ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружка «Юный лингвист») для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закона РФ «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 с изменениями);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897.
Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью деятельности учителя. Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к предмету сформировать желание обращаться к различным источникам для знакомства с новыми фактами и явлениями, для получения дополнительной информации. Одним из средств вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность является олимпиада, которая является действенной формой внеклассной работы, способствующей развитию у школьников интереса к родному языку и словесности, выявлению одаренных и талантливых учащихся, формированию положительной мотивации учения. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, возможность своего маленького открытия.
Цель - способствовать углублённому изучению русского языка и на его основе росту речевой компетенции и культуры учащегося.
Задачи:
подготовка учащихся к выполнению различного вида заданий по русскому языку, использование рекомендаций по работе над ними;
развитие навыков пользования справочной литературой и словарями;
формирование практических умений применения знаний в нетиповой ситуации.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
Данная программа рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 9 класса. Она построена на изучении основных правил русского языка и включает в себя как теоретический, так и практический материал. Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения и в определенной мере обогатить и расширить их. В процессе прохождения данной программы обучающиеся подробно знакомятся с основными разделами русского языка. Данный курс способствует расширению и углублению знаний обучающихся и на основе лингвистических знаний максимально способствует их речевому развитию.
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание курса | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Из истории русского языка Из история языка. Возникновение славянской письменности. Языки мира. Родственные связи языков. Генеалогическое древо индоевропейских языков. Языки живые и мертвые. Классификация славянских языков. Русские учёные-лингвисты. | 6 | 5 | 1 |
2 | Раздел 2. Культура речи Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. Трудные случаи акцентуации. Лексические нормы русского литературного языка. Грамматические, нормы русского литературного языка. | 6 | 5 | 1 |
3 | Раздел 3. Выразительность русской речи Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации. Средства выразительности речи. Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства выразительности. Лексические средства выразительности. Морфологические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности. | 8 | 7 | 1 |
4 | Раздел 4. Фонетика и орфография русского языка Фонетическая система русского языка. Фонетический разбор. Связь фонетики и орфографии. | 3 | 2 | 1 |
5 | Раздел 5. Синтаксис и пунктуация русского языка Словосочетание и предложение. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 3 | 2 | 1 |
6 | Раздел 6. Морфемика и словообразование русского языка Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. Работа со словообразовательным словарём. | 2 | 1 | 1 |
7 | Раздел 7. Стилистика и культура речи Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. | 2 | 1 | 1 |
8 | Раздел 8. Литературоведение и работа с текстом Тропы. Фигуры речи. Определение художественно-выразительных средств в тексте. Фразеологизмы. История их происхождения. Крылатые слова и выражения. Комплексный анализ художественного текста. | 4 | 3 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Раздел 1. Из истории русского языка |
1 | История языка. Возникновение славянской письменности. | 1 | Познакомиться с историей языка, с возникновением славянской письменности. | | |
2 | Языки мира. Родственные связи языков. | 1 | Познакомиться с мировыми языками, выделить общие и различные черты. | | |
3 | Генеалогическое древо индоевропейских языков. Языки живые и мертвые. | 1 | Составить генеалогическое древо индоевропейских языков. Познакомиться с языками живыми и мертвыми | | |
4 | Классификация славянских языков. | 1 | Составить таблицу классификации славянских языков. Посмотреть, какое место занимает русский язык. | | |
5-6 | Русские учёные-лингвисты. | 2 | Познакомиться с историей исследования русского языкознания, с работами известных русоведов-исследователей. Подготовить и защитить доклад про одного из исследователей русского языка. | | |
Раздел 2. Культура речи |
7 | Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. | 1 | Познакомиться с понятием «акцентуация», с орфоэпическими нормами русского литературного языка. | | |
8 | Трудные случаи акцентуации. | 1 | Рассмотреть трудные случаи акцентуации. | | |
9-10 | Лексические нормы русского литературного языка | 2 | Познакомиться с лексическими нормами русского литературного языка. | | |
11 | Грамматические нормы русского литературного языка. | 1 | Познакомиться с грамматическими нормами русского литературного языка. | | |
12 | Нормы русского языка. | 1 | Уметь редактировать тексты с лексическими и грамматическими ошибками. | | |
Раздел 2. Выразительность русской речи |
13 | Выразительность русской речи. | 1 | Классифицировать средства выразительности речи. Составить таблицу средств выразительности. | | |
14 | Средства выразительности речи. | 1 | Выбирать языковые средства в зависимости от языковой ситуации. | | |
15 | Фонетические средства выразительности. | 1 | Познакомиться с фонетическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте. | | |
16 | Словообразовательные средства выразительности. | 1 | Познакомиться со словообразовательными средствами выразительности. Уметь находить их в тексте. | | |
17 | Лексические средства выразительности. | 1 | Познакомиться с лексическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте. | | |
18 | Морфологические средства выразительности. | 1 | Познакомиться с морфологическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте. | | |
19 | Синтаксические средства выразительности. | 1 | Познакомиться с синтаксическими средствами выразительности. Уметь находить их в тексте. | | |
20 | Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации. | 1 | Уметь самостоятельно находить различные средства выразительности и определять, к какой группе они относятся. | | |
Раздел 3. Фонетика и орфография русского языка |
21 | Фонетическая система русского языка. | 1 | Рассмотреть фонетическую систему русского языка. Классифицировать звуки, составить опорную таблицу. | | |
22 | Связь фонетики и орфографии. | 1 | Выделить общие черты фонетики и орфографии. | | |
23 | Фонетический разбор. | 1 | Уметь самостоятельно транскрибировать слова, выполнять фонетический разбор слова. | | |
Раздел 4.Синтаксис и пунктуация русского языка |
24 | Словосочетание и предложение. | 1 | Познакомиться с основными синтаксическими единицами, уметь давать определение. | | |
25 | Синтаксические синонимы. | 1 | Вспомнить определение «Синонимы», научиться определять синтаксические синонимы. | | |
26 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 1 | Уметь самостоятельно выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | | |
Раздел 5. Морфемика и словообразование русского языка |
27 | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. | 1 | Познакомиться с понятием «аффиксы», уметь давать определение другим морфемам слова, выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова. | | |
28 | Работа со словообразовательным словарём. | 1 | Уметь находить слово в словообразовательном словаре, выполнять морфемный и словообразовательный разборы. | | |
Раздел 6. Стилистика и культура речи |
29 | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | 1 | Познакомиться с устными и письменными стилями языка, выделять их основные признаки и жанры. | | |
30 | Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. | 1 | Познакомиться с понятиями «социолингвистика», «сленг», «жаргон», «арго», уметь самостоятельно определять стиль текста. | | |
Раздел 7. Литературоведение и работа с текстом |
31 | Тропы. Фигуры речи. | 1 | Уметь давать определение «тропы», «фигуры речи». | | |
32 | Фразеологизмы. История их происхождения. | 1 | Познакомиться с историей происхождения фразеологизмов, уметь давать понятие «фразеологизм». | | |
33 | Крылатые слова и выражения. | 1 | Познакомиться с понятием «крылатые выражения», знать крылатые выражения русского языка. | | |
34 | Определение художественно-выразительных средств в тексте. | 1 | Уметь самостоятельно определять изобразительно-выразительные средства в тексте. | | |
2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
• Знать трудные случаи правописания
• Понимать их роль в общекультурном развитии человека
• Объяснять языковое явление
• Уметь применять знания при тестировании
• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
• Работать над расширением словарного запаса;
• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
• Четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• Выполнять различные типы тестовых заданий;
• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• Правильно отмечать в бланке вариант ответа;
• Вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 40 минут;
• Определять синтаксические конструкции.
Литература для учителя.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ОГЭ: 2019. Русский язык. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др.
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку /авторы-составители: Г.М.Вялкова, Н.Н.Некляева.-М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Интернет-ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru]
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27]
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html]
4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm]
5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110]