СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Общетехническое моделирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена работа кружка " Общетехническое моделирование"

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Общетехническое моделирование"»

Управление образования Красносулинского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр детского технического творчества









Принята на заседании Утверждаю:

педагогического Совета Директор МБУ ДО ЦДТТ

от «___»_________20___г. __________ Вертий В.А.

Протокол № ___ «___»_________20___г.

Приказ № ___















Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

технической направленности

«Общетехническое моделирование»











Возрастной состав обучающихся: 12-16 лет

Срок реализации: 3 года























Автор-составитель:

Болясов Андрей Борисович

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории







г. Красный Сулин, 2016 год

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

«___МБУ ДО ЦДТТ___»

Сведения об авторе


ФИО: Болясов Андрей Борисович

Место работы: МБОУ СОШ№4

Адрес образовательной организации

:ул. Первомайская 3

Домашний адрес автора:

ул.Металлургов 12 «а» кв 15

Телефон служебный:

Телефон мобильный:8-909-414-15-10

Должность: учитель технологии

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат


Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

Программа разработана на основе многолетнего опыта педагогической деятельности автора и направлена на широкое ознакомление учащихся с многообразием современного вида техники и предполагает развитие технических способностей школьников в процессе создания макетов и моделей из различных наборов деталей.


Материально-техническая база

учебная мастерская с оборудованными станками по дереву, по металлу, верстаками, необходимыми инструментами-лобзиками, ножовками, молотками, рубанками и т.д. Для полноценного и качественного выполнения программы необходимо следующее методическое обеспечение:

  • папки с информационными и дидактическими материалами

  • специальная литература, журналы, книги

  • карточки, опросники, тесты

  • плакаты

  • образцы изделий

  • инструкции по ТБ



Год разработки, редактирования


Структура программы


Направленность

Техническая

Направление

Общетехническое моделирование

Возраст учащихся

. Уровень программы кружка технического творчества «Металлист»  определяется на основании соответствия содержания программы требованиям к результату дополнительных образовательных основного общего и среднего (полного) общего образования.


Срок реализации

Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 576 часов:

● 1 год обучения 144 часов (первая ступень сложности);

● 2 год обучения 216 часов (вторая ступень сложности);

● 3 год обучения 216 часов (третья ступень сложности).


Этапы реализации


Новизна

Новизна данной программы заключается в освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий; реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. Подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель того или иного изделия ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.




Актуальность

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение различных материалов, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Развитие творческих способностей детей и подростков  является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» технического творчества и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в технических объединениях дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.




Цель

Формирование  научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских ,профессиональных  способностей учащихся через приобщение к  техническому творчеству.

Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;

Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.






Ожидаемые результаты



●  умение учащихся  изготавливать технические объекты по образцу, чертежу, по рационализаторским предложениям;

● умение учащихся внедрять рацпредложения в жизнь;

● умение учащихся использовать в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

● формирование навыков безопасной работы с инструментом и приспособлениями при обработке различных материалов;

●  формирование интереса к техническим видам творчества;

●  воспитание гражданских качеств личности, патриотизма;

●  воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

● формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

●  развитие логического  и технического мышления обучающихся;

●  развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;

● развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать  свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно, находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;


Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)



●  теоретические учебные занятия;

●  практические учебные занятия;

●  творческие учебные занятия;

●  экскурсии;

●  выставки;

●  презентации; 

● рационализаторская;
●  проектная деятельность;

●  учебно-исследовательская конференция;

●  изучение специальной литературы;

●  ознакомление с новинками техники, садово огородного инвентаря;

●  изготовление изделий согласно программы;

●  консультации специалистов.

При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка технического творчества «Металлист» создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия   (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах  деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.




Режим занятий

.  Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.

●  1 год обучения 2 занятия в неделю по 2 часа;

●  2 год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа;

●  3 год обучения 2 занятия в неделю по 3часа.


Формы подведения итогов реализации

  • (выставки, фестивали, конкурсы, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1. ВВЕДЕНИЕ.



Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

  • личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание»ситуации успеха» для каждого;

  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

  • признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

  • применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим признаком дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.





2. ОБОСНОВАНИЕ.



Важную роль в образовании и воспитании творческого человека играют учреждения дополнительного образования технической направленности, где предоставляются возможности раскрытия личности ребёнка в области технических и научных познаний.

Среди объединений технической направленности немаловажная роль принадлежит общетехническому моделированию, ведь оно настолько увлекательно, что им занимаются с детства и до самого преклонного возраста. Чтобы работа давала результат, была интересна детям, нужна чёткая программа обучения.

На данное время нет базовой программы по общетехническому моделированию - это и обусловило необходимость создания данной программы.

Программа разработана на основе многолетнего опыта педагогической деятельности автора и направлена на широкое ознакомление учащихся с многообразием современного вида техники и предполагает развитие технических способностей школьников в процессе создания макетов и моделей из различных наборов деталей.

.

Новизна данной программы заключается в освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий; реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. Подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель того или иного изделия ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху. Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение различных материалов, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Развитие творческих способностей детей и подростков  является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» технического творчества и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в технических объединениях дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.



3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Деятельность детского объединения направлена на решение следующих целей:

  • Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий;

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.



Задачи программы:

  • Стимулирование и развитие у воспитанников потребности творческой деятельности, в стремлении к самовыражению через техническое творчество и моделирование;

  • Развитие у ребёнка уверенности в своей будущей социальной востребованности;

  • Создание в коллективе «ситуации успеха»;

  • Воспитание у детей умение работать в коллективе, уважение к окружающим, умения самовыражения;

  • Формирование положительной направленности личности воспитанников: развитие памяти, внимания, наблюдательности, усвоение и инрериоризация социокультурных норм общения и поведения;

  • Расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками в системе дополнительного образования;

  • Расширение и углубление основных навыков и приёмов конструирования и изготовления различных механизмов и моделей;

  • Изучение технологической обработки различных конструкционных элементов из различных материалов;

  • Помощь в овладении основными принципами подготовки к конкурсам изобретателей и рационализаторов.





ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Данная образовательная программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений являются:

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.





Предлагаемая программа деятельности детского объединения «Общетехническое моделирование» рассчитана на возраст детей 12-16 лет.

Срок обучения - 3 года.

Курс обучения:

1-й год обучения - 144 академических часов в год;

2-й и 3-й года обучения - 216 академических часов в год.

Количественный состав детского объединения может быть разным в зависимости от ряда условий (года обучения, наличия материальной базы и т.д.). Так, оптимальное число учащихся в детском объединении 1-го года обучения - 15 человек, 2-го и 3-го годов обучения 10-12 человек. Очень важно, чтобы все воспитанники имели примерно одинаковую подготовку, имели общие интересы.

В детском объединении общетехнического моделирования ребята занимаются на добровольной основе усовершенствованием учебных приборов и оборудования, наглядных пособий, разработкой и изготовлением действующих моделей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в обобщённом виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщённом виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыки самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.



Содержание занятий предусматривает не только практическую работу учащихся, но и приобретение ими специальных знаний. Программа детского объединения включает следующие разделы:

  1. Изучение общих вопросов рационализации производства (прогресс техники и необходимость постоянной рационализации производства; содержание рационализаторской деятельности: изучение производства (техники, технологии и организации труда) и определение узких мест, выявление их причин и путей устранения, разработка рационализаторских предложений и изобретений; организация рационализаторской работы на промышленном предприятии; изучение литературы по этому вопросу).

  2. Основные направления рационализации производства (совершенствование конструкции машин, технологии, организации труда и производства; механизация и автоматизация производственных процессов).

  3. Экономическая эффективность рационализации (увеличение выпуска продукции и повышение её качества, облегчение труда рабочего; экономия материалов, топлива, электроэнергии и инструментов; снижение себестоимости продукции, сокращение производственного цикла).

  4. Практическая работа по рационализации (изучение производства; наблюдения за деятельностью рабочих и своей работой; определение узких мест; разработка и реализация рационализаторской деятельности воспитанников; выпуск бюллетеней, проведение конференций, организация выставок и др.).

Детское объединение является творческим, поэтому работа учащихся не может сводиться к копированию готовых конструкций. Воспитанники должны научиться самостоятельно решать конструкторские задачи как в теоретическом (изучение условий, расчёт и проектирование), так и в практическом плане (изготовление конструкции и её испытание). С этой целью мною разработана система постепенно усложняющихся конструкторских заданий, каждое из которых служит ступенькой в обучении конструированию.

На первой ступени руководитель объединения показывает приспособление, задаёт его основные размеры и объясняет устройство. Перед воспитанниками ставится задача разработать конструкцию одной детали этого приспособления.

На второй ступени воспитанникам объясняют устройство и задают размеры приспособления без одной детали, которую они должны сконструировать сами.

На третьей ступени воспитанники конструируют схематически заданное приспособление. Им известно назначение этого приспособления и схема его общего вида (не указаны размеры).

На четвёртой ступени воспитанники разрабатывают конструкцию приспособления, исходя только из заданных технических требований. Схема не даётся совсем, её должен составить сам ученик.

На пятой ступени воспитанник осуществляет конструирование по собственному замыслу для разрешения узкого места производства.

Изучение теоретического материала проводится в ходе бесед с воспитанниками, экскурсий на предприятия, встреч с инженерами, новаторами производства и путём самостоятельного чтения рекомендованной литературы. Практическая работа начинается с изучения техники, технологии, организации труда и производства в учебном цехе. На основе этого изучения воспитанники составляют перечень узких мест цеха. Задания для разработки рационализаторских предложений по ликвидации этих узких мест ребята выбирают по своему желанию.

В ходе выполнения работ педагог консультирует воспитанников, контролирует правильность составления ими расчётов, схем, чертежей и изготовления разработанных конструкций. Готовое рационализаторское предложение обсуждается на заседании объединения с участием всех его членов. В случае обнаружения ошибок или других недостатков автор вносит исправления, после чего предложение повторно обсуждается. Одобренные предложения воспитанников реализуются ими в процессе работы в учебных мастерских.

Рационализаторские предложения, разрабатываемые воспитанниками в объединении, могут быть самыми разнообразными: по сокращению вспомогательного времени, экономии металла, повышению безопасности труда, организации рабочего места и т.д. При разработке этих предложений воспитанники пополняют свои знания по технике и технологии производства, по физике, химии, математике, черчению и другим учебным предметам, учатся работать со справочниками, в ходе изготовления конструкций совершенствуют трудовые умения и навыки.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Деятельность детского объединения направлена на решение следующих целей:

  • Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личности или общественно значимых изделий;

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.





Задачи программы:

  • Стимулирование и развитие у воспитанников потребности творческой деятельности, в стремлении к самовыражению через техническое творчество и моделирование;

  • Развитие у ребёнка уверенности в своей будущей социальной востребованности;

  • Создание в коллективе «ситуации успеха»;

  • Воспитание у детей умение работать в коллективе, уважение к окружающим, умения самовыражения;

  • Формирование положительной направленности личности воспитанников: развитие памяти, внимания, наблюдательности, усвоение и инрериоризация социокультурных норм общения и поведения;

  • Расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками в системе дополнительного образования;

  • Расширение и углубление основных навыков и приёмов конструирования и изготовления различных механизмов и моделей;

  • Изучение технологической обработки различных конструкционных элементов из различных материалов;

  • Помощь в овладении основными принципами подготовки к конкурсам изобретателей и рационализаторов.





Требования по разделам технической подготовки



В результате изучения по программе «Общетехническое моделирование» воспитанник в зависимости от изучаемого раздела должен:

Создать изделия из конструкционных и поделочных материалов

Знать/понимать:

методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремёсел, народных промыслов.

Уметь:

обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготовляемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространённых в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.



Электротехнические работы



Знать/понимать:

назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь:

объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивая возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

Современное производство и профессиональное образование



Знать/понимать:

сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии.

Уметь:

находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и трудоустройства; сопоставить свои способности и возможности с требованиями профессии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.



Планируемые результаты



Предметные результаты - начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета на данной ступени;

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования на следующей ступени;

- способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.

Метапредметные

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.





II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.





Программа 1-го года обучения.



1. Вводное занятие.

История развития моделирования. Зарождение моделирования в России. Ознакомление с достижениями обучающихся предыдущих лет. Демонстрация моделей. Цели, задачи и содержание программы работы объединения на учебный год. Распорядок работы объединения. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения.

2. Понятие о техническом занятии.

Требования к техническому занятию, основы моделирования. Условия проведения конкурсов и выставок.

Практическая работа:

Составление технического задания.

3. Источники энергии для обеспечения работы различных технических устройств.

Понятие об источниках энергии. Проводники и изоляторы. Модели световой сигнализации. Модель карманного фонаря.

Практическая работа:

Изучение устройства батареи для карманного фонаря. Сборка прибора для проверки проводниковых и изоляционных свойств материалов. Изготовление модели световой сигнализации. Сборка модели карманного фонаря.

4. Преобразователи энергии.

Классификация двигателей. Постоянные магниты. Электромагнит. Электромагниты в технике. Электромагнитное реле. Модель электрического звонка.

Практическая работа:

Изготовление модели компаса. Сборка электромагнита. Сборка модели железнодорожного семафора. Сборка модели замыкающего электромагнитного реле. Сборка модели электрического звонка.

5. Понятие о классификации машин и механизмов в современной технике.

Отечественные учения в развитии машин и механизмов. Знакомство с классификацией машин и механизмов.

Практическая работа:

Разработка и изготовление наглядных пособий по различным типам механизмов.

6. Понятие о передающих и исполнительных механизмах.

Принцип действия передающих механизмов. Неподвижные и подвижные соединения. Детали вращательного движения. Установка колес. Принципы исполнительных механизмов и двигателей.

Практическая работа:

Правила расчетов параметров передающих механизмов. Сборка моделей с помощью подвижных и неподвижных соединений. Сборка моделей «Карусель», «Грузовой прицеп». Сборка модели «Трехколесный велосипед». Решение задач на конструкторскую смекалку по обеспечению передач движения в различных механизмах.

7. Понятия о механизмах управления работой технических устройств.

Понятия о принципах управления работой различных технических устройств. Что такое механическое устройство.

Практическая работа:

Знакомство с механическими устройствами. Управление гидравлическими, пневматическими, электрическими устройствами. Определение скорости реакции человека на различные сигналы. Составление электрических схем. Знакомство с кабинетом информатики.

8. Понятие о способах соединения деталей и сборочных соединений.

Способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Кинематические пары.

Практическая работа:

Сборка разъемных и неразъемных соединений. Комбинированные соединения. Применение подшипников и амортизаторов. Стопоры и захваты. Техника безопасности при монтаже. Сборка различных механизмов из деталей «Конструктор». Сборка механизмов из деталей «Электроконструктор».

9. Понятие о технической документации на готовые изделия.

Использование ЭВМ в системе научно-технической информации. Виды публикаций.

Практическая работа:

Составление тематического библиографического указателя литературы. Использование популярных журналов. Подготовка докладов. Подготовка чертежей и материалов на конференцию, конкурсы. Подготовка данных для закладки в память ЭВМ.

10. Экскурсии.

Знакомство с работой производства. Знакомство с вычислительным центром. Знакомство с дизайнерскими решениями в образовании новой продукции.

11. Заключительное занятие.

Разбор итогов конкурсов и выставок с целью изучения ошибок и успехов. Подведение итогов за учебный год. Награждение учащихся за достигнутые успехи. Цели и задачи на новый учебный год. Определение достигнутого уровня знаний и умений обучающихся.



Программа 2-го года обучения.

1 Древесина -как поделочный конструкционный материал

. Вводное занятие. Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы объединения. Показ готовых самоделок. Требования, предъявляемые учащимся. Тестирование.

. Основные породы деревьев. Общие сведения Знакомство с породами и свойствами древесины.

Охрана леса. Природосберегающие технологии. Экологические особенности Ростовской области.

Классификация пиломатериалов. Порядок выбора и хранение. Знакомство с основными видами пиломатериалов. Способами получения пиломатериалов.

Строение древесины. Виды разрезов. Свойства древесин Знакомство с внутренним строением древесины.

2 Виды инструментов и станков для обработки древесины

Инструменты и приспособления для обработки древесины. Общие сведения. Инструменты для работы с древесиной. Подготовка инструментов к работе. Устройство и назначение столярного верстака, столярных тисков и приспособлений. Расположение5 инструментов на столярном верстаке.. 3 Изготовление изделий из древесины

Распиливание древесины. Продольное и поперечное. Применяемый инструмент и приспособления. Использование различных инструментов для пиления древесины.

Разметка. Черновая обработка поверхности деталей. Способы разметки.

Фигурное выжигание деталей. Приемы безопасной работы Работа с прибором для выжигания.

Технология изготовления деталей с применением шаблонов Разметка деталей с помощью шаблонов.

Сверление древесины Устройство и работа сверлильного станка .Приемы безопасной работы.

4 Сборка изделий из древесины

Виды соединений деталей. Контроль качества работы Соединение деталей различными способами.

Выполнение сложных шиповых соединений. Подготовка деталей для соединения Соединение- «ласточкин хвост».

Соединение на гвоздях. Шурупах и саморезах.

5 Художественная обработка древесины

Художественное выпиливание. Применение лобзика для выпиливания различных поделок. Общие положения Экономная разметка заготовок. Применяемый инструмент. Выпиливание по шаблону. Контроль качества работы6

6 Решение творческих задач

Расчет прочности деталей изделия. Контроль качества работы.

Экономический расчет себестоимости изделия. Применение энергосберегающих технологий. Методы решения творческих задач. Применение на практике.

Практика решения творческих задач. Методика выполнения расчетов.

Экскурсия на предприятие по обработке древесины.Знакомство с профессией.

7 Творческий проект

Подготовка документации проекта Подготовка творческого проекта к защите

Защита творческих проектов. Испытание готовых изделий.

Выставка творческих проектов. Анализ выполненных работ





Программа 3-го года обучения.



1. Вводное занятие.

Знакомство обучающихся с планом работы на учебный год. Цели и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения. Анализ итогов прошедшего года.

2. Введение в техническое и художественно-декоративное искусство.

2.1. Человек в окружающем мире.

Естественная и искусственная среда. Системность мира и материи. Человек и система «природа – человек – техника». Потребности человека и общества. Глобальные и частные проблемы человечества. Социальные последствия деятельности человека.

Понятие о технике. Системность техники. Понятие техносферы. Сущность техники. Зависимость развития техники от потребностей человека. Перспективы развития техники. Зависимость интеллектуального и духовного развития человека от уровня техники. Связь повышения уровня и качества жизни с развитием техники и изменением количества и сложности социально-технических проблем.

2.2. Устройство (морфология) техники.

История техники. Технический объект как система. Понятие подсистемы и надсистемы. Иерархия систем и надсистем, их взаимосвязь. Понятие модели технического объекта. Виды моделей и их назначение. Интуитивно-логические, математические, физические и технические модели. Связь между потребляемыми ресурсами, ресурсами функционирования технического объекта и внешней средой. Анализ требований, предъявляемых к техническому объекту. Законы и закономерности развития техники.

2.3. Творчество как вид технологии.

Понятие технологии. Понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью. Виды творчества. Понятие технического творчества. Понятие художественного, декоративного творчества. Творчество в системе общечеловеческих ценностей. Соотношение понятий красота, искусство, наука, творчество.

2.4. Техническое творчество.

Соответствие потребности человека и функции технического объекта. Недостатки технического объекта. Социальные, физические и технические противоречия технического объекта.

Психологическая инерция, психологический барьер. Методы преодоления психологической инерции и барьеров. Активизация потенциальных творческих способностей. Методы технического творчества. Их классификация. Методы индивидуального и коллективного творчества, случайного (ассоциативного), интуитивного и систематизированного поиска, методы автоматизированного поискового конструирования. Фонды технического творчества: фонд типовых технических противоречий и эвристических приемов их разрешения; фонд физических эффектов; фонд технических решений; список типовых требований.

Области применения методов технического творчества и их результаты.

2.5. Художественно-декоративное творчество.

Эстетические потребности человека. Совокупность эстетических и утилитарных функций в изделиях художественно-декоративного творчества. Виды художественно-декоративного творчества и их созидательный предметный характер. История народных художественных промыслов.

Современный уровень художественно-декоративного творчества. Соотношение понятий: дизайн, композиция, функциональность изделия, информационная и художественная выразительность, масштабность, пропорциональность и др. Художественное изделие как элемент системы, включающей человека, окружающие предметы и взаимодействия между ними. Национальные и региональные особенности художественно-декоративного творчества.

Типовые приемы и технологии изготовления изделий художественно-прикладного творчества (по выбранным направлениям).



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Для того чтобы работа в детском объединении осуществлялась успешно и давала наилучший эффект, педагог должен ориентироваться на основополагающие принципы обновления содержания образования:

  • личностную ориентацию содержания образования, предполагающую развитие творческих способностей воспитанников, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей;

  • гуманизацию и гуманитаризацию, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование воспитанников;

  • фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;

  • приоритет сохранения здоровья учащихся, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями воспитанников;

  • обеспечение практической ориентации образования путём рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности воспитанников;

  • усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряжённые с изучаемыми образовательными областями, их разделами и темами;

  • оптимизацию объёма учебной нагрузки за счёт психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям воспитанников;

  • обеспечение целостности представлений учащихся о мире путём интеграции содержания образования;

  • профилирование и дифференциацию содержания образования как условия выбора воспитанниками уровня и направленности изучения образовательной программы.



Программа деятельности детского объединения «Общетехническое моделирование» направлена на  становление следующих ключевых  и профессиональных  компетентностей:

● познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);

● информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать планы и конспекты, знаковые системы (таблицы, схемы и т.д.), работать в графических редакторах;

● коммуникативная компетентность (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);

● социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях);

● организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки  деятельности;способность принимать ответственность за собственные действия; владение  способами совместной деятельности).  

● специальные компетентности в области  образовательной деятельности технического направления дополнительного образования детей.



IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.



Непременным условием успешной работы детского объединения является сотрудничество с родителями воспитанников. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.

Отрадно, что становятся популярными такие формы сотрудничества, как:

  • открытые уроки и занятия с партнерским участием родителей;

  • круглый стол с родителями «Учимся вместе»;

  • выставки совместных творческих работ детей и родителей;

  • участие родителей в подготовке детей к конкурсам и поддержка их на соревновании;

  • поощрение Благодарственными письмами родителей самых активных воспитанников.





ВОСПИТАТАЕЛЬНАЯ РАБОТА

Процесс обучения и воспитания осуществляется в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности. Воспитательная работа в детском объединении направлена на формирование сознания личности, способствует развитию познавательных сил и творческих способностей воспитанников, их активности и самостоятельности.

Особенно большая роль в общем процессе воспитания принадлежит учебному процессу. Он является не только средством вооружения учащихся практическими умениями и навыками определённого вида труда, но и средством нравственного воспитания, а также оказывает помощь в выборе профессии.

Однако воспитание в процессе обучения осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержания учебного процесса, его организации и методики, условий труда, коллектива, в котором общается ребёнок.

Большую воспитательную роль играет строгое выполнение воспитанниками безопасности труда, требования культуры труда, норм времени, взаимных обязанностей в коллективе и т.д. Воспитательное воздействие оказывает также распорядок занятий, положительные традиции объединения, участие в различных мероприятиях. Это воздействие в значительной мере зависит от нравственного облика руководителя объединения, его знаний и умений, организаторских способностей, отношения к делу и воспитанникам, педагогического мастерства, такта и других качеств.

План воспитательной работы





Направление работы

Содержание работы

Дата

Место реализации

Граждакнско-патриотическое

Акция «Беслан! Мы помним!»

День освобождения города.

9 мая


сентябрь

февраль

май

ЦДТТ

Нравственное

Культпоходы в музеи, концертные залы, выставки.


в течении года

ЦДТТ

выставочные павильоны

Интеллектуальное

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся) просмотр фильмов, экскурсии, прогулки.


на занятиях кружка

МБОУ СОШ №4

Экологическое

Посадка кустарников и деревьев на территории школьного двора.

в течении года

МБОУ СОШ №4

Трудовое

Субботник по уборки территории школы и парка

по плану

МБОУ СОШ №4

Досуг

Организация спортивных мероприятий

по шахматам, шашкам, волейболу.

на каникулах

МБОУ СОШ №4

Работа с родителями

1.Индивидуальные собеседования с целью оказания посильной помощи, необходимой для успешной работы объединения.

2. Привлечение родителей при проведении праздников.

3.Создание системы совместного досуга.

4.Оказание родителям методической помощи, необходимой при индивидуальной работе с детьми по профилю объединения.


в течении учебного года

МБОУ СОШ №4

Профилактическая работа

1.Правила безопасности во время работы кружка.

2.Правила безопасности ПДД

3.Правила пожарной безопасности

4.Правила безопасности по антитеррору.


сентябрь

январь

МБОУ СОШ №4





Участие в творческих мероприятиях





п/п



Название мероприятия



Место проведения

Уровень (Международный

Всероссийский

региональный

муниципальный)

1

Посещение выставки

ЦДТТ

Муниципальный

2

Фигурное вождение велосипеда


Муниципальный

3

Шахматный турнир

МБОУ СОШ№4

Муниципальный

4

Соревнования по управлению моделей автомобиля

ЦДТТ

Муниципальный

5

Конкурс рационализаторов-изобретателей

ЦДТТ

Муниципальный

6

Выставка декоративно-прикладного и технического творчества

ЦДТТ

Муниципальный























Список литературы


1 Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

6. Волков И.П. Учим опыту. 1982

7. В.Т.Масляный «Техническое творчество в школе» Минск 1974

 8.Гукасова А.М.» Элементы технического моделирования».

9.Гушулей И.Н. Основы деревообработки. Для 7 – 8 классов. 1989.

10Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

11.Журнал «Школа и производство».

12 Журавлева А.П. « Кружки технического моделирования»

13  Журавлева А.Г.» Изготовление технических моделей»

14 Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

15 Кальней В.А., Капралова В.С., Поляков В.А. Основы методики и профессионального обучения. 1987.

16 Карабанов И.А.Технология обработки древесины. Для 5 – 9 классов. 1997

17. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

18 Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 19 - М.: Народное творчество, 2001.

20Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов. Для 5 – 9 классов. 2000.

21 Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

22. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

23 Скатин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. 1984.

24 Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

25. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

26. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

27. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

28. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

29. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000..

30. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.



Список литературы для детей



1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999. 2.Е.С.Данкевич, В.А.Поляков «Выпиливаем из фанеры» 1998 год.

3. З.Н.Марина «Техническое моделирование» 1997 год

4. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

5. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

13.Журавлева А.П. « Кружки технического моделирования»

14. Журавлева А.Г.» Изготовление технических моделей»

15.. Щербакова Л. П. Кружковые занятия по техническому моделированию».







.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!