Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 7-9 классах
«Основы программирования»
Руководитель: Батомункуева С.В. учитель информатики
Первая квалификационная категория
2020 2021 учебный год
-
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897), Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), основной образовательной программы основного общего образования и положением о рабочей программе учебного предмета, курсов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ №31 им. П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Цели изучения курса «Основы программирования»:
-
формирование интереса и положительной мотивации школьников к технологическому направлению обучения
-
знакомство учащихся с историей программирования.
-
изучение обучающимися языка программирования Паскаль
-
формирование у учащихся теоретических и практических знаний в области программирования
-
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
-
формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
-
формирование умений искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
-
формирование умение проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
-
Общая характеристика учебного курса.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. В настоящее время программирование вызывает значительный интерес у школьников. Объем школьного курса информатики, одним из разделов которой является «Алгоритмизация и программирование», недостаточен для глубокого изучения данной области. Программа «Основы программирования» позволяет удовлетворить образовательную потребность школьников в основах программирования, которые хотели бы более подробно ознакомиться с основами программирования, попробовать себя в реализации индивидуальных и общих проектов.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Реализация содержания курса требует интенсивного применения ПК, занятия проводятся в форме практических занятий в сочетании с лекциями. Контроль осуществляется в ходе уроков, по результатам опроса, выполнения практических работ.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в ходе ее реализации у учащихся, кроме предметных, формируются учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции. Кроме того, строгая последовательность тем в сочетании с индивидуальным подходом позволят раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (схемы, блок-схемы, презентации). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, справочниках, интернете. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности обучающихся.
3. Описание места учебного курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год) и предназначен для учащихся 7-9 классов. Возраст учащихся: 14-16 лет.
Режим занятий и место проведения: Программа ориентирована на реализацию информационно-технического направления и подробно знакомит обучающихся с основами программирования. Длительность занятия 45 минут. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Информатика». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.
При введении в школе карантина, участие учащихся в различных выездных олимпиадах и конкурсах, организация образовательной деятельности в школе осуществляется в соответствии с Положением о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4. Планируемые результаты освоения курса «Основы программирования».
При изучении курса «Основы программирования» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование ИКТ-компетентности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Метапредметные результаты:
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
- владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты:
- общее представление об истории программирования, методах программирования, новых направлениях;
- умение решать различные задачи с использованием языка программирования Паскаль (Линейные, ветвление, циклы);
- сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки информации;
- научиться решать олимпиадные задачи.
Программа не предусматривает обязательную урочную, отметочную оценку успешности обучающегося. Основные оценки – набор умений на основе занятий.
Оценивается:
1. Умение решать линейные задачи.
2. Умение решить задачи с условиями.
3. Умение решать задачи с использованием циклов.
4. Научиться понимать программный код.
5. Работа в малых группах и индивидуально.
Формы контроля уровня достижений учащегося:
5. Содержание учебного курса.
Тема 1. История программирования
Начало истории программирования. Структурное и модульное программирование. Объектно-ориентированное программирование. Компонентное программирование. Применение структурных и объектно-ориентированных методов программирования. Новые направления в программировании. Возникновение и назначение языка Паскаль.
Тема 2. Программирование на языке Паскаль
Понятие алгоритма. Алфавит и словарь языка Паскаль. Типы данных и структура программы. Процедуры ввода и вывода данных. Ввод данных с клавиатуры. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Арифметические операции, функции и выражения. Стандартные функции Паскаля. Оператор ветвления. Циклы. Цикл с предусловием. Разработка программ с использованием цикла while. Цикл с постусловием. Разработка программ с использованием цикла repeat. Цикл с параметром. Разработка программ с использованием цикла for.
Тема 3. Решение олимпиадных задач
Решение олимпиадных задач.
6. Тематическое планирование по разделам программы
-
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | История программирования | 7 | 7 | |
1.1 | Начало истории программирования. | 1 | 1 | |
1.2 | Структурное и модульное программирование. | 1 | 1 | |
1.3 | Объектно-ориентированное программирование. | 1 | 1 | |
1.4 | Компонентное программирование. | 1 | 1 | |
1.5 | Применение структурных и объектно-ориентированных методов программирования. | 1 | 1 | |
1.6 | Новые направления в программировании. | 1 | 1 | |
1.7 | Возникновение и назначение языка Паскаль. | 1 | 1 | |
2 | Программирование на языке Паскаль | 22 | 7,5 | 14,5 |
2.1 | Понятие алгоритма | 1 | 1 | |
2.2 | Алфавит и словарь языка Паскаль | 1 | 1 | |
2.3 | Типы данных и структура программы | 1 | 1 | |
2.4 | Процедуры ввода и вывода данных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Ввод данных с клавиатуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. | 1 | | 1 |
2.7 | Арифметические операции, функции и выражения | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.8 | Практическая работа№1. Сложение чисел А и В | 1 | | 1 |
2.9 | Стандартные функции Паскаля | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.10 | Практическая работа№2. Вычисление уравнений | 1 | | 1 |
2.11 | Оператор ветвления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.12 | Практическая работа№3 Сравнение | 1 | | 1 |
2.13 | Практическая работа№4 Треугольники | 1 | | 1 |
2.14 | Циклы | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.15 | Цикл с предусловием. Разработка программ c использованием цикла while. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.16 | Практическая работа№5. Сколько цифр в числе | 1 | | 1 |
2.17 | Цикл с постусловием. Разработка программ c использованием цикла repeat. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.18 | Практическая работа№6. Сколько положительных и отрицательных чисел | 1 | | 1 |
2.19 | Цикл с параметром. Разработка программ c использованием цикла for. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.20 | Практическая работа№7. Факториал | 1 | | 1 |
2.21 | Практическая работа №8. Среднее арифметическое | 1 | | 1 |
2.22 | Практическая работа№9 Степени двойки. | 1 | | 1 |
3 | Решение олимпиадных задач | 5 | | 5 |
3.1 | Решение олимпиадных задач | 5 | | 5 |
| Итого: | 34 | 14,5 | 19,5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная литература:
-
Босова Л.Л, Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Босова Л.Л, Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Немнюгин С.А. Turbo Pascal (практикум): СПб.: «Питер», 2003. – 475с.
-
Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0. Начальный курс. - Нолидж, 1998. -620 с.
-
Грызлов В.И., Грызлова Т.П. Турбо Паскаль 7.0. - М.: "ДМК", 2000. - 416 с.
-
Зуев Е.А. Turbo Pascal. Практическое программирование. - Приор,1997. - 336с.
-
Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. - СПб: Питер, 2003.-393с.
-
Эллиот Б.К. Turbo Pascal = Turbo Pascal Web Update. — М.: Вильямс, 2005. — 896с.
-
Лукин С.Н. TURBO PASCAL 7.0. Самоучитель для начинающих.- Диалог-МИФИ, 2005.-
-
400с.
-
Немнюгин С., Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal.- Питер, 2007.- 320с.
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Лазерный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Модем ADSL.
-
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).