СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок общеинтеллектуального направления «Всемогущий и занимательный русский язык», 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Всемогущий и занимательный русский язык" позволит более глубока изучить некоторые явления русского языка. Опираясь на план раработка, занятия провожу в интересной, игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«Кружок общеинтеллектуального направления «Всемогущий и занимательный русский язык», 11 класс»









Кружок

общеинтеллектуального направления


«Всемогущий и занимательный русский язык», 11 класс







Разработала учитель русского языка

и литературы

Гальцева Татьяна Павловна,

МОУ «Санталовская СШ»

Ясногорского района Тульской области.

























2017



Пояснительная записка

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П.А.Вяземский



Заботясь о повышении культуры своей речи, речи обучающихся, речи окружающих, учителю русского языка и литературы необходимо донести до учащихся сложности языковых явлений, воспитать у старшеклассников доверие к выводам лингвистических наук, научить использовать те огромные познавательные богатства, которые содержит русский язык, и применять их в речевой практике.

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни, в социуме. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Кружок по русскому языку в 10 классе - это самодеятельное объединение, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Занятия курса кружка «Всемогущий и занимательный русский язык»рассчитан на 34 учебных недели, проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 40 мин.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;

- вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы;

- уметь выполнять задания ЕГЭ по русскому языку, находить речевые и грамматические ошибки.

Занятия в занимательной, доступной для учащихся форме повысят уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, беседы, диалоги, исследованиястимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.







Цель кружковых занятий:

повышение уровня речевой культуры учащихся.



Задачи  кружка:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повышение общей языковой культуры;

- развитие у учащихся стремления следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.





Учебно-тематический план

П/П


Темы


Количество часов


Всего


Теория


Практика

1

Вводное занятие

1

1


2

Культура речи – необходимое качество образованного человека. Язык и речь.

1

1


3-4

Подготовка и проведение викторины между участниками кружка на тему «Произношение и ударение»

2

1

1

5-6

Беседа «Сложные случаи орфоэпии. Орфоэпические нормы»

2

1

1

7-8

Беседа «Сложные случаи лексики. Лексические нормы»

2

1

1

9-10

Беседа «Грамматическая норма. Грамматический род аббревиатур. Именные части речи. Употребление форм глагола»

2

1

1

11

Функциональные стили современного русского литературного языка. Общая характеристика функциональных стилей.

1

1


12-16

Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль.

5

2

3

17-18

Подготовка и проведение турнира «Слова на географической карте»

2

1

1

19

Устная речь. Культура общения и речевой этикет.

1

1


20-21

Подготовка и проведение игры «Знатоки русского языка»

2

1

1

22-24

Подготовка лекторской группы и организация ее выступлений на тему «Известные лингвисты России»

3

1

2

25

Работа со словарями русского языка «Что скрывает «Толковый словарь»?

1


1

26

Лекция о современных требованиях орфографии

1

1


27

Выпуск стенгазеты с занимательными заданиями к игре «История в датах»

1


1

28

Беседа «В.И.Даль – собиратель русского слова»

1

1


29

«Читая А.С.Пушкина…»Анализ устаревшей лексики произведений Пушкина

1


1

30

Изучаем русские народные говоры. Диалектная лексика Тульского края

1

1


31-32

Поговорим о русской фразеологии. Работа с фразеологическими словарями

2

1

1

33

Беседа «Речевые штампы в нашей речи»

1

1


34

Беседа «Мировые языки современности».

Итоговое занятие.

1


1









Содержание программы



1. Вводное занятие.

Знакомство с классом. Планирование и обсуждение дел и занятий на год. Значение языка в жизни человека.

2. Культура речи – необходимое качество образованного человека. Язык и речь.

Беседа о роли языка в обществе. Хорошая речь – показатель образованности и воспитанности. Средства достижения высокого уровня хорошей речи.

Практическая работа: нахождение в текстах штампов, грамматических и пунктуационных ошибок.

3. Подготовка и проведение викторины между участниками кружка на тему «Произношение и ударение».

Составление текстов, выявляющих орфограммы в ударных позициях, работа с орфоэпическими словарями. Викторина по правильному произношению слов.

Практическая работа:работа с орфоэпическими словарями.

4. Беседа «Сложные случаи орфоэпии. Орфоэпические нормы»

Основные орфографические правила написания корней. Ударение в именных частях речи. Понятие «языковая норма». Ударение в глаголах.

5. Беседа «Сложные случаи лексики. Лексические нормы»

Определение понятия «лексическая норма». Ошибки в употреблении паронимов, синонимов. Плеонам и тавтология.

6. Беседа «Грамматическая норма. Грамматический род аббревиатур. Именные части речи. Употребление форм глагола»

Грамматическая норма. Грамматический род аббревиатур. Именные части речи. Употребление форм глагола Имя существительное, имя прилагательное, местоимение. Род. Склонение. Степени сравнения имен прилагательных.

Практическая работа: работа со словарями, расположенными в учебниках истории; беседа с учителем истории, работа с интернет ресурсами.



7. Функциональные стили современного русского литературного языка. Общая характеристика функциональных стилей.

Отбор участников игры. Условия и правила игры.

8. Подготовка и проведение турнира «Слова на географической карте».

Работа с географическими картами разного назначения. Составление кроссвордов для команды-соперницы. Правописание сложных наименований.

Практическая работа: нахождение заданных объектов на географических картах и обсуждение правописаний наименований.

9. Подготовка и проведение игры «Знатоки русского языка».

Составление направлений игры. Тематика заданий. Цель проведения.

Практическая работа: оформление таблиц, практического материала, сувениров.

10. Подготовка лекторской группы и организация их выступлений на тему «Известные лингвисты России».

Распределение обязанностей. Сообщения о М.В.Ломоносове, А.Х.Востокове, Ф.И.Буслаеве, Я.К.Гроте, А.А.Шахматове.

Практическая работа: составление презентаций.

11. Работа со словарями русского языка «Что скрывает «Толковый словарь»?

Практическая работа: знакомство с толковыми словарями разных авторов.

12. Лекция о современных требованиях орфографии.

Правописание морфем разных частей речи. Чередование в корнях и других морфемах слов.

13. Выпуск стенгазеты с занимательными заданиями к игре «История в датах».

Подборка материалов в стенгазету. Подборка ребусов, кроссвордов, загадок.

Практическая работа: работа со словарями по истории.

14. Беседа «В.И.Даль – собиратель русского слова».

Происхождение В.И.Даля, учеба. Цели собирания русских слов. Рождение словаря. Дружба с А.С.Пушкиным.

Практическая работа: просмотр толкового словаря В.И.Даля.

15. «Читая А.С.Пушкина…»Анализ устаревшей лексики произведений Пушкина.

Роман «Евгений Онегин». Сложные случаи орфографии и пунктуации в романе.

Практическая работа: работа со словарями.

16. Изучаем русские народные говоры.

Сообщения о народных говорах, представление презентаций об УНТ.

Практическая работа: работа со словарями.

17. Диалектная лексика Тульского края.

Работа с толковым словарем В.И.Даля.

18. Подготовка и проведение игры «Поле чудес» на тему «Грани русского языка».

Разработка направлений игры. Составление раздаточного материала.

Практическая работа: оформление материала к игре.

19. Поговорим о русской фразеологии. Работа с фразеологическими словарями.

Виды фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Синонимия во фразеологии.

Практическая работа:работа с фразеологическими словарями.

20. Подготовка афиш к заседанию кафе «Рандеву». Участие в заседании кафе «Рандеву».

Практическая работа:оформление афиш на русском и английском языках. Участие в организации оформления заданий на французском и русском языке.

21. Участие в Гагаринском уроке «Космос – это мы» - выпуск стенгазеты.

Планирование проведения урока. Выпуск стенгазеты «Космос – это МЫ». Составление кроссвордов и ребусов для стенгазеты.

Практическая работа:оформление стенгазеты.

22. Беседа «Речевые штампы в нашей речи».

Культура общения и речевой этикет. Основные особенности делового общения. Как избежать употребления штампов в речи. Речевые и грамматические ошибки.

Практическая работа:тестирование по теме «Устная речь».

23. Беседа «Мировые языки современности».

Заимствования из других языков. Взаимообогащения языков. Популярность русского языка и усвоение языками мира русского слова.

24. Итоговое занятие.



Рекомендуемая литература



1. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык 10-11 класс. Москва. «Русское слово» , 2014 г.

2. С.С.Изюмская «Русский язык и культура речи» учебное пособие под общей редакцией доктора филологических наук профессора Н.В.Малычевой. Москва 2010г.



3. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова «Русский язык и культура речи» учебное пособие. Москва 2010г.

4. Н.А.Сенина. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ -17». Ростов-на-Дону, «Легион-М»2016 г.

5. Н.С.Акушин, М.Г.Акушина «Крылатые слова» Москва1989г.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!