ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной.
Требования к учащимся с каждым годом все более усложняются. Возникает необходимость более быстрого усвоения и обработки информационного потока, для чего необходимо глубокое понимание и умение владения техникой получения и обработки информации с помощью компьютера и Интернета.
Можно выделить два основных направления курса.
Первое - обучение конкретным информационным технологиям. Для этого школа обеспечена компьютерами и программами. Такое обучение предполагается вести в старших классах, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства.
Второе – это изучение теоретической основы информатики с целью развития логического мышления.
Программа кружка разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, дополняет и углубляет программы по информатике и включает в себя результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Программа «Юный программист» составлена на основе программы Д.М.Ушакова, Т.А.Юркова «Паскаль для школьников» СПб.: Лидер, 2010 г. и направлена для детей 15-17 лет (9-11 класс)
Направленность программы – техническая. Формирование алгоритмического мышления и навыков программирования. Дополнительная образовательная программа «Юный программист» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение воспитанниками основных приемов программирования. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Новизна программы. Программа содержит дополнительный изучаемый материал (работа со строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи), значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. Показаны основные методы составления программ и примеры использования их при решении некоторых физических, математических, экономических и других задач. Отдельно вынесены самостоятельные, творческие задания. Специфика курса состоит в том, что занятия строятся на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Актуальность программы. При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.
Педагогическая целесообразность в представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного курса, расширить мировоззрение учащихся, повысить предметные и межпредметные УУД, подготовки учащихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанного выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.
Цель программы: обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.
Задачи программы:
1. Быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;
2. Освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ
3. Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;
4. Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
5. Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
6. Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Отличительная особенность данной программы в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, учащиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
Программа рассчитана на детей 15-17 летнего возраста, проявляющих интерес к информатике и как имеющих определенные навыки работы на компьютере, так и начинающих.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 15 - 17 лет. В группе занимаются 15 человек.
Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 3 года обучения. Занятия проводятся для одной группы - 1 час в неделю.
Формы и режим занятий.
Используются три основные формы занятий:
- учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;
- учащиеся самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;
- дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся должны:
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для Турбо Паскаля;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
Уметь применять алгоритмику для решения задач разных типов.
Уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.
Способы диагностики результатов:
Итоговые занятия.
Компьютерное тестирование.
Защита проектов.
Конференции.
Конкурсы.
Планируемые результаты реализации программы:
За период обучения в кружке учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется каждое полугодие.
Для этой цели проводится промежуточный контроль – зачетные занятия по каждому разделу, изготовление раздаточного и дидактического материала для учителей школы, набор и печать различной печатной продукции для школьных мероприятий, администрации и учителей школы.
№ | Знания, умения и навыки | Формы подведения итогов |
1 | Умение работать с графическим редактором Paint. | Конкурс рисунков |
2 | Умение работать с текстовым редактором Word. | Выставка предметных газет |
3 | Умение работать в Power Point | Создание презентации на школьный выпускной |
4 | Умение работать с программой Access. | Построение базы данных учебников и литературы в школьной библиотеке. |
| Овладение вычислительными навыками на обычном и инженерном калькуляторе. | |
| Умение работать с программой Microsoft Publisher | Верстка газет, создание буклетов, открыток и другой печатной продукции. |
| Умение разработки анимации в Macromedia Flash | Создание собственных игр, анимированных картинок. |
| Навыки работы с редакторами фотографий и видео | Создание и редактирование фото и видео. |
| Навыки программирования | Создание собственных программ и моделей. |
| Умения и навыки работы в Интернете. | Создание базы данных для учебной деятельности |
Учебно-тематический план 1- го года обучения
№ | Теоретические знания | Кол-во часов | Практические знания | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
| 1. Компьютер и программное обеспечение. | | 6 |
-
| Архитектура Microsoft Office | 1 | Назначение и состав Microsoft Office. Документы и установка Microsoft Office. | 1 | 2 |
-
| Интерфейс Microsoft Office | 1 | Обзор общих элементов и приемы работ Microsoft Office | 1 | 2 |
-
| Общие средства Microsoft Office | 1 | Панель Microsoft Officce. Помощник по Office. Управление файлами. | 1 | 2 |
| 2. Текстовая и числовая информация. | | 21 |
-
| Клавиатурный тренажер Baby Type | 1 | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 3 | 4 |
-
| Программа Калькулятор. NumLock Calculator | 1 | Овладение вычислительными навыками на обычном и инженерном калькуляторе. | 3 | 4 |
-
| Microsoft Word - универсальный текстовой процессор | 2 | Ввод и форматирование текстов. Стиль абзацев и символов. Поиск и замена. Автоформат, автозамена, автотекст. Списки, таблицы, шаблоны, закладки, поля, формулы. Печать документов. | 11 | 13 |
| 3.Технология обработки графической информации | | 15 |
-
| Растровый графический редактор Paint. | 1 | Панель инструментов. Создание и редактирование рисунка. Оформление композиции, создание орнамента. | 4 | 5 |
-
| Векторный редактор StarOffice Draw. | 2 | Рисование трехмерных объектов | 3 | 5 |
-
| Система компьютерного черчения КОМПАС | 2 | Графика, рисование простейших планиметрических и стереометрических фигур. Графики функций. | 3 | 5 |
| 4. Хранение, поиск и сортировка информации | | 8 |
-
| Microsoft Excel - универсальная система обработки данных. | 2 | Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов. Ввод данных и текстов. Форматирование ячеек и рабочих листов. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций. | 6 | 8 |
| 5. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | | 22 |
-
| Microsoft Power Point - универсальная система подготовки презентаций. | 2 | Слайды. Таблицы. Представление презентаций. Форматирование и образцы. Вставка объектов. Анимация и звук. Мастер упаковки. | 10 | 12 |
-
| Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций | 2 | Набор газет, буклетов, объявлений, открыток, календарей и других публикаций. | 8 | 10 |
-
| ИТОГО | 18 | | 54 | 72 |
Учебно-тематический план 2 - го года обучения
№ | Теоретические знания | Кол-во часов | Практические знания | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
-
| Повторение пройденного. Основные программы Microsoft Office. | 1 | Работа в Baby Type , NumLock Calculator. Набор текстов, презентации, документов, создание рисунков, графиков, диаграмм. | 2 | 3 |
-
| Программы – переводчики. Система оптического распознавания Fine Reader. | 1 | Сканирование и редактирование документов. | 1 | 2 |
-
| Звуковой редактор Audacity. | 1 | Создание и монтаж звукового клипа | 2 | 3 |
-
| Векторная и растровая графика. Редактор фотографий Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw. | 1 | Редактирование фотографий, работа с цифровым фотоаппаратом. Фон, штамп, фильтры, уровни, резкость и т.д. Создание простейших 3D и анимированных картинок. | 7 | 8 |
-
| Программа разработки анимации Macromedia Flash. | 1 | Создание анимированных картинок и иллюстраций. Звуковая и видео анимация. | 5 | 6 |
-
| Браузер Internet Explorer. | 1 | Адресация в Интернете. Поиск информации в Интернете. | 2 | 3 |
-
| Разработка Web – сайта. | 1 | Программы создания сайтов Publisher, FrontPage Express , Компоновщик. | 4 | 5 |
-
| Антивирусные программы Kaspersky Antivirus, Dr.Web. Компьютерные вирусы. | 1 | Установка антивирусных программ. Проверка, лечение компьютера, дискет и CD-дисков от компьютерных вирусов. | 2 | 3 |
-
| Программы – архиваторы WinRAR и WinZip . | 1 | Сжатие и компоновка файлов. Установка и работа с программами – архиваторами. | 1 | 2 |
-
| Защита индивидуальной практической работы | 1 | Создание Web – сайт, видео клипа, анимированного клипа и др. | 2 | 3 |
-
| ИТОГО | 10 | | 28 | 38 |
Учебно-тематический план 3 - го года обучения
№ | Теоретические знания | Кол-во часов | Практические знания | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
-
| Повторение пройденного | 1 | Набор текстов, презентации, документов, создание рисунков, графиков, диаграмм, публикаций, Web- сайтов, анимации. | 2 | 3 |
-
| Векторная и растровая графика. Редактор фотографий Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, КОМПАС. | 1 | Редактирование фотографий. Создание рекламных картинок, простых и анимированных иллюстраций. Построение основных чертежных объектов. | 4 | 5 |
-
| Программа разработки анимации Macromedia Flash. | 1 | Создание анимированных картинок и иллюстраций. Звуковая и видео анимация. Видео клипы, игры. | 1 | 2 |
-
| Системы управления базами данных ( СУБД). программа Access. | 1 | Создание собственной базы данных, сортировка, поиск данных в СУБД. | 5 | 6 |
-
| Браузер Internet Explorer. Интерактивное общение в глобальной сети ICHAT, ICQ. | 1 | Поиск информации в компьютерных сетях, электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. | 6 | 7 |
-
| Программирование на языке Паскаль. | 4 | Операторы языка программирования. Графические операторы, алгоритмы (линейный, ветвления, цикл), массивы. | 9 | 13 |
-
| Защита индивидуальной практической работы | 1 | Программа на языке Паскаль. | 1 | 2 |
-
| ИТОГО | 10 | | 28 | 38 |
Содержание курса
1- год обучения
1. Компьютер и программное обеспечение ( 6 ч ).
Устройство компьютера, архитектура. Интерфейс Microsoft Office. Файлы и файловая система .
2. Текстовая и числовая информация ( 21 ч ).
Текстовая информация и текстовые редакторы. Числовая информация. Клавиатурные тренажеры. Программы Калькулятор и NumLock Calculator. Текстовый редактор Word. Ввод и редактирование документа. Форматирование документа. Сохранение и печать документа.
3.Технология обработки графической информации ( 15 ч ).
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. Палитра цветов. Редактирование рисунка. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw. Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС.
4. Хранение, поиск и сортировка информации ( 8 ч ) .
Базы данных и системы управления базами данных. Создание базы данных в Microsoft Excel . Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций.
5. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации ( 22 ч) .
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации. Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций.
6. Защита индивидуальной практической работы (4 ч).
2- й год обучения
Повторение (1 ч).
Кодирование и обработка текстовой информации (4 ч).
Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка правописания.
Запись и выделение изменений. Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Программы – переводчики. Система оптического распознавания Fine Reader.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (18 ч).
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования). Звуковой редактор Audacity. Запись и монтаж звукового клипа.
Векторная и растровая графика. Редактор фотографий Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw.
Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах. Программа разработки анимации Macromedia Flash. Запись и монтаж видео клипа. Разработка GIF и Flash-анимации.
Коммуникационные технологии (8 ч).
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Поиск информации в компьютерных сетях. Браузер Internet Explorer.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language).
Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.
Компьютер и программное обеспечение (5 ч)
Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Программы – архиваторы WinRAR и WinZip .
6. Защита индивидуальной практической работы, работа над проектами (2 ч).
3 –й год обучения
Повторение пройденного (3 ч) .
Создание и редактирование документов. Запись и монтаж видео клипа. Компьютерные презентации.
2. Информационные технологии (6 ч).
Векторная и растровая графика. Редактор фотографий Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. Создание растровых изображений. Создание векторных рисунков.
Создание мультимедийных презентаций. Создание анимаций в презентациях.
3. Программа разработки анимации Macromedia Flash (1 ч).
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Создание анимированных картинок, игр.
4. Хранения, поиск и сортировка информации в базах данных (6 ч).
Системы управления базами данных (СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Система управления базами данных, входящая в OpenOffice Calc. Программа Access.
5. Коммуникационные технологии (7 ч).
Браузер Internet Explorer. Интерактивное общение в глобальной сети ICHAT, ICQ. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
6. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования (13 ч) .
Среда программирования Pascal. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Графические возможности языка программирования.
7. Работа над индивидуальными и групповыми проектами. Защита индивидуальной практической работы или коллективная защита группового проекта (2 ч).
Методическое обеспечение
Форма занятия – рассказ, работа с компьютером.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Целостный и расчлененный метод обучения;
Ясная и простая подача материала;
Последовательность в обучении материала;
Использование игрового момента;
Метод обеспечения наглядности;
Метод объяснения.
Дидактический материал – диски с программами, учебная литература, карточки с заданиями для индивидуальных занятий.
Материально-техническое обеспечение – компьютеры, мультимедийный проектор, диски, сеть Интернет.
Форма подведения итогов – соревновательные мероприятия по созданию творческих работ, индивидуальных проектов, выставки достижений.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
кружка "Юный программист"
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных недель/ часов | Всего часов по программе |
02.09-08.09 | 09.09-15.09 | 16.09-22.09 | 23.09 – 29.09 | 30.09 – 06.10 | 07.10 – 13.10 | 14.10 – 20.10 | 21.10 – 27.10 | 28.10 – 03.11 | 04.11 – 10.11 | 11.11 – 17.11 | 18.11 – 24.11 | 25.11 – 01.12 | 02.12 – 08.12 | 09.12 – 15.12 | 16.12 – 22.12 | 23.12 – 29.12 | 30.12 – 05.01 | 06.01 – 12.01 | 13.01 – 19.01 | 20.01 – 26.01 | 27.01 – 02.02 | 03.02 – 09.02 | 10.02 – 16.02 | 17.02 – 23.02 | 24.02 – 02.03 | 03.03 – 09.03 | 10.03 – 16.03 | 17.03 – 23.03 | 24.03 – 30.03 | 31.03 – 06.04 | 07.04 – 13.04 | 14.04- 20.04 | 21.04 – 27.04 | 28.04 – 04.05 | 05.05 – 11.05 | 12.05 – 18.05 | 19.05 – 25.05 | 26.05 – 01.06 | 02.06 – 08.06 | 09.06 – 15.06 | 16.06 – 22.06 | 23.06 – 29.06 | 30.06 – 06.07 | 07.07 – 13.07 | 14.07 – 20.07 | 21.07 – 27.07 | 28.07 – 03.08 | 04.08 – 10.08 | 11.08 – 17.08 | 18.08 – 24.08 | 25.08 – 31.08 | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | | лекц. | практ. |
1 год обучения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | К | К | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | | | | | | | | | | | | 38/76 | 26 | 50 |
2 год обучения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | 38/38 | 11 | 27 |
3 год обучения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | 38/38 | 11 | 27 |
Условные обозначения:
| Промежуточная аттестация | | Ведение занятий по расписанию |
| | | |
| Каникулярный период | | Проведение занятий не |
| | | предусмотрено расписанием |
Согласовано:
педагог дополнительного образования____________ Е.П.Щеглетова
Рабочая программа кружка «Юный программист»
1-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Архитектура Microsoft Office | 1 час | 3.09.13 |
2 | Назначение и состав Microsoft Office. Документы и установка Microsoft Office. | 1 час | 6.09.13 |
3 | Интерфейс Microsoft Office | 1 час | 10.09.13 |
4 | Обзор общих элементов и приемы работ Microsoft Office | 1 час | 13.09.13 |
5 | Общие средства Microsoft Office | 1 час | 17.09.13 |
6 | Панель Microsoft Officce. Помощник по Office. Управление файлами. | 1 час | 20.09.13 |
7 | Клавиатурный тренажер Baby Type | 1 час | 24.09.13 |
8 | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 1 час | 27.09.13 |
9 | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 1 час | 1.10.13 |
10 | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 1 час | 4.10.13 |
11 | Программа Калькулятор. NumLock Calculator | 1 час | 8.10.13 |
12 | Овладение вычислительными навыками на обычном калькуляторе. | 1 час | 11.10.13 |
13 | Овладение вычислительными навыками на инженерном калькуляторе. | 1 час | 15.10.13 |
14 | Овладение вычислительными навыками на обычном и инженерном калькуляторе. | 1 час | 18.10.13 |
15 | Microsoft Word - универсальный текстовой процессор | 1 час | 22.10.13 |
16 | Microsoft Word - универсальный текстовой процессор | 1 час | 25.10.13 |
17 | Ввод текстов. | 1 час | 29.10.13 |
18 | Ввод и форматирование текстов. | 1 час | 1.11.13 |
19 | Ввод и форматирование текстов | 1 час | 5.11.13 |
20 | Стиль абзацев и символов | 1 час | 8.11.13 |
21 | Стиль абзацев и символов | 1 час | 12.11.13 |
22 | Поиск и замена. | 1 час | 15.11.13 |
23 | Поиск и замена. | 1 час | 19.11.13 |
24 | Автоформат, автозамена, автотекст. | 1 час | 22.11.13 |
25 | Автоформат, автозамена, автотекст. | 1 час | 26.11.13 |
26 | Списки, таблицы. | 1 час | 29.11.13 |
27 | Шаблоны, закладки, поля | 1 час | 3.12.13 |
28 | Формулы. | 1 час | 6.12.13 |
29 | Печать документов. | 1 час | 10.12.13 |
30 | Растровый графический редактор Paint. | 1 час | 13.12.13 |
31 | Панель инструментов. | 1 час | 17.12.13 |
32 | Создание и редактирование рисунка. | 1 час | 20.12.13 |
33 | Оформление композиции. | 1 час | 24.12.13 |
34 | Создание орнамента. | 1 час | 27.12.13 |
35 | Векторный редактор StarOffice Draw. | 1 час | 10.01.14 |
36 | Векторный редактор StarOffice Draw. | 1 час | 14.01.14 |
37 | Рисование трехмерных объектов | 1 час | 17.01.14 |
38 | Рисование трехмерных объектов | 1 час | 21.01.14 |
39 | Рисование трехмерных объектов | 1 час | 24.01.14 |
40 | Система компьютерного черчения КОМПАС | 1 час | 28.01.14 |
41 | Система компьютерного черчения КОМПАС | 1 час | 31.01.14 |
42 | Графика, рисование простейших планиметрических фигур. | 1 час | 4.02.14 |
43 | Рисование простейших стереометрических фигур. | 1 час | 7.02.14 |
44 | Графики функций. | 1 час | 11.02.14 |
45 | Microsoft Excel - универсальная система обработки данных. | 1 час | 14.02.14 |
46 | Microsoft Excel - универсальная система обработки данных. | 1 час | 18.02.14 |
47 | Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов | 1 час | 21.02.14 |
48 | Ввод данных и текстов. | 1 час | 25.02.14 |
49 | Форматирование ячеек и рабочих листов. | 1 час | 28.02.14 |
50 | Списки и базы данных. | 1 час | 4.03.14 |
51 | Сводные таблицы. | 1 час | 7.03.14 |
52 | Диаграммы и графики функций. | 1 час | 11.03.14 |
53 | Microsoft Power Point - универсальная система подготовки презентаций. | 1 час | 14.03.14 |
54 | Microsoft Power Point - универсальная система подготовки презентаций. | 1 час | 18.03.14 |
55 | Слайды. Таблицы. | 1 час | 21.03.14 |
56 | Представление презентаций. | 1 час | 25.03.14 |
57 | Форматирование и образцы. | 1 час | 28.03.14 |
58 | Вставка объектов. | 1 час | 1.04.14 |
59 | Вставка объектов. | 1 час | 4.04.14 |
60 | Анимация и звук. | 1 час | 8.04.14 |
61 | Анимация и звук. | 1 час | 11.04.14 |
62 | Мастер упаковки. | 1 час | 15.04.14 |
63 | Мастер упаковки. | 1 час | 18.04.14 |
64 | Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций | 1 час | 22.04.14 |
65 | Microsoft Publisher | 1 час | 25.04.14 |
66 | Набор газет | 1 час | 29.04.14 |
67 | Набор буклетов | 1 час | 2.05.14 |
68 | Набор объявлений | 1 час | 6.05.14 |
69 | Набор открыток. | 1 час | 9.05.14 |
70 | Набор календарей. | 1 час | 13.05.14 |
71 | Набор других публикаций. | 1 час | 16.05.14 |
72 | Творческая работа | 1 час | 20.05.14 |
73 | Работа над индивидуальными или групповыми проектами | 1 час | 23.05.14 |
74 | Работа над индивидуальными или групповыми проектами | 1 час | 27.05.14 |
75 | Защита индивидуальной практической работы или коллективная защита группового проекта | 1 час | 30.05.14 |
76 | Защита индивидуальной практической работы или коллективная защита группового проекта | 1 час | |
Рабочая программа кружка «Юный программист»
2-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Повторение пройденного. | 1 час | 3.09.14 |
2 | Основные программы Microsoft Office. | 1 час | 10.09.14 |
3 | Работа в Baby Type , NumLock Calculator. Набор текстов, документов. | 1 час | 17.09.14 |
4 | Программы – переводчики. Система оптического распознавания Fine Reader. | 1 час | 24.09.14 |
5 | Сканирование и редактирование документов. | 1 час | 1.10.14 |
6 | Звуковой редактор Audacity. | 1 час | 8.10.14 |
7 | Создание звукового клипа | 1 час | 15.10.14 |
8 | Монтаж звукового клипа | 1 час | 22.10.14 |
9 | Векторная и растровая графика. | 1 час | 29.10.14 |
10 | Редактор фотографий Adobe Photoshop | 1 час | 5.11.14 |
11 | Редактор Adobe Illustrator | 1 час | 12.11.14 |
12 | Редактор Corel Draw. | 1 час | 19.11.14 |
13 | Редактирование фотографий, работа с цифровым фотоаппаратом. | 1 час | 26.11.14 |
14 | Редактирование фотографий | 1 час | 3.12.14 |
15 | Фон, штамп, фильтры, уровни, резкость | 1 час | 10.12.14 |
16 | Создание простейших 3D картинок. | 1 час | 17.12.14 |
17 | Создание простейших анимированных картинок. | 1 час | 24.12.14 |
18 | Программа разработки анимации Macromedia Flash. | 1 час | 14.01.15 |
19 | Программа разработки анимации Macromedia Flash. | 1 час | 21.01.15 |
20 | Создание анимированных картинок | 1 час | 28.01.15 |
21 | Звуковая анимация. | 1 час | 4.02.15 |
22 | Видео анимация. | 1 час | 11.02.15 |
23 | Звуковая и видео анимация. | 1 час | 18.02.15 |
24 | Браузер Internet Explorer. | 1 час | 25.02.15 |
25 | Адресация в Интернете. | 1 час | 4.03.15 |
26 | Поиск информации в Интернете. | 1 час | 11.03.15 |
27 | Разработка Web – сайта. | 1 час | 18.03.15 |
28 | Разработка Web – сайта. | 1 час | 25.03.15 |
29 | Программы создания сайтов Publisher | 1 час | 1.04.15 |
30 | Программы создания сайтов FrontPage Express | 1 час | 8.04.15 |
31 | Программы создания сайтов Компоновщик. | 1 час | 15.04.15 |
32 | Антивирусные программы Kaspersky Antivirus | 1 час | 22.04.15 |
33 | Антивирусные программы Dr. Web. | 1 час | 29.04.15 |
34 | Компьютерные вирусы. Установка антивирусных программ. | 1 час | 6.05.15 |
35 | Программы – архиваторы WinRAR и WinZip . | 1 час | 13.05.15 |
36 | Создание Web – сайт, видео клипа, анимированного клипа и др. | 1 час | 20.05.15 |
37 | Защита индивидуальной практической работы | 1 час | 27.05.15 |
38 | Защита индивидуальной практической работы | 1 час | |
Рабочая программа кружка «Юный программист»
3-го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Инструктаж по ТБ. Повторение пройденного материала. | 1 час | |
2 | Создание и редактирование документов. | 1 час | |
| Запись и монтаж видео клипа. | 1 час | |
3 | Компьютерные презентации | 1 час | |
4 | Векторная и растровая графика. Редактор фотографий Adobe Photoshop, Adobe Illustrator | 1 час | |
5 | Создание растровых изображений. | 1 час | |
6 | Создание векторных рисунков. | 1 час | |
7 | Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. | 1 час | |
8 | Построение основных чертежных объектов. | 1 час | |
9 | Создание мультимедийных презентаций. Создание анимации в презентациях. | 1 час | |
10 | Создание анимированных картинок, игр. | 1 час | |
11 | Системы управления базами данных (СУБД). | 1 час | |
12 | Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). | 1 час | |
13 | Реляционные базы данных. | 1 час | |
14 | Связывание таблиц в многотабличных базах данных. | 1 час | |
15 | Система управления базами данных, входящая в OpenOffice Calc. | 1 час | |
16 | Программа Access. | 1 час | |
17 | Интерактивное общение в глобальной сети ICHAT, ICQ. | 1 час | |
18 | Протокол передачи данных TCP/IP. | 1 час | |
19 | Электронная почта и телеконференции | 1 час | |
20 | Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. | 1 час | |
21 | Основы HTML. | 1 час | |
22 | Разработка Web-сайта. | 1 час | |
23 | Разработка Web-сайта. | 1 час | |
24 | Среда программирования Pascal. | 1 час | |
25 | Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. | 1 час | |
26 | Структура программы. | 1 час | |
27 | Тип, имя и значение переменной. | 1 час | |
28 | Оператор условия | 1 час | |
29 | Оператор выбора | 1 час | |
30 | Оператор цикла FOR | 1 час | |
31 | Цикл с предусловием | 1 час | |
32 | Цикл с постусловием | 1 час | |
33 | Одномерные массивы | 1 час | |
34 | Двумерные массивы | 1 час | |
35 | Решение задач | 1 час | |
36 | Графические возможности языка программирования. | 1 час | |
37 | Работа над индивидуальными и групповыми проектами. | 1 час | |
38 | Защита индивидуальной практической работы или коллективная защита группового проекта | 1 час | |
Список литературы
Для педагога:
Н.Д.Угринович «Информатика и информационные технологии» учебник для 10-11 классов (М., Бином, 2009г.)
Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебники для 8, 9 классов (М., Бином, 2009г.)
«Информатика» учебник для 10-11 классов ( под ред. Н.В.Макаровой; СПб., Питер,2008г.)
«Информатика. Практикум по информационным технологиям. 7-9 класс»
( под ред. Н.В.Макаровой; СПб., Питер,2008г.)
«Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс»
С.Симонович «Компьютер в вашей школе» (М., АСТпресс, 2007г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Общая информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Специальная информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
Журнал «Информатика и образование»
Журнал «Мой компьютер»
Газета «Информатика. Приложение к газете «Первое сентября»»
Для учащихся:
С.Симонович «Компьютер в вашей школе» (М., АСТпресс, 2008г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Общая информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Специальная информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2009г.)
Журнал «Информатика и образование»
Журнал «Мой компьютер»