости от языковой ситуации.



15

Фонетические средства выразительности.

1

Познакомиться с фонетическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте.



16

Словообразовательные средства выразительности.

1

Познакомиться со словообразовательными средствами выразительности. Уметь находить их в тексте.



17

Лексические средства выразительности.

1

Познакомиться с лексическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте.



18

Морфологические средства выразительности.

1

Познакомиться с морфологическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте.



19

Синтаксические средства выразительности.

1

Познакомиться с синтаксическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте.



20

Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации.

1

Уметь самостоятельно находить различные средства выразительности и определять, к какой группе они относятся.



Раздел 3. Фонетика и орфография русского языка

21

Фонетическая система русского языка.

1

Рассмотреть фонетическую систему русского языка. Классифицировать звуки, составить опорную таблицу.



22

Связь фонетики и орфографии.

1

Выделить общие черты фонетики и орфографии.



23

Фонетический разбор.

1

Уметь самостоятельно транскрибировать слова, выполнять фонетический разбор слова.



Раздел 4.Синтаксис и пунктуация русского языка

24

Словосочетание и предложение.

1

Познакомиться с основными синтаксическими единицами, уметь давать определение.



25

Синтаксические синонимы.

1

Вспомнить определение «Синонимы», научиться определять синтаксические синонимы.



26

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения.

1

Уметь самостоятельно выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения.



Раздел 5. Морфемика и словообразование русского языка

27

Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов.

1

Познакомиться с понятием «аффиксы», уметь давать определение другим морфемам слова, выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова.



28

Работа со словообразовательным словарём.

1

Уметь находить слово в словообразовательном словаре, выполнять морфемный и словообразовательный разборы.



Раздел 6. Стилистика и культура речи

29

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

1

Познакомиться с устными и письменными стилями языка, выделять их основные признаки и жанры.



30

Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго.

1

Познакомиться с понятиями «социолингвистика», «сленг», «жаргон», «арго», уметь самостоятельно определять стиль текста.



Раздел 7. Литературоведение и работа с текстом

31

Тропы. Фигуры речи.


1

Уметь давать определение «тропы», «фигуры речи».



32

Фразеологизмы. История их происхождения.

1

Познакомиться с историей происхождения фразеологизмов, уметь давать понятие «фразеологизм».



33

Крылатые слова и выражения.

1

Познакомиться с понятием «крылатые выражения», знать крылатые выражения русского языка.



34

Определение художественно-выразительных средств в тексте.

1

Уметь самостоятельно определять изобразительно-выразительные средства в тексте.











2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

• Знать трудные случаи правописания

• Понимать их роль в общекультурном развитии человека

• Объяснять языковое явление

• Уметь применять знания при тестировании

• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

• Работать над расширением словарного запаса;

• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

• Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

• Четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

• Выполнять различные типы тестовых заданий;

• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

• Правильно отмечать в бланке вариант ответа;

• Вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 40 минут;

• Определять синтаксические конструкции.















Литература для учителя.

  1. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ОГЭ: 2019. Русский язык. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др.

  2. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.

  3. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  4. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку /авторы-составители: Г.М.Вялкова, Н.Н.Некляева.-М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  5. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.

Интернет-ресурсы:

1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru]

2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27]

3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html]

4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm]

5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!