СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по финансовой грамотности в средней группе "Улыбка" - "В гостях у Гнома-Эконома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе описывается кружковая работа по финансовой грамотности, план работы  с детьми и  с родителями, диагностика -мониторинг. Можно использовать и в старшей группе.

Просмотр содержимого документа
«Кружок по финансовой грамотности в средней группе "Улыбка" - "В гостях у Гнома-Эконома"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №26 «Кустук»














Кружок по финансовой грамотности в средней группе «В гостях у Гнома-эконома»















Выполнила  :

воспитатель    

Гоголева Я.Б.









2022-2023 уч. Год



Пояснительная записка

«… Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование

во всех областях! ...

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

Сами, побуждаемые

Собственной страстью,

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К.И. Чуковский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Актуальность программы

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Основные цели и задачи кружка

Цель данной программы кружка:

Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;

  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;

  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Предполагаемые результаты кружковой работы:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.





Интеграция образовательных областей


1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы

3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Система оценки результатов освоения Программы кружка

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.

Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний детей среднего дошкольного возраста

Задание 1 «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

  2. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.

  3. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

  5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.

  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

1 балл – правильно один или два ответа

2 балла – правильно 4 ответа

3 балла – правильно больше 5 ответов

Задание 2 «Найди лишнее».

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит…(пользу)

  2. Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра) учится в институте и получает….(зарплату, пенсию, стипендию).

  3. Доходы семьи можно увеличить, если….(вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)

  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии).

  5. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).

  6. Место хранения и накопления денег называется… (банк).

  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).

1 балл – правильно два ответа;

2 балла – правильно четыре-пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов.


Методическое обеспечение

1. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Киселева Юлия Алексеевна

2. Беседы об экономике. Шорыгина Татьяна Андреевна

3. Занимательные финансы. Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО. Стахович Людмила Валентиновна

4. Открытия Феечки Копеечки. Образовательная программа развития финансовой грамотности дошк. ФГОС ДО. Любимова Людмила Валентиновна

5. Финансовая грамота. Рабочая программа с методическими рекомендациями. Пособие для педагогов ДОО. Кинеева Марина

6. Педагогическая диагностика основ финансовой культуры дошкольников Стахович Людмила Валентиновна

1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

4. Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.

5. Сказки о деньгах.

6. Интернет источники.


Учебно- тематический план работы

В средней группе из расчета 1 – час работы в неделю

Таким образом ,количество занятий учебного периода будет составлять 32 часа.

Месяцы

Часы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

4ч.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

ИТОГО

4ч.

34 час.




Тематическое планирование ООД

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема 1

Изучение методической литературы;

Подбор Необходимого материала к проекту

Тема 2

Создание развивающей среды по проекту

Тема 3

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Тема 4

Мониторинг детей по финансовой грамотности

Октябрь

Тема 1

«Что такое труд? Продукт труда»,

«Предметный мир»


Тема 2

«Работать и зарабатывать»



Тема 3

«Все профессии нужны, все профессии важны»


Тема 4

«Профессии наших родителей

Ноябрь

Тема 1

«История денег», «Какие бывают деньги»


Тема 2

«Как деньги попадают в дом. Трудовая денежка всегда крепка».



Тема 3

«Что такое доход и расходы»

Тема 4

«Потребности и желания»




Декабрь

Тема1

«Семейный бюджет»


Тема2

«Тратим разумно и экономно»


Тема3

«Что такое копилка»



Тема 4

«Что важнее денег»


Январь



Тема 3

«Что такое банк» виртуальная экскурсия


Тема 4

«Денежные знаки разных стран»(валюта)

Февраль

«Что такое реклама»


Игровая ситуация «Рекламная компания»

«Барбоскины и реклама»

Игровая ситуация «Самая лучшая реклама»


Март

«Где и что продают –ярмарка, магазин, рынок»

«Супермаркет»

«Рынок»

«В стране обмении. Что такое бартер»

«Покупаем разные вещи за границей.Купюры разных стран» -повторение закрепление.

Апрель

«Как хлеб попал на наш стол»

«Заводы нашего города»

«Мастерская – вторая жизнь игрушек»

«Давайте вспомним из какой я сказки»-экономические сказки

Май


Викторина по формированию основ грамотности

Квест-игра «Путешествие по стране Экономии»

Итоговый мониторинг




Приложение 2

План работы с родителями

п/п

Месяц

План работы с педагогами, родителями

1.

Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

2.

Октябрь

Консультация: «Введение детей среднего дошкольного возраста в мир экономики»

3.

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4.

Декабрь

Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6.

Февраль

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7.

Март

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Буклет «История о дереве и человеке»

8.

Апрель

Консультация: «Введение детей среднего дошкольного возраста в мир экономики»

9.

Май Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Приложение 3

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний детей среднего возраста за период 2022-2023 учебный год.

В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.

Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний детей среднего дошкольного возраста

Задание 1 «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

  2. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.

  3. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

  5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.

  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

1 балл – правильно один или два ответа

2 балла – правильно 4 ответа

3 балла – правильно больше 5 ответов

Задание 2 «Найди лишнее».

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит…(пользу)

  2. Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра) учится в институте и получает….(зарплату, пенсию, стипендию).

  3. Доходы семьи можно увеличить, если….(вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)

  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии).

  5. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).

  6. Место хранения и накопления денег называется… (банк).

  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).

1 балл – правильно два ответа;

2 балла – правильно четыре-пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов


Учебно-тематический план

Месяц

Сентябрь

1

Презентация - «Откуда пришли деньги?»-

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное путешествие с использованием ИКТ.

Познакомить с историей возникновения денег.

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

4

Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Дидактическая игра «Заветные желания»,

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

1

Беседа - «Понятие цены, стоимости».

Демонстрация мультфильма «Телефон».

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Октябрь

2

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

Игра – «Магазин»

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

3

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)

Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

4

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная

экскурсия.)

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Ноябрь

1

Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

2

Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?»

Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть.

3

Беседа - «Семейный бюджет»

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

4

Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Декабрь

1

Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи»

Сформировать понятие об основных расходах семьи.

2

Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

3

Беседа – «Что такое налоги и зачем их платить»

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России.

4

Деловая игра – « Семейная копилка. Учимся экономить»

.

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

5

Игра - «Хочу и надо».

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

Январь

1

Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен»

Дать детям, понятие денежный долг.

2

 Игра – «Карманные деньги»

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

3

Беседа – «Что за деньги купить нельзя»

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

Февраль

1

Беседа – «Рекламы разные нужны»

Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

2

Деловая игра - «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

3

Беседа - «Благотворительная деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

4

Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Март

1

Игра - «Путешествие в страну  профессий». 

Обобщить знания о профессиях.

2

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

3

Ролевые игры в профессии

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

4

Игра - «Любой труд – оплачиваем»

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Апрель

1

Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

  2. Давать нравственную оценку поступкам героев

2

Игра - «Свой бизнес»

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

  2. Формировать экономическое мышление;

  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

3

Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

  1. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

КВН - «Путешествие в денежную страну»

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Май

1

Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

Изготовление различных поделок для ярмарки.

2

Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

3

Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

4

Диагностика по итогам изучения курса

Оценка с формированности  финансовой  грамотности.



Список литературы

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации

12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!