Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46 пгт. Черноморского Северского района Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Юный патриот»
3 класс
на 2016 – 2017 учебный год
составитель: учитель начальных классов
Кармазина Галина Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Юный патриот» составлена на основе Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ СОШ №46 пгт. Черноморского, примерной авторской программы С.В. Сабиной «Я – гражданин России» (с.74-86) //ФГОС. Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова: сборник программ/сост. Е.Н. Петрова.- 2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров» в соответствии с :
Положением « Об организации внеурочной деятельности обучающихся 1 ступени МБОУ СОШ № 46»;
с приказом МОРФ от 06.10.2009 г. №373 " ОБ утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования".
Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Содержательная часть кружка соответствует духовно-нравственному направлению.
Государственный стандарт второго поколения (ФГОС) предусматривает несколько направлений по внеурочной деятельности учащихся младших классов. Одним из главных таких направлений является патриотическая деятельность. Значение развития патриотических знаний у учащихся велико, ведь они дают не только определенные знания, но и воспитывают будущего гражданина и защитника с морально-нравственными качествами и патриотической любовью к своей стране.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Программа “Юный патриот” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Данная программа направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление воспитания обучающихся, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина и патриота России.
Программа детализирует и раскрывает содержание учебного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России
В соответствии с расписанием и годовым календарным учебным планом - графиком МБОУ СОШ №46, утвержденным приказом от 30.08.2016г. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Юный патриот»
Основные понятия используемые в программе: "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству, служение и долг перед Отечеством; долг перед старшими поколениями и семьёй.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Личностные результаты: -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты: Регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Коммуникативные Научится: -выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умению координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; Получит возможность научиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Предметные результаты В результате освоения курса обучающийся научится: − понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; − ориентироваться в историческом времени; − определять на карте границы и крупные города России; − рассказывать о родной стране, своем городе; − различать символы государства, флаг, герб России и флаг; − уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; − уважительно относиться к защитникам Родины; − читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; − различать художественную и научно-популярную литературу; − анализировать ответы товарищей; − осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. |
− понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники;
− общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; − приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
− различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
− анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко- обществоведческих знаний;
− на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные: -выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). координировать свои усилия с усилиями других. -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Выше перечисленные навыки, которые учащиеся должны приобрести в ходе обучения, способствуют приобретению не только социокультурных знаний, но и патриотических знаний, которые в общем расширяют кругозор ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
:
Основные блок - модули программного материала
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
план | факт |
1. | «Я и я» | 2 | | 2 | 0 |
2. | «Я и семья» | 8 | | 1 | 7 |
3. | «Я и культура» | 10 | | 2 | 8 |
4. | «Я и школа» | 9 | | 1 | 8 |
5. | «Я и моё Отечество» | 5 | | 0 | 5 |
| ИТОГО | 34 | | 6 | 28 |
Календарно – тематическое планирование кружка «Юный патриот», 3 класс
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально- техническое обеспечение | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
План | Факт |
| «Я и я» | 2ч Ауд. | внеауд. | | | | Личностные УУД: 1)социализация личности; 2)формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру; 3) развитие творческого потенциала ученика; 4) воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений; 5) воспитание интереса к творческой деятельности; 6)формирование гражданского отношения к Отечеству; 7) бережное отношение к духовным ценностям; 8)активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации Метапредметные УУД: 1) освоение способов решения проблем поискового характера, развитие творческого потенциала личности; 2)формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 3) развитие способности осознанно строить речевое высказывание; 4)формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию; 5)воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение; Предметные УУД: 1)сформированность краеведческих знаний; 2)сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней; 3) развитие творческих способностей, 4) воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение. |
1 | Мы все такие разные. Кто что любит и умеет делать. | 1ч | | 2.09 | | |
2 | Для чего я рождён? Что значит «быть человеком». | 1ч | | 9.09 | | |
| «Я и семья» | 1ч | 7ч | | | |
3-5 | У моих родителей – золотые руки.Осенняя ярмарка. | | 3ч | 16.09 23.09 30.09 | | |
6-7 | Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.Изготовление поздравительных открыток и поздравление пожилых людей.(Праб-к и прад-к,соседей) | 1ч | 1ч | 7.10 | | |
8-10 | Панорама добрых дел. Помощь пожилым и одиноким ветеранам войны и труда. | | 3ч | 14.10 21.10 28.10 | | |
| «Я и культура» | 2ч | 8ч | | | |
11 | Книги и фильмы о Родине. Богатыри земли Русской. | 1ч | | 11.11 | | |
12 | Дети войны. Встреча с местными писателями.(Д.п.биб-ка) | 1ч | | 18.11 | | |
13- 20 | Поездка в ТО «Премьера» на Новогоднее представление. | | 8ч | 25.11 2.12 9.12 16.12 23.12 13.01 20.01 27.01 | | |
| «Я и школа» | 1ч | 8ч | | | |
21 | Школьный Устав. Мои права и обязанности. Произведения о школьной жизни. Наша школа в будущем. | 1ч | | 3.02 | | |
22-25 | Шефская помощь ветеранам войны и труда. | | 4ч | 10.02 17.02 24.02 3.03 | | |
26 | Поздравления с 23 февраля ветеранов. | | 1ч | 10.03 | | |
27-29 | Конкурс спортивных соревнований «Мой папа- защитник Отечества» | | 3ч | 17.03 24.03 7.04 | | |
| «Я и моё Отечество» | | 5ч | | | |
30-32 | Подготовка к смотру строя и песни. | | 3ч | 14.04 21.04 28.04 | | |
33 | Экскурсия к памятным местам «Не гаснет памяти свеча!» | | 1ч | 5.05 | | |
34 | Герои войны – наши земляки. Поздравления ветеранов. | | 1ч | 12.05 | | |
| Итого: | | 34ч | | | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы для учителя:
1. Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13- 17.(1) 2. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.
3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.
5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003.
6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 25 с.
8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с
Список литературы для учеников:
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru
http:// www.nsportal.ru
http:// www.zankov.ru
http:// www.proschkolu.ru
http://www.solnet.ee
http://www.viki.rdf.ru
http://www.lukoshko.net
Технические средства обучения
*Классная доска
*Интерактивная доска IQ Board Maker
*Проектор EPSON , ПК
Методические пособия:
Плакаты с символами страны, края, города, школы
Портреты великих полководцев
Фотографии городов — героев
.